Найти тему

Лео Делиб: Жизнь и творчество великого композитора

Оглавление

Введение

Среди французских композиторов XIX века творчество Делиба характеризуется чистотой французского стиля: Его музыка лаконична и красочна, мелодически и ритмически гибка, остроумна и искренна. Стихией композитора был музыкальный театр, и его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX века.

Детство композитора

Лео (Клеман Филибер) Делиб родился 21 февраля 1836 года в Сен-Жермен-дю-Валь в департаменте Сарта в семье музыкантов. Его дед Б. Батист был солистом парижского театра, а дядя Э. Батист - органистом и профессором Парижской консерватории. Первое музыкальное образование будущий композитор получил от матери. После смерти отца, почтового служащего, подросток в 1847 году вместе с матерью переехал в Париж и поступил в класс композиции А. Адана при консерватории. Адана. В то же время он учился игре на фортепиано у Ф. Ле Купе и на органе у Ф. Бенуа.

Работа в 17 лет и первые результаты

С 1853 года он работал концертным пианистом в Лирическом театре и церковным органистом в парижских соборах. Он давал уроки игры на фортепиано и выступал как пианист на фестивалях балов. К первым произведениям Делиба относятся оперетты «Auf zwei Sou Kohle» (1855), «Sechs Jungfrauen auf der Stelle» (1856), где среди музыкальных номеров выделяется остроумная дуэтная пародия на оперу «Цампа» Герольда, и «Zwei alte Pfleger» (1856). Одноактные комические миниатюры продемонстрировали драматургическое мастерство композитора, его тонкое чувство театральной формы, умение ярко обрисовать характер каждого действующего лица, живость и демократизм мелодического языка, вобравшего в себя черты городского фольклора. Внимание публики и критиков привлекла одноактная комическая опера «Месье Гриффар» (1857). Это произведение, написанное в стиле итальянской оперы-буффа, отличается чисто французским мелодическим изяществом.

В середине 60-х годов молодой композитор начал привлекать интерес парижского музыкального и театрального мира. Его пригласили работать вторым хормейстером в Гранд-Опера (1865-1872). В это же время вместе с Людвигом Минкусом он написал музыку к балету «Штром» (1866) и дивертисмент «Дер Вег» к великолепному балету Адана «Корсар» (1867). Эти работы, талантливые и изобретательные, принесли Делибу заслуженный успех. Однако следующее произведение композитора было принято к исполнению Большой оперой лишь четыре года спустя. Это был балет «Коппелия, или Девушка с эмалированными глазами» по мотивам сказки Т. А. Гофмана «Песочный человек» (1870). Он помог Делибесу добиться европейской популярности и стал важной вехой в его творчестве. Слава композитора укрепилась после создания балета «Сильвия» по драматической пасторали Т. Тассо «Аминта» (1876).

Балет «Коппелии»

В основе «Коппелии» лежит бытовой сюжет, но он не получает последовательного развития. В «Сильвии» мифологические мотивы развиваются весьма условно и экстравагантно. Тем более заслуга композитора в том, что он создал живую, сочную и выразительную партитуру, несмотря на нереальный, драматургически слабый сценарий.

Музыке обоих балетов присущи живые фольклорные черты. В «Коппелии», в соответствии с сюжетом, используются не только французские мелодии и ритмы, но и польские (Мазурка, Краковяк в первом акте) и венгерские (Баллада о Сванильде, Чардаш), здесь более заметна связь с жанром и бытовыми элементами комической оперы. В «Сильвии», напротив, характерные черты обогащены психологизмом лирической оперы.

Другие оперы Делиба

Лаконизм и динамика выражения, пластичность и красочность, гибкость и четкость танцевального рисунка - вот лучшие качества музыки Делиба. Он был большим мастером в построении танцевальных сюит, отдельные номера которых связаны инструментальными «речитативами» - пантомимными сценами. Драматическое и лирическое содержание танца сочетается с жанрово-образным, насыщая партитуру активным симфоническим развитием. Например, образ ночного леса, которым открывается «Сильвия», или драматическая кульминация первого акта. В то же время в праздничной танцевальной сюите последнего акта возникают прекрасные образы народного праздника и веселья.

Чайковский писал об этом произведении: «Я слышал балет „Сильвия“ Лео Делиба, слышал внимательно, ибо это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Какая прелесть, какая грация, какое богатство мелодий, ритмическое и гармоническое богатство!»

Большой популярности достигли и оперы Делиба: «Так говорил король» (1873), «Жан де Нивель» (1880) и «Лакме» (1883). Последняя стала самым значительным оперным произведением композитора.

Сюжет оперы взят из жизни индейцев. Индейцы находятся в оппозиции к британским колониальным правителям и изображаются в слегка ироничной манере, используя средства, близкие к комической опере, а иногда и оперетте. Самые живые моменты оперы связаны с изображением мира мыслей героини и ее окружения.

Партия Лакме проникнута звучностью. Ее центральная черта заключена в сцене-легенде второго акта (так называемая «ария с колокольчиками»).

Другая сторона - образ Нилаканты, фанатичного, мстительного жреца, - появляется в хоровых сценах, которых в опере немало, и трактуются они по-разному. В красочном вступлении, изображающем молитву в храме, впервые появляется причудливая «восточная» тема обращения к богам (средняя часть хора - Лакме поет в сопровождении арф). К ней близки хор заговорщиков под управлением Нилаканты и драматическая кульминация второго действия (хор браминов). Это драматургически центральная сцена, которая подводит итог предшествующим бытовым и драматическим сценам оперы.

Тонко разработанный «восточный» колорит, изящно нарисованный элегический образ героини, выразительная характеристика сурового священника Нилаканты - все это, вместе с красочной оркестровкой, делает «Лакме» одной из лучших французских восточных опер.

Помимо сочинительства, Делиб уделял много внимания преподаванию. С 1881 года он был профессором Парижской консерватории. Доброжелательный и отзывчивый человек, мудрый педагог, Делибес оказывал большую помощь молодым композиторам. В 1884 году он стал членом Французской академии изящных искусств.

-2

Последняя работа французского композитора

Последней работой Делиба стала опера «Кассия», которую композитор так и не смог завершить. Он умер в Париже 16 января 1891 года. Опера «Кассия» была завершена в 1893 году по заказу Массне. Она еще раз доказывает, что композитор никогда не изменял своим творческим принципам, утонченности и элегантности стиля.

Наследие Делиба состоит в основном из музыкальных и сценических произведений. Наибольших творческих достижений композитор добился в области балета. Обогатив балетную музыку широтой симфонического дыхания и цельностью драматургии, он проявил себя как смелый новатор. Это признавали и критики того времени. Э. Ханслик, например, говорил: «Он может гордиться тем, что первым разработал драматический подход к танцу, превзойдя всех своих соперников.

Делиб был великим мастером оркестра. Партитуры его балетов - это, по словам историков, море красок. Композитор перенял многие оркестровые приемы французской школы. Для его оркестровки характерно предпочтение чистых тональных красок и множество тонких колористических находок. Делиб, несомненно, оказал влияние на дальнейшее развитие балета не только во Франции, но и в России. Достижения французского мастера были продолжены в хореографическом творчестве Чайковского и Глазунова.