переводная статья
Такая доктрина, как,
например, гербартианская, о том, что ум - это вместилище, возлагает всю нагрузку по образованию (подготовка знаний в виде соблазнительных кусочков, должным образом упорядоченных) на учителя. Дети, которых учат по этому принципу, рискуют получить много знаний, но мало уметь; а аксиома учителя гласит: «То, чему учится ребенок, имеет меньшее значение, чем то, как он учится».
Мы доходим до принципа № 10 Шарлотты Мейсон, и тут же наши глаза стекленеют, и мы задаемся вопросом, какое отношение имеет к нам «гербартианская философия». Но призраки Гербарта живы и здравствуют. Сегодня эти призраки предстают перед нами в виде унитарных исследований, школьных систем, ориентированных на тесты, и апатичных детей. Все они - отпрыски гербартианского взгляда на детей, их способность учиться самостоятельно и роль учителя. Принцип № 10 указывает на баланс между руководством учителя и самостоятельной активностью ученика. Гербарт дает нам пассивных учеников. Мейсон требует полностью вовлеченных учеников.
Что такое гербартианская модель образования?
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) был немецким философом. Его идеи об образовании оказали огромное влияние на практику преподавания, особенно в Америке во времена Шарлотты Мейсон. Мое представление о Гербарте основано на словах Мейсон в ее трудах. Сам я Гербарта не читал. Так что вот так.
Гербарт считал:
• Разум - это вместилище идей, и что ИДЕИ действуют на человека, а человек не имеет права голоса.
• Работа учителя заключается в том, чтобы подготовить для ученика связи идей.
• Идеи сами по себе живут своей жизнью, а ребенок - всего лишь их получатель. Идеи могут вплывать и выплывать из головы.
(Том 6 стр. 255)
Гербартианский урок похож на урок по разделу на стероиды. Роль учителя заключается в том, чтобы подготовить группы идей и помочь удержать их в голове ребенка. Эти связи могут развлечь ребенка, но, как вы увидите, работы для него очень мало. Он зависит от учителя.
Мейсон дает нам почувствовать вкус этой гиперсвязи идей для ученика на следующем уроке, используя литературную классику «Робинзон Крузо».
Пример урока Гербарта с использованием «Робинзона Крузо
Ученики читают «Робинзона Крузо», и по мере чтения их школьные уроки вращаются вокруг этого произведения. Уроки включают в себя:
• Литература и язык
• Уроки с предметами, например, море, корабль, спасательная шлюпка и т. д.
• Уроки рисования: лодка, корабль, весло.
• Уроки чтения, связанные с историей
• Уроки письма, связанные с историей
• Уроки математики, связанные с историей
• Пение и декламация, связанные с историей
Пример, который использует Мейсон, включает в себя эту историю и уроки, которые ее поддерживают, в течение всего учебного года. Этого времени как раз достаточно, чтобы привести ребенка к изнеможению от книги. Работа учителя очень объемная, а работа учеников заключается в том, чтобы просто воспринять идеи. Их не просят самостоятельно устанавливать связи, что очень важно для обучения.
Возражения шарлотты Мейсон против Гербарта
Дети, которых учат по методу Гербарта, не занимаются самообразованием. Их просто развлекают или, что еще хуже, нянчат, скармливая им идеи и соответствующие связи, установленные учителем.
Мейсон была обеспокоен тем, что такой подход к образованию приводит к нескольким последствиям:
1. Ребенок полностью зависит от учителя, чтобы учиться и развиваться.
2. Детей просто развлекают и не учат думать и добывать знания самостоятельно.
3. Учитель слишком много говорит, а дети слишком мало учатся.
4. Ребенок лишен удовольствия делать открытия самостоятельно.
Обратите внимание, как сильно ученики полагаются на учителя в этом методе, и это заставляет задуматься: Что должен делать учитель, чтобы подготовить урок? Если мои дети рисуют картинку после прочтения рассказа, следую ли я гербартианскому методу? Или на уроках композиции мы используем прочитанную литературу для обучения искусству письма. Разве это неправильно?
Роль учителя
Мейсон говорит нам: «Дело учителя - указывать, стимулировать, направлять и сдерживать приобретение знаний, но ни в коем случае не быть первоисточником и источником всех знаний для самого себя. Чем меньше родители и учителя будут говорить и излагать свои знания и мысли детям, которых они обучают, тем лучше для детей. Расщепленая пища для здорового желудка не способствует энергичному пищеварению.
Детям нужно дать возможность поразмышлять, оставить их наедине с собственными мыслями. Они сами попросят о помощи, если захотят ее получить».
