Я продолжаю знакомиться с фильмографией режиссёра Такаси Миике и добралась до фильма «Клинок бессмертного» («Mugen no junin», 2017, Япония, драма, фэнтези, боевик).
Вступление
Данный фильм снят по манге (японским комиксам) авторства Хироаки Самуры, по этой же манге сняты два мультсериала, а также написана книга. Да, я знакома и с первоисточником, и с мультсериалами, не читала только книгу, потому что не нашла. Скажу честно, моё впечатление от фильма до знакомства с ними и после сильно отличаются не в пользу фильма. Но в своём отзыве я намеренно буду сначала говорить о фильме как о самостоятельном произведении, а остальные мысли напишу в конце.
О сюжете и героях
Развитие сюжета фильма начинается с того, что самурай Мандзи убивает мужа своей младшей сестры Мачи (причину объясню позже), и сестра от горя сходит с ума. Мандзи не может покончить с собой из-за чувства вины, потому что ему надо заботится о Мачи. Их родители, похоже, уже умерли, и больше некому позаботиться о девушке. Однажды Мачи похищают, и Мандзи вступает в схватку с похитителями. Его тяжело ранят, он при смерти, но тут появляется волшебная старушка-монахиня Яобикуни, которая делает героя почти бессмертным. Она поселила в его крoвь священных червей, которые способны быстро вылечить раны и прирастить обратно отрубленные конечности. Нет, черви не всемогущие, если отрубят голову, то они не помогут. Самой монахине уже 800 с лишним лет как раз за счёт того, что в ней тоже живут эти черви.
Мандзи вечно ходит с растрепанной причёской и в небрежно надетом кимоно. Он носит при себе много видов холодного оружия, но это фэнтези, и поэтому спрятанное под одеждой оружие совсем не выступает, со стороны видны лишь два меча, которые Мандзи носит открыто. Он грубоватый и склонный к чёрному юмору. Мандзи не рад своему бессмертию, а монахиню, сделавшую его таким, за глаза называет «старой коровой».
Отец Рин Асано (второй главной героини) возглавлял школу боевых искусств Мутеничи-рю. Однажды на территорию их школы пришли люди из школы Итто-рю, убили отца Рин, а её мать изнасилoвали и тоже убили. Но Рин не видела убийcтво матери (её оградил от этого зрелища один из нападавших, Курои Сабато) и поэтому считала, что её мать похитили. Рин хочет отомстить за смерть отца. Однажды Рин встречает ту же самую монахиню Яобикуни, что и Мандзи. Монахиня советует девушке нанять телохранителя, чтобы он помог ей отомстить. Старушка даёт Рин портрет Мандзи, и они в итоге встречаются. Именно внешнее сходство Рин и Мачи стало главной причиной, по которой Мандзи согласился помочь Рин, но постепенно он к ней привязался.
Способности Рин к боевым искусствам близки к нулю, хотя сама Рин поначалу наивно думала, что тренировки в школе отца и то, что она два года тренировалась в одиночку в лесу после его смерти, должно ей помочь. Для Рин так важна справедливость, что в одной из сцен она заступается даже за своего главного врага Аноцу Кагехису, когда на него хочет напасть толпа людей. Рин начинает кричать, что нечестно нападать толпой на одного. В фильме есть эпизод, когда Рин решает действовать дальше одна без помощи Мандзи и тайком сбегает, а он идёт её искать, понимая, что она не справится в одиночку.
Основная часть сюжета показывает путешествие Рин и Мандзи, людей, с которыми они сталкиваются.
Итто-рю:
- Кагехиса Аноцу, молодой предводитель школы меча Итто-рю, напавшей на школу меча отца Рин, сделал это из мести. Прадедушка Рин несправедливо обидел дедушку Кагехисы, и Кагехиса отомстил, убив всех представителей этой школы. Но он запретил своим людям трогать Рин, потому что она ещё ребёнок. Кагехиса Аноцу — очень амбициозный и уверенный в себе человек, его цель — победить все школы меча и объединить их в одну. Он считает, что в битве главное — победа, а каким оружием драться и какие приёмы использовать не имеет значения. Его дедушку выгнал из школы Мутеничи-рю прадедушка Рин за использование чужеземного холодного оружия. Поэтому Аноцу использует этот топор в сражениях в память о дедушке. Когда Кагехиса Аноцу встречает Рин в лесу два года спустя, он не испытывает к ней ненависти и считает, что она похожа на него тем, что использует боевые техники, которые не одобрили бы в школе её отца (речь идёт о метании ножей).
