Арктика – один из наиболее перспективных и слабо освоенных регионов мира. Здесь находятся последние нетронутые запасы полезных ископаемых. Большая часть на территории и шельфе России.
По мере изменения климата, мерзлота и ледники отступают, возможности допычи растут. Роль Севморпути в стратегии развития Арктики до 2035 года изменилась. Теперь акцент делается не на международном транзите Европа-Азия, а на круглогодичном экспорте энергоносителей, металлов зеленого перехода и прочих российских товаров на рынке АТР.
Пресная вода станет ценнейшим ресурсом 21 века. Российская Арктика является мировым лидером по стоку речных вод. К концу столетия он увеличится еще на 40%.
Рыбная ловля в промышленных масштабах на данный момент запрещена международным договором. Квоты будут распределяться после изучения новых маршрутов миграции видов. Арктика может стать одним из крупнейших рыболовецких регионов мира.
Россия играет ключевую роль в регионе, однако глобальные геополитические тенденции прослеживаются и здесь. В стратегии 2035 теперь допускается, что другие игроки могут попытаться решить многолетние замороженные споры в Арктике силовым путем. К этому предложено готовиться заранее.
Углеводороды и металлы Арктики. В Арктике находится 13% мировых вероятных запасов нефти и 30% природного газа – половина на территории России. Запасы нефти составляют 90 млрд баррелей, или 6% от мирового объема.
Это эквивалентно 52% запасов Канады, 110% России, 340% США и 1677% Норвегии. Запасы природного газа составляют 1669 млн куб. футов, или 24% мировых разведанных запасов.
Это эквивалентно 99% запасов России, 500 запасов США, 2354 запасов Норвегии и 2736% запасов Канады. Более 80% от общего объема углеводородов находится на шельфе. По мере таяния льдов перспективы их добычи становятся все более реалистичными.
В Арктике сосредоточены 10% мировых доказанных запасов никеля, 19% запасов металлов платиновой группы, 10% титана, а также золота, цинка и кобальта. Россия лидер среди арктических стран по объемам производства, горной промышленности и добычи минеральных ресурсов. По этим показателям в денежном выражении наша страна опережает ближайшего конкурента США в 7 раз.
Северный морской путь – незаменимая транспортная артерия для всего мира. Логистический коридор из Европы в Азию на 7200 км короче южного обхода через Суэцкий канал. Развитие ледокольного флота, прежде всего российского, позволило сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной.
Среднее количество рейсов в январе – 180, в мае – 200. Разницы минимальные. 50% рейсов – танкеры и СПГ-танкеры, 25% – сухогрузы и контейнеровозы, еще 25% – ледоколы сопровождения.
В 2018 году по Северному морскому пути было перевезено 18 млн тонн грузов. Прогноз на 2024 год – 80 млн тонн. Значение Севморпути меняется.
В стратегии развития Арктики до 2035 года роль транспортного коридора из Европы в Азию отходит на второй план. Теперь эта транспортная артерия расценивается в первую очередь как собственный круглогодичный канал поставки российских товаров в АТР. Что может быть ценнее нефти? В полярных шапках Арктики и Антарктики находится примерно 70% водных ресурсов планеты.
Причем на Арктику приходится более половины от этого объема. Абсолютный лидер по запасам пресной воды за полярным кругом – Россия. В США – на Аляске.
В Северный Ледовитый океан не впадает ни одной крупной реки. В Канаде – три штуки, в России – 11. Годовой сток Енисея в Карской море достигает 624 км3.
Лена – крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе Вечной Мерзлоты. Сток Лены в Боре Лаптевых – около 540 км3. Обь – на третьем месте.
Годовой сток в Обской губу Карского моря составляет 400 км3. Не менее значимы озера. Только в 32 самых крупных водоемах плато Путорана содержится более 45% суммарного запаса озерных вод российской арктической зоны.
На горизонте 25 лет необработанная пресная вода может стать более важной и прибыльной статьей российского экспорта, чем нефть. На ранней стадии обсуждения находятся проекты поставок в дальнее зарубежье, вплоть до стран Персидского залива, уже сейчас испытывающих острый дефицит воды. Почему лова придется ждать? Арктика богата рыбными ресурсами, но в регионе действует запрет на промышленный лов рыбы сроком на 16 лет.
Соответствующий документ подписали Норвегия, Россия, страны Евросоюза, Канада и США. Это редчайший пример взаимодействия между государствами со столь разными интересами. В Арктике со сменой климата меняется и поведение промысловых рыб.
Появляются виды, характерные для теплых вод. Достигнута договоренность изучить новые ареалы обитания и пути миграции, и только после этого определять квоты вылова. Доля Арктики в мировых запасах металлов и доля России Доля Арктики в мировых запасах платины и палладии составляет 18,9%, титана 10,5%, никеля 10,1%, цинка 3,8%, серебра 3,7%, кобальта 3,3%, золота 3,2%, свинца 2,7%, циркония 1%, меди 0,5%, вольфрама чуть менее 0,5%.
