«Хуже нет, когда чешется там, где почесать нельзя». (с) из к/ф «Бегущий по лезвию».
Здравствуйте. На этот раз я посмотрел два фильма по два часа каждый. В отличие от статьи «Три по три», здесь вы прочитаете одну негативную рецензию и одну позитивную. В актуальном меню представлены: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и «Мартин Иден» Пьетро Марчелло. Первый мне не понравился совершенно, а второй пришёлся по душе.
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
- «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта.
Давно у меня так не горела жосопаса. Но «Бегущий по лезвию» мне её успешно поджёг. Я уж не знаю, где все увидели классику кинофантастики? Это же скучнющая шляпа с капелькой псевдофилософских диалогов, нудной подачей и нулевой игрой актёрского состава (возникает мысль, что Харрисон Форд и вовсе играть не пытался, делая всё просто на отвали).
Что там по нарративу? Два часа следак ищет беглых андроидов. Он шарится по каким-то тухлым помойкам, тёмным квартирам, мрачным трущобам. Но чаще всего у показанного на экране тупо ноль атмосферы, и вся эта мутотень утомляет жутко. Также утомляет и смотреть на то, как герой Форда раз за разом получает звездЫ от очередного кибер-бомжа, но восстаёт из пепла и идёт себе дальше бродяжить по помойкам.
Актёр здесь из Форда отвратительный: постоянная рожа кирпичом и ни эмоций, ни чувств. Если это не баг, а фича такая, — то я тогда её не понимаю.
М-да уж… Одно скажу точно: я не скоро вернусь к пересмотру оригинального «Бегущего по лезвию» и вряд ли рискну потратить время на любые его продолжения (которые появляются и будут появляться, пока франшиза доится). Такая дичь просто. Думаю, в книжном первоисточнике всё обстоит получше (его мне ещё предстоит прочитать), но экранизация точно получилась отсосной и нудной до невозможности.
Признаю, что вбуханные деньги видны, и фильм хорошо сохранился даже спустя сорок с лишним лет: картинка местами сочная и симпатичная, графон ещё не протух даже сейчас. Плюсом я бы назвал красивые общие кадры небоскрёбов и рекламы на них. Это всё рисуется как заманчивый киберпанк, но его слишком мало, и потому мне сложно зацепиться за эту атмосферу и проникнуться показанным. В основном на экране мелькают районы, кварталы, жилые массивы, всё ночью и в дождь, само собой. Господи, как скучно…
Ещё момент. Замени андроидов на простых преступников, убери элементы НФ, — и получится типичный нуар про унылого полицейского, дождик и томную бабу. И в чём тогда будет уникальность истории и пресловутое величие этого фильма?.. А ни в чём, знаете ли. Под солнцем нет ничего нового, но раздражает, когда подобные пустышки возводят в ранг классики НФ, а массы зрителей облизывают сии пустышки лишь потому, что режиссёр нагнал пафоса и мутной хусуйниси.
Эх, чего-то я, видимо, совершенно не понимаю, но «великая картина» Ридли Скотта выглядит для меня такой тухлятиной и есебасанисиносой, что я кое-как досмотрел её со второго раза, борясь с неистовым желанием бросить пульт в стенку, пробить себе лоб ладонью и УДОЛИТЬ ИНТОРНЭТ с ноутбука, чтобы больше не скачивать подобный кал пса.
Хорошо, когда не строишь ожиданий заранее. Я положил твореньице Скотта на чистый лист восприятия, не слушая обзоры и, соответственно, не принимая чужие мысли к сведению. И бах! Еле-еле душа в теле, но я добил просмотр до конца, подгорел и написал этот токсичный текстик.
В общем, из минусов: убогая актёрская игра, никакая подача, вторичный сюжет, постоянная темнота, глупые диалоги с апломбом, смешные бои, затянутость повествования. Из плюсов назову разве что красивые кадры полётов на машине, симпатично-мистическую золотую пирамиду отца андроидов, а также смешной кадр, где Рутгер Хауэр взял в руки чужие глаза и кривлялся.