- Девушка по имени Макие с впечатляющими боевыми навыками. Она сомневалась в том, правильно ли поступает, убивая людей по приказу Кагехисы. Когда она не смогла убить Мандзи и Рин, то ушла из-за Итто-рю, но потом в конце фильма она приходит на помощь Кагехисе, когда он сражается.
- Курои Сабато — человек из Итто-рю, который каждые два месяца присылал Рин любовные письма, но при этом мечтал её убить, потому что у него были явные проблемы с головой, и для него не было в этом противоречия. Также он прикрепил к своим плечам отрезанные головы женщин, которых считал красивыми, и одной из них была мать Рин (не забываем, что это фэнтези, в фильме не объяснено, почему головы не разлагались).
- Тайто Магацу — друг Аноцу Кагехисы, который забрал себе меч отца Рин в качестве трофея, а Мандзи потом сразился с этим мужчиной и вернул меч Рин. Простолюдин, ненавидит самураев, потому что его сестру убил самурай из-за сущей ерунды: она играла около дороги и случайно попала в лошадь этого самурая мячиком.
- Сидзума Эйко — бессмертный самурай, которому около 200 лет. Его расстраивает, что все его жёны и друзья умерли. Он предлагает Мандзи объединиться, чтобы свергнуть Аноцу Кагехису и вместе управлять Итто-рю, но Мандзи отказывается. Из-за его отказа и у Мандзи, и у Рин будут неприятности...
Мугай-рю
Люди из школы Мугай-рю работают на правительство, их начальник — самурай Кагимура Хабаки. Это команда собрана из людей, которых должны были убить за совершенные преступления, но помиловали, чтобы они работали на Хабаки.
В эту команду входят Сира, Хякурин и Гиичи. Хякурин и Гиичи мало задействованы в сюжете. Сира психически нездоров и имеет садистские наклонности. Отчасти из-за поведения Сиры (например, Сира избил Рин) Мандзи передумал объединяться с Мугай-рю, хотя они тоже считали Аноцу Кагехису своим врагом. А второй причиной было то, что он догадался, что они работают на правительство.
Наблюдения, мысли вслух при просмотре фильма, факты о фильме
- Жизнь Мандзи до того, как он стал бессмертным, показана в чёрно-белом цвете, а с момента обретения бессмертия фильм становится цветным.
- В фильме много поединков с использованием разнообразного холодного оружия (не только мечей). Лично я не видела ни одного другого фильма, в котором было бы показано столько видов холодного оружия одновременно!
- Рин напоминает японскую школьницу, которую отправили в прошлое.
- По фильму непонятно, почему Макие внезапно оказывается в том месте, где Аноцу Кагехиса сражается с самураями под предводительством Хабаки. Для человека, не читавшего мангу, это появление притянуто за уши.
Фраза из аннотации «Мандзи случайно убил мужа сестры» кажется странной, но в самом фильме герой всё объясняет в одном из диалогов: он убил «нехорошего» чиновника по приказу господина, но потом оказалось, что это человека обвинили незаслуженно, а главный злодей — это сам господин. Тогда Мандзи убил господина и его охранников, одним из которых был мужем Мачи.
- При желании реальный возраст Мандзи можно подсчитать. На момент, когда Яобикуни сделала его бессмертным, ему было, наверное, лет 25-30. Рин он встретил через 50 лет (об этом сказано в фильме), получается, ему примерно 75-80 лет. Но выглядит он, как в день обретения бессмертия. Что касается Аноцу Кагехисы, то ему 22 года. Родителей Рин убили, когда ей было 14, на момент встречи с Мандзи ей 16.
