Мир авиации полон не только триумфов и побед, но и историями о том, что могло бы быть. Американская военная промышленность, известная своими инновациями и амбициозными проектами, имеет богатый список отменённых разработок. Эти проекты, зачастую революционные по своей сути, были свернуты по различным причинам.
Рассмотрим несколько интересных примеров отменённых проектов
Avro Canada VZ-9 Avrocar
Канадская компания Avro Aircraft Ltd. по заказу ВВС США разрабатывала интересный экспериментальный летательный аппарат - VZ-9 Avrocar.
Этот аппарат был дискообразным и мог взлетать и садиться вертикально. Его проектировал талантливый английский инженер Джон Фрост. Работа над проектом началась в 1952 году в Канаде, а первый полет состоялся 12 ноября 1959 года.
К сожалению, проект был закрыт в 1961 году, так как Avrocar не мог подниматься выше 1,5 метров от земли. Несмотря на это, создание двух таких аппаратов стало ценным опытом для изучения аэродинамики и возможностей дискообразных летательных машин.
Конвэр F2Y «Си дарт»
Самолет Convair F2Y "Sea Dart" был разработан как перехватчик для защиты стратегического бомбардировщика Martin P6M SeaMaster. Идея заключалась в том, чтобы создать самолеты, способные взлетать и садиться на воду, не завися от аэродромов. Это было важно в то время, когда атомные бомбы были очень тяжелыми, а аэродромы могли быть легко уничтожены.
Однако, у проекта "Sea Dart" возникли серьезные трудности. Самолет имел проблемы с тягой, вибрацией и устойчивостью на сверхзвуковых скоростях. К сожалению, одна из аварий привела к гибели пилота, что подорвало доверие к проекту.
В конце концов, проект был свернут, поскольку появились более эффективные способы доставки ядерного оружия, такие как ракеты "Поларис", запускаемые с подводных лодок.
Несмотря на неудачу, проект "Sea Dart" был важным шагом в развитии авиации и показал, какие трудности связаны с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов на воде.
Боинг / Сикорский RAH-66 Команч
В 1991 году, компания Boeing в сотрудничестве с Sikorsky выиграла конкурс LHX на создание нового вертолёта.
Целью было создать машину, которая могла бы заменить сразу несколько типов вертолётов: Bell AH-1, Bell UH-1, Bell OH-58 и Hughes OH-6. Планировалось построить очень большое количество Comanche – от 4000 до 6000 штук!
Первый полёт опытного образца состоялся в 1996 году, а к 2006 году предполагалось начать серийное производство. К сожалению, проект был закрыт в 2004 году по ряду причин.
Военные пришли к выводу, что беспилотные летательные аппараты более эффективны и экономичны для разведки, чем пилотируемые вертолёты. К тому же, Comanche оказался очень дорогим проектом.
Несмотря на то, что проект был закрыт, технологии, разработанные для Comanche, были использованы при модернизации других военных вертолётов, в том числе AH-64 Apache.
Comanche был действительно передовым вертолётом. Он обладал высокой маневренностью, хорошей защитой экипажа и очень низкой радиолокационной заметностью.
К сожалению, мир военной авиации меняется быстро, и Comanche не смог занять своё место в нём.
Интерстейт XBDR
Проект Interstate XBDR был очень интересным. Он представлял собой развитие уже существующего беспилотного самолёта Interstate TDR, который создавался компанией Interstate Aircraft по заказу ВМФ США. Основная идея заключалась в том, чтобы оснастить Interstate TDR реактивными двигателями, что могло бы существенно повысить его характеристики.
Из-за окончания Второй мировой войны проект пришлось свернуть, хотя ВМФ США продолжал проявлять интерес к беспилотным летательным аппаратам. Ведь результаты испытаний уже проведенных моделей были очень впечатляющими.
Проект Interstate XBDR предполагал создание беспилотного самолёта-бесхвостки, точнее - "летающего крыла" с небольшим вертикальным стабилизатором. Для движения он был оснащён двумя турбореактивными двигателями Westinghouse 19B. Были проведены испытания планера в аэродинамической трубе, но дальнейшее развитие проекта не было возможно из-за окончания войны.
XFV-1 Salmon (Лосось)
XFV-1 "Лосось" был экспериментальным самолётом, созданным компанией Lockheed в начале 50-х годов.