(Том 3 стр. 162)
Мейсон дает нам представление о роли учителя, который должен помочь определить направление предстоящей работы. Учитель должен указывать, стимулировать, направлять и ограничивать работу, которую должен выполнять ребенок. Она устанавливает границы школьной работы ребенка, чтобы его направляли через книги, а не предоставляли самому себе пробираться через океан Великих идей. Это включает в себя выдачу заданий и составление расписания или графика на день.
Задания могут включать в себя:
• Задания по чтению с указанием номеров страниц, которые нужно прочитать, или количества времени, которое нужно потратить на определенную книгу.
• Письменные задания на изложение
• Работа в тетради (рисование, раскрашивание, лепка из глины и т. д.)
• Устный рассказ
• Эксперименты
• Другая благородная работа такого рода - все это в пределах допустимого для учителя, использующего метод Мейсона.
Работа ученика гармонично сочетается с работой учителя. Каждый играет
свою роль.
Несколько слов об учителе, «оставляющем ребенка одного»
Некоторые в кругах Шарлотты Мейсон считают, что этот принцип означает, что учитель не должен ничего делать, ничего говорить, а просто передать книгу ребенку и позволить автору делать свою работу. Конечно, ребенок будет рассказывать, но даже в этом случае не стоит суетиться. Но это безответственно и к тому же не учитывает личность учителя. Помните, что учитель и ученик действуют друг на друга, как земля вращается вокруг солнца. Солнце тянет землю к себе, а земля - в бесконечность. Так и в случае с ребенком и учителем.
У учителя есть свои мысли, интересы и мудрость, которые он привносит в урок. Она покажет ученикам, как искать в тексте добродетели и пороки. Она сама будет полностью увлечена идеями, чтобы иметь возможность сочувствовать и помогать ученикам учиться более полной вовлеченности. Мейсон согласна с этим, она говорит нам: «Нам не нужно говорить ни слова о необходимости живой мысли в учителе; только в той мере, в какой он интеллектуально жив, он может быть эффективным в том замечательном процессе, который мы легкомысленно называем „образованием“».
(Том 2 стр. 279)
И снова мы рассматриваем роль учителя. Как должна выглядеть подготовка, если мы не должны каким-то бессмысленным образом устанавливать все связи для ребенка? Должны ли мы просто «открывать и идти» на всех наших уроках, чтобы мы могли быть удивлены сокровищами урока так же, как и наши ученики?
Одним словом, нет.
«Мы должны учиться тому, чему должны учить» (том 5, стр. 130). «Наша постоянная забота должна заключаться в том, чтобы они смотрели, слушали, трогали и нюхали, а путь к этому лежит через сочувствие с нашей стороны: на что мы смотрим, то и они будут смотреть; запахи, которые мы воспринимаем, они тоже будут воспринимать».
(Том 2 стр. 192-3)
Наши студенты берут с нас пример в том, как относиться к добру, истине и прекрасным идеям. Мы - проводники, философы и друзья. Это означает, что мы должны иметь представление о том, куда мы движемся, понимать главную цель образования, которое мы предоставляем, и делать это с любовью и сочувствием, уважая личность ребенка, побуждая его расти, бросая ему вызов, чтобы стать лучше, чем он есть, и поощряя его на этом пути.
Роль учащегося
Теперь, когда мы видим роль учителя в руководстве работой ученика, какую роль играет ребенок? Как он должен участвовать в своем образовании? Мы хотим, чтобы умы наших детей были полностью живыми и вовлеченными в работу, но как это происходит?
Если учитель - это солнце, то ребенок - это земля. Каждый из них тянет за собой другого. Именно движение вращения Земли поддерживает баланс. И солнце, и земля активны. Если учитель активен и задает работу ученику, то обязанность ученика - предложить свою собственную активность для выполнения работы. Ребенку показывают, как брать из окружающего его золота с помощью структуры, созданной учителем. Это не система «оставь и забудь». Наша цель - привести детей к отношениям с Богом, человечеством, творением и, в конечном счете, с самим собой. Это работает только в том случае, если ребенок может свободно встречаться с идеями в определенных границах.
Если вы учили ребенка читать, то знаете, что он должен проделать работу по произнесению звуков слов, а затем озвучить их, чтобы в конце концов «понять». Мы можем совершить ошибку, назвав ребенку звук буквы, когда он пытается запомнить звук, но именно в самом акте запоминания и заключается волшебство обучения чтению. Он должен сам проделать эту работу. Мы можем направлять его, поощрять, а когда он произносит нужный звук, повторять за ним, но если мы хотим, чтобы он научился читать, мы должны позволить ему самому проделать эту работу, вспомнив звук в уме. То же самое касается любого другого предмета. Принцип прост.