- В фильме Рин и Мачи (сестру Мандзи) играет одна и та же актриса, потому что по сюжету они похожи внешне.
- Фильм длинный, 2 часа 20 мин, но засчёт большого количества героев и событий это не ощущается.
- Это был 100-й фильм в фильмографии Такаси Миике. Поэтому я и шучу в своих статьях, что, наверное, успею выйти на пенсию к тому моменту, когда пересмотрю все фильмы этого режиссёра)))
Сравнение с первоисточником и мультсериалами
В манге намного больше героев, а образы основных героев очень детализированны: сообщается много информации об их жизни, привычках, характере, много диалогов. А я люблю, когда о героях известно много, чем больше, тем лучше!
В манге почти каждая деталь что-то значит.
Например, необычные украшения в косах Рин — это не просто украшения, они полые внутри, Рин хранит в них лекарства и яды. Но в фильме эту тему не раскрыли.
В фильме меня удивило, почему в фэнтези с антуражем старины Хякурин красится в блондинку. Зато в манге подробно объяснены причины, по которым она это делает.
В манге, в отличие от фильма, объяснено, почему Мандзи так часто ранят. Он обленился из-за своего бессмертия, знает, что всё быстро заживёт в случае травмы. У него просто нет необходимости быть предельно сконцентрированным. А ещё он несколько медлителен из-за того, что 12 видов холодного оружия, которые он носит с собой, все вместе много весят. В манге он порой умышленно выкидывает часть предметов, когда ему критично быть быстрым.
В фильме лишь частично раскрыто отношение Рин к Мандзи: она воспринимает его как старшего брата, но при этом ревнует, когда он уходит с Макие, прикинувшейся прoституткой, чтобы заманить его в ловушку и убить в поединке.
По манге у Рин очень запутанное отношение к Мандзи: это что-то промежуточное между отношением к родственнику более старшего возраста и влюблённостью. В манге они даже два раза поцеловались, а однажды Рин (по совету старшей приятельницы Хякурин, заметившей чувства Рин к нему) позвала Мандзи ночевать в свою комнату, но в итоге струсила, и между ними ничего не произошло. Сам Мандзи изначально видел в Рин ребёнка, замену своей младшей сестры, но потом заметил, что она уже повзрослела. Но он не хотел на неё «давить». К тому же, Мандзи знал, что ещё долго останется вечно молодым из-за своего бессмертия, а она постареет и умрёт. И это будет тяжело для него. Он повторил бы историю другого бессмертного, Сидзумы Эйко, которому грустно оттого, что у него было пять жен, но все они мертвы. Наверное, если бы Рин не передумала тогда в комнате ночью, то между ними возник бы роман. Но в этом, видимо, задумка автора манги, в том, что они ходят по тонкой грани между дружбой и влюбленностью, но не переходят её. Также по сюжету комикса другие герои порой смущают Рин разговорами и шутками на взрослые темы, Мандзи делает это намеренно, чтобы подразнить её, а некоторые герои — случайно.
В фильме Такаси Миике сократил количество героев и поворотов сюжета, но даже на задействованных в сюжете героев осталось мало времени. В этом плане мультсериалы намного ближе к первоисточнику. Для меня главное различие между двумя мультсериалами (помимо того, что первый так и недосняли!) в том, что в первом (2008 год) центральная фигура — это однозначно Мандзи, а во втором (2019-2020 год) акцент смещён на Рин. Также в мультсериалах эффектнее, чем в фильме, изобразили моменты, когда Мандзи достает разные виды оружия.
Меня огорчило, что в фильме отсутствует развитие героини Рин. По фильму можно решить, что она одинаково неумелая и в начале, и в конце, и хорошо умеет только плакать. Но в комиксах хорошо показано, что Рин тоже делает успехи: да, она плохая воительница, но умеет достигать своих целей засчёт хитрости и наблюдательности. Именно она спасла Мандзи, когда его держали в плену в подземелье (в фильм это не вошло). А во время сражений она применяет отвлекающие манёвры, чтобы выиграть время для Мандзи. В фильме она тоже пыталась это делать, но все её метательные ножи не попали во врага, а один нож угодил по ошибке в Мандзи.