Военные США хотели защитить морские конвои от атак с воздуха, поэтому они попросили компании Convair и Lockheed разработать самолёт, который мог бы взлетать и садиться вертикально на обычных кораблях, а не только на авианосцах.
Lockheed создали XFV-1 - самолёт с одним турбовинтовым двигателем, который мог поворачивать свою ось на 90 градусов для вертикального взлёта и посадки. Испытания начались в 1954 году. Сначала самолёт взлетал и садился как обычный самолёт, но потом были проведены успешные испытания вертикального взлёта и перехода в горизонтальный полёт.
Однако, ВМС США закрыли программу, и XFV-1 так и не был запущен в серийное производство.
A-12 «Эвенджер II»
А-12 "Эвенджер II" — это был очень продвинутый самолёт, который хотели создать для ВМС и Корпуса Морской Пехоты США. Его разрабатывали компании "МакДонелл Дуглас" и "Дженерал Дайнемикс", чтобы он мог заменить старый добрый "Интрудер" и стать основным бомбардировщиком на авианосцах.
Этот самолёт был спроектирован по принципам технологии "стелс", то есть, чтобы его было трудно обнаружить радарами. Форма его корпуса напоминала равнобедренный треугольник, а кабина пилота была расположена вверху. Он должен был быть очень мощным, с двумя двигателями General Electric F412-GE-D5F2, каждый из которых давал тягу 58 кН.
Вооружение "Эвенджер II" было весьма впечатляющим: он мог нести до двух ракет AIM-120 AMRAAM, две AGM-88 HARM и весь спектр бомб для атаки наземных целей, в том числе Mark 82 и корректируемые авиабомбы.
Но, однако, разработка этого самолёта оказалась очень сложной и дорогой. В процессе создания возникло много трудностей, которые привели к тому, что стоимость одного "Эвенджер II" выросла до 165 миллионов долларов. В итоге, в январе 1991 года проект был закрыт министром обороны Диком Чейни из-за ограничений бюджета.
North American XF-108 «Рапира»
Проект XF-108 «Рапира» — это история о высокоскоростном перехватчике, созданном компанией North American для защиты от советских бомбардировщиков.
Представьте себе самолёт, способный лететь со скоростью более 3000 км/ч и поражать цели на расстоянии до 160 километров!
Для экономии средств разработка двигателей шла параллельно с программой стратегического бомбардировщика XB-70 Valkyrie, а некоторые элементы конструкции были заимствованы из предыдущих проектов. Однако, проект XF-108 так и не был доведён до конца.
В 1959 году, по ряду причин, включая ограничение бюджета и изменение стратегии обороны США в сторону ракетного оружия, проект был отменён.
Несмотря на то, что "Рапира" так и не поднялась в небо, её разработка не прошла даром. Опыт и технологии, полученные в ходе проекта, нашли применение в других программах, таких как ударный бомбардировщик A-5 Vigilante и перехватчик Lockheed YF-12.
Можно сказать, что XF-108 «Рапира» стала жертвой своего времени, но её вклад в развитие авиационной техники неоспорим.
X-20 Dyna-Soar
Проект X-20 Dyna-Soar был очень амбициозным! ВВС США мечтали создать многофункциональный космический аппарат, который мог бы выполнять роль перехватчика, разведчика и бомбардировщика.
Разработка шла с 1957 по 1963 год под руководством компании Boeing. Проект предполагал три этапа: атмосферные тесты, суборбитальные запуски и, в конечном итоге, орбитальные полеты. Интересно, что в разработке участвовал будущий командир "Аполлона-11" Нил Армстронг!
Было построено несколько макетов аппарата, а также проведены широкие научно-технические исследования. Проект был настолько масштабным, что для него даже создали отряд пилотов-астронавтов.
Однако, проект Dyna-Soar был закрыт в 1963 году по ряду причин: как технических, так и политических. В то время НАСА и ВВС США сменили приоритеты в области пилотируемых космических программ, а Роберт Макнамара, тогдашний государственный секретарь по вопросам национальной безопасности, фактически лично принял решение о закрытии проекта.
Несмотря на то, что X-20 Dyna-Soar так и не взлетел в космос, он оставил свой след в истории. Этот проект показал, насколько сложной и многогранной может быть разработка космических аппаратов, а также подчеркнул важность гибкости и адаптации к меняющимся условиям.