переводная статья
Делиться - значит заботиться!
Когда мы занимались домашним обучением, я не была настолько привержена повествованию, как мне, наверное, следовало бы быть, будучи домашним учителем Шарлотты Мейсон. Мы рассказывали... иногда. Мы писали рассказы... иногда. У моих детей были навыки, но если бы я действительно понимала силу этого инструмента для их образования, я бы действительно приняла повествование Шарлотты Мейсон.
Очевидность - это 20/20, и преподавание в школе Шарлотты Мейсон в этом году дало мне хорошие очки для зрения. С классом детсадовцев мы начинаем повествование с нуля. Для меня было честью помочь сформировать этот навык, который пригодится им на протяжении всего образования и жизни, а также увидеть, как он развивается у моих собственных детей.
Что такое пересказ Шарлотты Мейсон?
Повествование называют просто "пересказом" или "рассказом истории". В контексте образования по Шарлотте Мейсон это означает рассказ о том, что было прочитано. Многое из того, что Шарлотта Мейсон говорила о повествовании, содержится в "Домашнем образовании", ее первом томе. Я немного рассказывала об этом в прошлом, но прошло уже довольно много времени, и мое понимание довольно сильно выросло.
В "Домашнем образовании" Шарлотта Мейсон дает нам краткое и несколько расплывчатое представление о том, как должно выглядеть повествование:
"Повествование - это искусство, такое же, как создание стихов или рисование, потому что оно находится там, в уме каждого ребенка, ожидая, когда его откроют, и не является результатом какого-либо процесса дисциплинарного воспитания. Творческий порыв призывает его. "Пусть он рассказывает"; и ребенок рассказывает, бегло, много, в упорядоченной последовательности, с уместными и графическими деталями, со справедливым выбором слов, без многословия и тавтологии, как только он может говорить с легкостью." Домашнее образование, стр. 231
Из этого пункта мы видим, что повествование должно быть:
👌🏻беглое
👌🏻тщательным
👌🏻в правильной последовательности
👌🏻включает в себя детали
👌🏻хорошо подобранные слова
👌🏻не содержит многословия и повторов
Чем не является пересказ?
Пересказ - это не конспект. Мы не читаем детям часть текста и не просим их сказать, что они думают о нем, какие части наиболее важны, или нужно подвести итог в определенном количестве слов. Вместо этого мы просим их рассказать нам, о чем говорится в тексте.
Именно здесь ты найдешь некоторые споры в сообществе Шарлотты Мейсон. Многие заслуживающие доверия источники по Шарлотте Мейсон утверждают, что повествование означает рассказ своими словами. Я думаю, что именно отсюда берет начало идея о том, что это конспект. За все время изучения, обучения и общения с Шарлоттой Мейсон я ни разу не видела, чтобы она говорила, что пересказ должен вестись собственными словами ребенка. Она использует слово "ассимилировать", что означает сделать это своим или переварить. Через пересказ ребенок делает знания своими, забирает их в свое сознание надолго, не обязательно изменяя то, что сказал автор.
В статье, переписанной Шарлоттой Мейсон, но написанной почти 100 лет назад главой одной из школ ПНЕУ Стэнли Бордманом, он отталкивается от идеи, что пересказ - это не просто какой-то трюк с запоминанием. Чему, в конце концов, научатся ученики, если они будут просто запоминать услышанное, а не понимать его на самом деле? Бордман утверждает, что да, дети будут использовать слова, которые использовал автор, но это не значит, что это трюк с запоминанием.
Бордман сказал,
"Я допускаю, что ребенок запоминает поразительные отрывки и фразы и использует их по случаю, но почему бы и нет? Сколько упражнений было придумано для того, чтобы сопровождать чтение литературных отрывков, упражнений типа "Составьте следующие слова и фразы в полные предложения?" - упражнений, разработанных с явной целью научить ребенка использовать авторские слова и фразы. Непостижимым образом, из-за того, что ребенок использовал, заметим, после одного прочтения, а не в результате серии неинтересных упражнений, поразительную фразу, которая встретилась ему при чтении, нас обвиняют в обучении трюкам памяти."