Я не понимаю, зачем Рин сделали ещё более неумелой, чем в манге: в первоисточнике она ни разу не попадала по ошибке в Мандзи, метая ножи, а когда она метнула ножи в Аноцу Кагехису, то один из ножей всё-таки попал в него, но воткнулся неглубоко.
В фильме Хякурин и Гиичи скорее просто присутствуют, и их имидж соответствует первоисточнику (например, Хякурин красится в блондинку и ходит в одном чулке), а в манге мы очень многое узнаём о несчастливой жизни Хякурин, а о Гиичи известно не так много, но всё равно эпизодов с ним больше, чем в фильме.
У Макие по комиксам ещё больше переживаний и душевных терзаний, чем в фильме. Она правда пыталась начать мирный образ жизни, успела побыть и проституткой, и гейшей. Макие даже однажды намеренно покалечила свою руку, чтобы не быть в состоянии держать оружие, но это вовремя заметил Кагехиса Аноцу и заставил вылечить травму. Ещё ей кажется, что Кагехиса любит не её саму, а лишь её умение сражаться, из-за чего она меняет место жительства, чтобы сбежать от него. Но он всё-равно её найдёт! Ещё Макие не хотела пить лекарства, хотя у неё прогрессировала тяжёлая болезнь (туберкулёз). Лишь когда Мандзи насильно напоил её лекарством по просьбе Рин, она передумала и стала принимать лекарства.
В фильме смягчены некоторые моменты. И в первоисточнике, и в фильме есть сцена, когда Мандзи попросил Рин продемонстрировать то, что она готова на всё ради мести, а Рин подумала, что имеется в виду её готовность к секcу с ним (по принципу: что может быть хуже для невинной девочки-подростка, чем предложить себя незнакомому мужчине). В фильме эта сцена заканчивается тем, что он останавливает её и говорит, что она ещё ребёнок. По манге он представил в этот момент, что его сестра кому-то такое предложила, сильно разозлился и дал Рин пощёчину, а потом остыл и извинился.
Сира в манге ещё больший злодей, чем в фильма. Не буду перечислять все его злодеяния, но отмечу, что в фильме Рин отделалась несерьёзной травмой, не мешающей передвигаться, когда Сира её похитил, а Мандзи спас. А в первоисточнике у неё возникли проблемы с ногами из-за переохлаждения (Сира привязал Рин так, что она находилась по грудь в воде в холодное время года), и она несколько недель ходила с палкой.
По фильму Кагимура Хабаки обманул представителей Итто-рю и заманил их в ловушку. В манге он также взял в плен Мандзи, удерживал его в подземелье и с помощью врачей проводил опыты, целью которых было найти способ передать бессмертие Мандзи другим людям. В ходе этих опытов погибло очень много заключённых, а когда заключённых стало не хватать, то стали похищать мужчин на улицах. А сама идея так и не увенчалась успехом: максимум, что удавалось, это на непродолжительное время сделать так, чтобы на подопытном быстро затягивались раны, но многие подопытные сходили с ума. Эффект оказался чуть более долговременным только у Сиры (да, он тоже попал в число подопытных).
В манге доведены до конца даже сюжетные линии второстепенных персонажей. Например, в фильме оставили эпизод, когда одна женщина «древнейшей профессии» за деньги согласилась взять в руки предмет, напоминающий топор Аноцу Кагехисы, чтобы приняли издалека за Кагехису, переодевшегося в женщину. Сира, Мандзи и Рин «попались» на этот трюк, но даже когда стало ясно, что это правда женщина, Сира всё равно стал над ней издеваться и калечить её, что возмутило Рин. Из фильма непонятно, выжила ли женщина, но в манге её сюжетная линия доведена до конца. Да, она выжила, но из-за шрамов перестала быть привлекательной для клиентов и в отчаянии повесилась.