При этом по крупнейшим месторождениям металлов Россия существенно обережает ближайших конкурентов, 42 штуки против 22 в Канаде и 19 в США. В Швеции 9 таких месторождений, в Норвегии и Гренландии по 6, в Финляндии всего 3. Если говорить именно об арктических странах, а не о мире в целом, на Россию приходится 57% запасов одного из ключевых металлов зеленого перехода – меди, на США – 38%, у Швеции – 3, у Канады и Финляндии – по 1. При этом Россия осуществляет 82% добычи, Швеция – 12%, Канада и Финляндия – по 3%. Арктические государства и амбиции Китая Арктика имеет решающее стратегическое значение для пяти прибрежных государств Северного Ледовитого океана.
Это США, Аляска, Канада, Россия, Норвегия и Дания, Гренландия. Большинство экспертов считают Россию, инвестирующую десятки миллиардов долларов в свою северную инфраструктуру, доминирующим игроком в Арктике. Регион также является центром интересов для трех других арктических государств – Исландии, Швеции и Финляндии.
Кроме того, Китай, находящийся в 3000 км от полярного круга, ввел понятие «приарктического государства» и тоже претендует на одну из ведущих ролей в регионе. Китай стал государством-наблюдателем Арктического совета в 2013 году. Кайнер особенно привлекает этот регион, учитывая его растущие потребности в энергии и зависимость от морской торговли.
Севморпуть, в отличие от Южно-Китайского моря, не контролируется ВМФ США ни на одном из участков. Китай укрепил свои позиции в Арктике, подписав соглашение о свободной торговле с Исландией. Правовые аспекты управления Арктикой Арктический совет является основным международным органом регионального сотрудничества.
Правовой базой, регулирующей деятельность в Арктике, как и во всех мировых океанах, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Люнгклосс урегулировала ряд важных вопросов, связанных с использованием океана и государственным суверенитетом. Установлены права на свободу судоходства, границы территориального моря в 12 милях от берега, исключительные экономические зоны на расстоянии до 200 миль от берега, правила расширения прав на континентальный шельф до 350 миль от берега.
Создан международный орган по морскому дну и другие механизмы разрешения конфликтов, например, Комиссия ООН по границам континентального шельфа. Геополитические трения В рамках Люнгклосс каждому прибрежному арктическому государству предоставляется контроль над всеми природными ресурсами в пределах его исключительной экономической зоны. 1 миллион 100 тысяч квадратных миль воды, лежащие к северу от пяти арктических ЕЗЭ, считаются открытым морем и находятся за пределами национальной юрисдикции.
США присоединились к большей части Люнгклосс, но остаются одной из немногих стран, не ратифицировавших договор полностью. Некоторые республиканцы рассматривают конвенцию как потенциальное бремя для суверенитета США и выступают против нее еще с тех пор, как администрация Клинтона передала ее в Сенат для ратификации в 1994 году. В 2008 году пять прибрежных стран Северного Ледовитого океана подтвердили свою приверженность морскому праву в Арктике в иллюлицатской декларации, но некоторые споры о суверенитете сохраняются, в том числе и между долгосрочными союзниками.
США, ЕС и другие государства утверждают, что северо-западный проход является международным проливом со свободным судоходством. Канада считает, что это внутренний водный путь, над которым она сохраняет исключительную юрисдикцию. Вашингтон и Оттава также расходятся во мнениях относительно морской границы в богатом ресурсами моря Мафорта.
В чем претензии США к России? США аналогичным образом оспаривают утверждение Москвы о том, что части северного морского пути над Сибирью являются внутренними водами России. Дания и Канада претендуют на остров Ханса в центре пролива Нерс. Сразу несколько государств предъявили претензии на морское дно и любые ресурсы под ним Хребта Ломоносова, разделяющего Северный Ледовитый океан пополам.
Хребет Ломоносова – естественное продолжение геологических макроструктур России. Но США не прислушиваются к этому аргументу. Возможность конфликта из-за ресурсов в Арктике, перерастающего в мировой конфликт, стала серьезно обсуждаться в СМИ после финансового кризиса 2008 года.
В этой ситуации не лишним будет напомнить о том, что только Россия обладает технологиями запуска ядерных ракет непосредственно из арктических льдов с атомных подводных лодок. Доминирующее положение России в Арктике Россия – крупнейшее арктическое держава. Длина ее побережья вдоль Северного Ледовитого океана составляет 22 600 км – 60% арктического побережья мира.
Вся арктическая зона страны превышает 4 млн кв. км. Четыре крупнейших арктических города находятся в России – Мурманск – 325 тысяч жителей, Архангельск – 301 тысяча, Норильск – 205 и Воркута – 85 тысяч жителей.
Пятым по величине городом является норвежский Тромсо – 62 тысячи жителей. Арктический регион обеспечивает 10% ВВП страны. В 2020 году здесь было добыто 80% природного газа и 17% нефти.