Короче говоря, мы часто хотим, чтобы дети копировали то, что сказал автор, так почему же это должно быть исключением?
В моей школе детей поощряют использовать язык автора в повествовании. Это помогает расширить их словарный запас и побуждает внимательно слушать.
Начало пересказа
Хотя Шарлотта Мейсон считала, что пересказу не нужно учить, благодаря домашнему обучению и преподаванию в школе ШМ я выяснила, что некоторая поддержка необходима многим, но не всем детям.
С нашими самыми маленькими учениками начало обучения пересказу должно быть радостным, потому что они наверняка уже любят делиться с вами историями! Но, как и во всем, нам нужно установить ожидания относительно того, как это выглядит. Для этого я использовала со своим классом следующие шаги:
Смоделируй, как выглядит пересказ. Возьми небольшой отрывок из истории и перескажи его сама, обязательно используя язык автора и соблюдая правильную последовательность.После того как ты пару раз продемонстрируешь пересказ, скажи ребенку, что теперь его очередь. Выбери небольшой отрезок текста (который, по словам Бордмана, должен быть выбран заранее) и попроси ребенка рассказать о нем.
Ты можешь помочь ребенку начать, прочитав первую строчку отрывка, который ты хочешь, чтобы он пересказал.
Чтобы поддержать правильную последовательность, определи начало, середину и конец короткого отрывка, который ты читаешь. Пусть твой ребенок построит свой рассказ вокруг этих трех частей.
Если твой ребенок застрял, задавай ему открытые вопросы. Под открытыми я подразумеваю вопросы, на которые можно ответить глубоко и подробно, а не просто "да" или "нет". Это помогает активизировать память.
Образец пересказа
Что я не часто вижу, так это то, что кто-то рассказывает в качестве примера, поэтому я хотел оставить его здесь для тебя. Это, очевидно, я, взрослый человек, но также и взрослый, который чувствует, что пересказ - это действительно сложная задача. Я всегда считала себя читателем, но быть ответственным (через пересказ) за то, что я читаю, - это совсем другая история.
Для этого упражнения я выбрала "Бархатного кролика", потому что он хорошо известен, и я только что закончила читать его со своим классом.
"Конь прожил в детской дольше, чем все остальные игрушки. Он был настолько стар, что его кожа облысела, а волосы из хвоста давно выдернули, чтобы сделать ожерелья. А еще он был мудрее всех остальных игрушек в детской, потому что видел, как игрушки приходят и уходят, как появляются новые механические игрушки. Он знал, что игрушки рано или поздно сломаются, а их главные пружины выйдут из строя. Ясельная магия очень удивительна, и только игрушки, которые существовали очень долго, такие как Конь, могли знать о ней все."
Вот что на самом деле говорится в тексте:
"Конь прожил в детской дольше всех остальных. Он был так стар, что его коричневая шерсть облысела и из-под нее виднелись швы, а большинство волос в хвосте были выдернуты, чтобы нанизывать на них ожерелья из бусин. Он был мудр, ведь он видел длинную череду механических игрушек, которые прибывали, хвастались и кичились, а потом ломались и уходили из жизни. Он знал, что это всего лишь игрушки, и они никогда не превратятся во что-то другое. Ведь детская магия очень странная и удивительная, и только те игрушки, которые стары, мудры и опытны, как Конь, понимают в ней все."
Не самый ужасный рассказ, но у меня определенно есть ученики, которые могут рассказывать лучше, чем я за один семестр в детском саду 🙂.
Используй повествование в различных дисциплинах
Мы часто думаем об очевидных дисциплинах для использования мощного инструмента пересказа: история и литература основаны на сюжетах, что вполне естественно рассказывать о книгах, связанных с этими темами! Но пересказ можно использовать везде - например, в:
🪄Библия
🪄Изучение искусства
🪄Изучение музыки
🪄Наука
🪄Обществознание
🪄Когда даешь указания
Попробуй это в течение месяца или около того, и ты поймешь, почему это такой мощный инструмент, который выдержал испытание временем.
Лиа