В остальном скажу так: я выкинул два часа жизни на ветер, на знакомство с так называемой классикой жанра. Посмотреть-то вы должны, если интересуетесь темой, но учтите, что это та ещё шляпа шляпная (на мой, естественно, взгляд).
***
- «Мартин Иден» Пьетро Марчелло.
Возможно, я ошибаюсь, но недавний «Мартин Иден» снят с любовью к простым людям, и это хорошо чувствуется с экрана. На секунду-другую в кадре появляются лица прохожих (кто-то улыбается, другой печален, третий плачет), и понимаешь, что за каждым человеком скрыта целая жизнь во всём многообразии, и что ты только что увидел Человека как он есть, отстранившись от тоскливой суеты и рутины личного бытия.
В «Мартине Идене» Марчелло творит необычный, не-голливудский монтаж (но разве это плохо?), здесь рваное повествование и быстрое развитие книжных событий, хватает искажений и недосказанностей, это в целом не экранизация книги, а в лучшем случае нечто по её мотивам… Ну и пусть. Зато в данном кино есть живая атмосфера, душа и дух романтики. Фильм снят необычно и цепляет именно своей, скажем так, старомодностью и угловатостью.
Документальная и псевдодокументальная хроника изредка врывается в ход истории: в кадре мелькают лица незнакомых людей, танцуют дети и тонет фрегат, играет романтично-тоскливая песня Джо Дассена или спокойный эмбиент, — и я вдруг ощущаю запахи старого приморского города и его узких бедных улиц, чувствую ностальгию из книг Александра Грина, или жестокую правду из «Отверженных» Виктора Гюго, или тяжесть из любительского клипа «Вечная весна» на песню Егора Летова…
И грустная улыбка — вот она уже на моём лице, и я понимаю, насколько же удачным оказался роман Джека Лондона, и каким прекрасным, несмотря на все недостатки, получился «Мартин Иден» 2019 года. Это замечательное кино, и я рекомендую посмотреть его всем заинтересовавшимся.
К сожалению, насколько отлична первая половина картины, настолько же не очень вышла вторая. Чего-то ей словно не хватает (песен, романтики), что-то словно ломается в повествовании и подаче, и созданная было атмосфера рушится, оставляя зрителя наедине с не особо-то понятной сюжетно-стилистической мешаниной. Словом, во второй половине дух во многом теряется. А жаль.
Но всё равно: итальянский «Мартин Иден» — не идеален, но интересен, и он нашёл и будет находить своего благодарного зрителя. Я — уже найден. Я определённо внёс картину Марчелло в список своих любимых произведений, и периодически стану её пересматривать. А вот будете ли вы? Не знаю. Но мне хотелось бы, чтобы этот фильм вам тоже понравился.
***
Таким образом, кинематограф многолик, разнообразен и зачастую непредсказуем. И это здорово, так как нашему восприятию доступен целый огромный мир, где можно находить самые разные творения. От чего-то станет тошно, что-то пройдёт мимо, а что-то затронет зрителя за живое. В этом, полагаю, и заключается великая сила кинематографа.
И потому сложно не согласиться с известной фразой: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Спасибо за ваше внимание.
«Попробуйте разрушить любовь. Лишь попытайтесь, и заплатите, как будто совершили преступление. Особенно если вы думаете, что любви недостоин простой человек, у которого нет ничего, кроме сердца». (с) из к/ф «Мартин Иден».
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Статья «Каждый захотел оказаться на месте кота, который с максимальным комфортом смотрит ТВ»: https://belta.by/kaleidoscope/view/kazhdyj-zahotel-okazatsja-na-meste-458912-2021/
- Кадры из фильма «Бегущий по лезвию» (1982 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/403/
- Кадры из фильма «Мартин Иден» (2019 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/1084157/