Публикация из подборок:
Ота Бенга был похищен из Конго и доставлен в Америку, где он был выставлен в качестве «экспоната» в зоопарке Бронкса. Его трагическая история говорит об истории европейских расовых идеологий, которые продолжают формировать современный мир.
*Пигмеи - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки. В греческой мифологии пигмеями также называют сказочный народ карликов.
В 1904 году Ота Бенга, 23-летний молодой человек из Бельгийского Конго, был похищен работорговцами, продан американцу и перевезен в США. Во имя «науки» Бенга перенес бесчеловечный опыт экспонирования на Всемирной выставке в Сент-Луисе и, что печально известно, в обезьяньей клетке в зоопарке Бронкса, Нью-Йорк. Экспозиция Ота Бенги была задумана как «научный» и «образовательный» опыт, призванный просветить общественность о превосходстве их расы и сопутствующей неполноценности чернокожих людей.
Тревожная и в конечном итоге трагическая история Ота Бенги подчеркивает шаткое положение жизни чернокожих и ее ценность в Америке начала девятнадцатого века, примерно через четыре десятилетия после отмены американского рабства.
Из Конго в Сент-Луис
Мало что известно о ранней жизни Ота Бенги. Он родился среди невыразимого колониального ужаса короля Леопольда из бельгийского Свободного государства Конго. Бенга жил в экваториальных лесах вокруг реки Касаи, на территории нынешней Демократической Республики Конго. Его жизнь трагически изменилась после того, как его жена и двое детей были убиты во время набега соседнего племени на его деревню. Он был схвачен местными работорговцами и продан в 1904 году Сэмюэлю Филлипсу Вернеру, американскому оппортунисту и самопровозглашенному исследователю, за товар стоимостью менее 5 долларов.
Вернер изначально намеревался основать христианскую миссию в Свободном государстве Конго, но его планы рухнули. Вместо этого, стремясь к деловым возможностям, он сотрудничал с организаторами Всемирной выставки в Сент-Луисе, предлагая обеспечить «пигмеев» для спонсируемой США выставки. Под предлогом «научного интереса» Вернер привез Ота Бенгу и нескольких других мужчин из соседних деревень в Америку.
Ота Бенга на Всемирной выставке
На Всемирной выставке в Сент-Луисе Ота Бенга и еще четверо «пигмеев» были представлены вместе с другими коренными народами со всего мира. К «экспонатам», вынужденным носить «туземную» одежду и жить в специально созданных для них «деревнях», относились скорее с любопытством и презрением, - чем как к людям.
«Пигмеи из Конго» были выставлены на всеобщее обозрение, а когда публики не было, их изучали и измеряли ученые - расовые антропологи, - которые заявляли, что «образцы» являются доказательством предполагаемой неполноценности неевропейских народов. Бенга был выделен среди остальных и объявлен «каннибалом», поскольку посетители стекались поглазеть на его маленький рост и острые зубы.
После выставки Ота Бенга ненадолго вернулся с Вернером в Конго, но вскоре попросил разрешения вернуться в Америку, полагая, что на родине для него ничего не осталось. Когда он вернулся в Америку, Вернер бросил Бенгу, и его поместили в отдельную комнату в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Его перевезли в зоопарк Бронкса после того, как он бросил стул в миссис Гуггенхайм, крупного покровителя музея.
Жизнь в зоопарке Бронкса
Первоначально Ота Бенга был доставлен в зоопарк Бронкса в качестве смотрителя, хотя нет никаких доказательств, что ему когда-либо платили. Его присутствие вскоре стало достопримечательностью, так как толпа насмехалась над его внешностью, кричала на него и даже нападала на него. В какой-то момент было решено, что он будет выставлен на обозрение в одной из клеток для обезьян.
В 1906 году под видом этнографического исследования Ота Бенга стал экспонатом. Директор зоопарка Уильям Хорнадей при активной поддержке секретаря Нью-Йоркского зоологического общества Мэдисона Гранта выставил Бенгу в обезьяннике вместе с орангутангом по имени «Дохонг». В то же время, когда Хорнадей публично осуждал «ужас» американского рабства, он оправдывал выставку Бенги как «научное» начинание.
Распорядок дня Оты Бенги включал в себя позирование с луком и стрелами, игру на публику или сидение молча в явно подавленом состоянии, в то время как тысячи ежедневных посетителей смеялись и издевались над ним. Жестокость его плена вызвала растущее национальное и международное возмущение. В конце концов, группа чернокожих священнослужителей добилась его освобождения.
Поздняя жизнь и смерть
После освобождения из зоопарка, Ота Бенга был отправлен в детский приют в Бруклине (несмотря на то, что он был уже взрослым). В конце концов, в 1910 году его перевели в Линчбург, штат Вирджиния, где он учился в Духовной семинарии Вирджинии. Ему выдали европейскую одежду и поставили коронки на зубы, чтобы «придать» его внешности «цивилизованный» вид. Бенга преуспел в учебе, но не находил в учебе особой радости. Вместо этого он с удовольствием обучал местных мальчиков охоте и рыбалке.
Позже Бенга работал на табачной фабрике в Линчберге и мечтал вернуться в Конго. Однако начало Первой мировой войны остановило трансатлантические путешествия, и его надежды рухнули. 20 марта 1916 года в трагическом акте отчаяния Ота Бенга снял коронки со своих зубов, развел церемониальный костер и закончил свою жизнь единственной пулей в сердце.
Трудно понять страдания Ота Бенги в Соединенных Штатах. Его унижали и лишали достоинства, поскольку его похитители оправдывали свою жестокость долгом перед наукой. Его история раскрывает влияние европейских идеологий расизма, которые сохраняются и по сей день.