Но мы должны применять его во всех аспектах образования ребенка, что одновременно и сложно, и просто.
Чтобы учиться, ребенок должен:
• Слушаться учителя и выполнять задания словом, делом и отношением.
• Уделять внимание уроку.
Итак, один из аспектов образования заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться управлять собой, как благосклонный король огромным королевством. Для этого он учится повиноваться, что означает физическое сдерживание или подчинение. Он также учится привычке внимания, что является повиновением разума. Просто. Но трудно.
Работа по обучению происходит в процессе самоуправления. Характер ребенка воспитывается с каждым занятием, с каждым уроком чтения, с каждым актом повествования. Ребенок учится, растет и развивается в мужчину или женщину, которыми он станет. Снова Мейсон:
«Далее, хотя эмансипация детей происходит постепенно, с каждым днем они все больше овладевают искусством и наукой самоуправления, все же наступает день, когда право родителей править заканчивается; родителям не остается ничего другого, как милостиво отречься и оставить своих взрослых сыновей и дочерей абсолютно свободными, даже если они все еще живут дома; и хотя в глазах родителей они не совсем подходят для того, чтобы доверить им распоряжаться собой: Если они не справляются с таким самоопределением, будь то в отношении времени, занятий, денег, друзей, то, скорее всего, виноваты их родители, не приобщившие их постепенно к полной свободе, которая является их правом как мужчин и женщин. Как бы то ни было, теперь уже слишком поздно удерживать их в процессе обучения; годные или не годные, они должны сами держать руль». (Том. 2, стp. 17-18)
От этой цитаты я всегда ухожу отрезвленной. Мейсон напоминает нам о том, как важно, чтобы ребенок научился управлять собой. Это управление собой происходит в каждом аспекте дня ребенка. Как только мы поймем, что наша работа заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться хорошо управлять собой, наша работа упростится. Нам не нужно устанавливать для него все связи или придумывать идеальный план урока. Мы можем быть готовы к уроку и верить, что идеи подействуют на ребенка, когда мы покажем ему, как взаимодействовать с Великими идеями, которые все исходят и находят свои ответы в самом Боге.
На прощание я приведу одну цитату об этом принципе, которая показывает, как он работает на школьниках.
«Слишком много учебы и слишком мало работы. Учитель, готовый использовать те силы, которые ему дала его подготовка и опыт, работает слишком усердно, в то время как доля мальчика в этой борьбе слишком мала. Можно сделать образование слишком легким для детей и лишить обучение той умственной дисциплины, которая часто утомляет, но в конце концов вырабатывает концентрацию и способность к самостоятельной работе... Он редко бывает предоставлен самому себе с книгой в руках, вынужден концентрировать весь свой ум на скучных словах, которые перед ним, и никого нет под рукой, чтобы объяснить или облегчить работу памяти маленькими трюками повторения и ассоциаций... «Молчаливое чтение» иногда разрешается в нечетные полчаса. . оно вполне может стать регулярным предметом, ведь чтение вслух - это всего лишь плохой подарок по сравнению с практикой чтения наедине с собой».
Итак, позвольте ребенку читать великие книги и дайте ему работу, которая поможет ему научиться думать. И будьте осторожны с учебными программами и ресурсами для домашнего обучения, которые «делают работу за вас». Работу должен делать сам ученик, а мы должны понимать, как помочь ему в этом.
У нас есть еще один аспект идей, питающих детские умы, который мы рассмотрим в следующий раз. Затем мы начнем переходить к практическим аспектам наших 20 принципов.
Вопросы для размышления:
1. Какие привычки послушания хорошо работают в вашем доме? Перечислите несколько.
2. В какой области послушание нуждается в работе?
3. Над какой привычкой вы можете поработать сами, чтобы помочь своему ребенку?
4. Каким образом ваша собственная привычка к вниманию выросла с тех пор, как вы начали заниматься домашним обучением?
5. Каким образом, по вашим наблюдениям, ваш ребенок развивает привычку внимания?
6. В какой области привычка к вниманию развита слабо? Как это проявляется?
7. Как вы можете использовать свои творческие способности, чтобы помочь своей семье развить более сильную привычку внимания в этой области?
8. Какова роль учителя?
9. Какова роль ученика?
10. Как эти две роли дополняют друг друга?
Джой