Запасы арктического континентального шельфа, относящегося к России, составляют более 85 трлн кубометров природного газа и 17,3 млрд тонн нефти. Важнейшую роль в ближайшие 10 лет будут играть оперативные круглосуточные поставки энергоносителей на ключевые рынки, прежде всего в Азию. В этом отношении необходимо дальнейшее развитие Севморпути.
Приоритет прописан в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной президентом в 2020 году. Элементы стратегии развития Арктики до 2035 года. В рамках стратегии развития Арктической зоны РФ запланированы инвестиции в размере 29 млрд долларов и следующие шаги.
Развитие инфраструктуры морских портов и судоходных путей в акватории Северных морей от Баренцева до Чукотского. Создание штаба морских операций на всей акватории Северного морского пути. Интеграция транспортно-логистических услуг, оказываемых в акватории Северного морского пути на базе цифровой платформы, предназначенной для безбумажного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов.
Строительство не менее восьми атомных ледоколов для круглогодичной навигации. Самыми мощными в мире и передовыми считаются ледоколы проекта 22220 – Арктика, Сибирь, Урал, Якутия и Чукотка. Первые три уже спущены на воду.
Объем грузоперевозок по Севморпути должен увеличиться в три раза к 2030 году – до 90 млн тонн. В 2019 году он составил 32 млн тонн. Цель на 2035 год – 130 млн тонн.
Доля добываемой в российской Арктике сырой нефти, включая газоконденсат, в 2030 году должна вырасти на 6% – до 23%, к 2035 году – до 26%. Долю природного газа необходимо удержать на уровне 81%, на 2% ниже показателя 2018 года. В 2035 году цель – 79%.
Производство СПГ следует увеличить до 64 млн тонн – в 7 раз больше, чем в 2018 году. Цель по СПГ на 2035 год – 91 млн тонн. Перспективные арктические проекты Наиболее перспективными арктическими проектами с точки зрения освоения углеводородного рынка АТР являются Ямал-СПГ и Арктик-СПГ-2.
Проект Ямал-СПГ предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа составляют 926 млрд кубометров. Проектная мощность Арктик-СПГ-2 – 19,8 млн тонн в год.
Запасы утреннего месторождения – база проекта составляют 461 млрд кубометров газа. Роль Мурманска в освоении Арктики Незамерзающий глубоководный морской порт Мурманск – ключевой опорный пункт освоения российской Арктики. Входит в пятерку крупнейших портов страны по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна, обеспечивающим перевозки по Севморпути.
Грузооборот превышает 25 млн тонн в год. Мурманск – порт приписки всех атомных ледоколов страны. На строительство железнодорожной ветки, соединяющей западный и восточный берега Кольского залива, 37 млрд руб.
ЖД-ветка позволит порту-сателлиту Лавна осуществлять перевалку больших объемов угля. К 2030 году грузооборот через Мурманск должен увеличиться до 80 млн тонн. Совокупный объем инвестиций в логистические и транспортные проекты в Мурманской области составляет около 170 млрд руб.
Помимо угольного порта, из важных проектов следует отметить Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений и контейнерный терминал – перспективы развития Арктики. Российский арктический континентальный шельф может увеличиться более чем на 1 млн кв. км.
Морфология и геология дна Северного Ледовитого океана позволяет России выйти далеко за пределы стандартной 200-мильной зоны. Повторная заявка была подана в ООН в 2015 году. Сейчас рассмотрение затруднено в связи с геополитическим фактором.
Устойчивый тренд сокращения площади арктического морского льда наблюдается с марта 1979 года. Это открывает новые перспективы в плане круглогодичного судоходства и добычи полезных ископаемых. Ожидается, что к концу 21 века арктический речной сток увеличится на 30%.
К этому же времени пресная вода может стать более ценным экспортным ресурсом, чем нефть. В Арктике впечатляющие перспективы развития зеленой энергетики. Первая очередь крупнейшей в России Кольской ветроэлектростанции введена в эксплуатацию в декабре 2022 года.
Общая мощность установок составляет 170 МВт, 84% от проектной мощности всей станции. Ввод второй очереди запланирован на текущий год. Россия вкладывает в развитие Арктики больше, чем крупнейшая экономика мира США, также обладающая арктическим статусом.
Крупнейший логистический узел Арктики находится в России, это Мурманск. Совокупные инвестиции в новые логистические проекты Мурманской области оцениваются более чем в 170 млрд. рублей.
В будущем, по мере стабилизации геополитической ситуации, от этого выиграют все страны, так или иначе зависящие от Арктики. Если говорить о Газии, такая зависимость ощущается даже за экватором в Юго-Восточной Азии. В целом АТР уже обеспечивается российским СПГ, поставки будут расти.
Европа также будет активно использовать Севморпуть для торговли с Азией, так как этот маршрут на треть короче, чем обход через Суэцкий канал. Однако, по понятным причинам, на горизонте трех лет этого не произойдет. Замороженные территориальные споры в Арктике необходимо решить дипломатическим путем, так как в противном случае они чреваты новыми конфликтами.
Не все арктические государства на данный момент склонны к дипломате. Поэтому Россия в качестве превентивной меры вынуждена наращивать свое военное присутствие.