В манге больше эпизодов, в которых Рин рассуждает на тему мести. Например, она хочет смерти Арайи Кавакавами из Итто-рю, но узнаёт, что сейчас он уже ушёл из Итто-рю, живёт мирной жизнью и в одиночку воспитывает сына Рензо. Из-за этого Рин начинает колебаться и думать о том, что в случае убийства отца ребёнок повторит её судьбу, тоже будет одиноким, несчастным и захочет мести. Также она думает, что, возможно, Арайя Каваками раньше и сейчас — это разные люди, и он правда исправился. (В фильме Арайя Каваками и его сын Рензо не присутствуют).
В фильме потерялась эстетическая составляющая некоторых моментов. Например, в манге Тайто Магацу ждёт Мандзи, сидя ночью на дереве при полной луне, а в фильме он просто сидит на камне в лесу вечером.
В манге часть событий происходит зимой, и в этом тоже есть своя эстетика, а в фильме зимних сцен нет.
В манге период, когда у Мандзи плохо затягивались раны из-за яда на мече Сидзумы, совсем короткий, а по фильму эта проблема у него сохраняется долго.
Из фильма пропала важная, на мой взгляд, тема о договоре Мандзи с монахиней: когда он убьёт 1000 негодяев, то его тело снова станет обычным.
Что касается соответствия героев манги и актёров, их сыгравших, то, на мой взгляд:
- Такуя Кимура в роли Мандзи — попадание 100%;
- Хана Сугисаки в роли Рин переигрывала, изображая эмоции героини;
- Сота Фукуси в роли Кагехисы и Хаято Итихара в роли Сиры — хорошо, но можно было бы и лучше;
- у Макие по манге отличительная особенность — печальное выражение лица, актриса Эрика Тода была недостаточно печальной в этой роли:
- актеры и актрисы, сыгравшие Хабаки, Гиичи, Хабаки, Хякурин и Тайто Магацу слишком редко появлялись в фильме, чтобы сделать выводы.
Из плюсов фильма я отмечу, что Такаси Миике почти не использует в этом фильме встречающуюся в экранизациях практику, когда второстепенного героя вычёркивают, но некоторые его фразы и поступки приписывают одному из оставшихся героев. В «Клинке бессмертного» я заметила только один такой момент: в первоисточнике побеждённого Сиру сбрасывает в водопад не Мандзи, а Тайто Магацу, и эта сцена в манге более жестокая.
Если очень коротко, то этот фильм — как верхушка айсберга. Я рада, что посмотрела его, потому что без этого фильма я никогда бы не ознакомилась с этой мангой и мультсериалами. Но лучше бы Такаси Миике снял именно сериал, ну хотя бы мини-сериал.
Предупреждения
Не всем подойдёт этот фильм по причине наличия жестоких сцен, а кому-то может быть неприятно смотреть на одноглазого главного героя со шрамами на лице. Но, как я уже писала, это цветочки по сравнению с комиксами, по которым фильм снят.
Почему мне сложно оценивать именно этот фильм
С этим фильмом всё сложно. До знакомства с первоисточником и мультсериалами я бы поставила ему 10 из 10, а вот после у меня возникло много поводов придраться, хотя я понимаю, что вместить всех героев манги в фильм продолжительностью 2 часа 20 мин — эта миссия невыполнима!
Если вы не читали мангу и не видели мультсериалы по ней, то можете смело смотреть этот фильм.
Но если читали и хотите подробную экранизацию, то мультсериалы справляются с этим лучше. Только помните, что первый недосняли, и из него не узнать финал.
Если вы не воспринимаете аниме как жанр, либо просто хотите увидеть главных героев именно в формате художественного фильма, тогда тоже можно посмотреть этот фильм, но помните, что многих героев и сюжетных поворотов в нём не будет.
Примечания для тех, кто дочитал до конца
- Я пересматривала фильм перед написанием этой статьи, но у меня нет сейчас времени, чтобы перечитать всю мангу. О моментах из манги я писала по памяти, поэтому могла допустить небольшие неточности. Если вы их найдёте, то просьба написать, я поправлю.
- Я знаю, что существуют разные варианты перевода имён героев (Мандзи-Манджи, Сира-Шира, Сидзума-Шизума, Хякурин-Хёкурин). Я использовала варианты из фильма.
Напоминаю, что у меня есть целый раздел с отзывами об азиатских фильмах: