"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Конечно, вы знаете, кому принадлежат эти строки и из какого романа? Книга, прогремевшая на весь мир. 30 экранизаций на разных языках от режиссеров разных стран. О да, это - "Анна Каренина" Льва Николаевича Толстого. Легендарная фраза открывает роман, затягивая читателя с первого же слова. Она стала крылатой.
Сильное начало
Есть правило, которое помогает и опытным писателям, и начинающим, и просто пробующим: чтобы преодолеть страх чистого листа, надо написать на нем. А если сразу вступить сильно, то дальше придется поддерживать заданную планку.
На самом деле это лишь рекомендация. Вы всегда можете вернуться к первой странице и написать по-настоящему сильное начало. Но стоит хотя бы попытаться сразу завладеть вниманием читателя.
Кроме того, сильное начало задает тон всему сочинению и само по себе может стать удачной идеей для нового.
Примеры сильного начала:
1. Провокационное. "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать". Это из романа Джорджа Оруэлла "1984".
2. Загадочное. Роман Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе" начинается с описания таинственного преступления в поезде.
Или, например, у Федора Михайловича Достоевского в "Бесах": "Позвольте мне рассказать вам, господа, про странное происшествие, которое еще долго будет сниться в нашем городе".
3. Вводящее в замешательство. "У меня два дня рождения: сначала я появился на свет как младенец женского пола в поразительно ясный январский день 1960 года в Детройте, а потом в августе 1974-го в виде мальчика подросткового возраста в палате скорой помощи в Питоски". Так начинается роман "Средний пол" (Джеффри Евгенидес).
4. Завораживающее. "Дорога впереди была длинной и блестящей лентой, ведущей в сердце зимы". Красивый старт для "Сияния" придумал Стивен Кинг. Кстати, этот писатель проводит месяцы, а порой даже годы, продумывая и прицеливаясь для своего первого выстрела. Речь, конечно, именно о начале.
4. Манипулирующее. Сэлинджер сразу вступает в игру с читателем: "Если вы действительно хотите услышать эту историю, вероятно, первое, что вы захотите узнать, это где я родился и как прошло мое паршивое детство". Какое произведение? О да! Это - "Над пропастью во ржи".
5. Необычное. Братья Стругацкие начали "Пикник на обочине" с описания таинственной зоны и ее аномалий.
6. Интригующее. Гениальный Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" выверил каждое слово: "Однажды весенним вечером, в час необычайно жаркий, в Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина".
7. Погружающее в атмосферу. Джейн Остин в "Гордости и предубеждении" начала с описания обычаев и нравов - это помогает читателю сразу перенестись во времена героев.
8. Смешное. Большой юморист Джером К. Джером, конечно, не мог разочаровать. И первыми строками в романе "Трое в лодке, не считая собаки" стали эти остроумные слова: "Не знаю, как это происходит, но я всегда страдаю от любого заболевания, которое существует, если только не посмотрю на собственный справочник по медицине".
9. Мистическое. Пауло Коэльо в "Алхимике" начинает с описания мистического сна, хоть и не в самых первых строках, но на стартовой странице.
10. Конфликтное. Антон Павлович Чехов нередко начинал свои произведения с описания конфликта между героями или даже с внутреннего конфликта персонажа.
11. Радостное. "Маленький принц" Сент-Экзюпери - яркий тому пример. Все начинается с восторга и радости общения.
12. Трагичное. "Сегодня умерла мама". Пугающие строки, с которых открывается "Посторонний" Камю.
13. Упоительное. В свое время меня буквально потрясло своей певучестью и точностью начало "Лолиты" у Набокова: "Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та". Много лет я думала, что невозможно начать лучше и считала образцовым вариантом для вовлечения вдумчивого читателя.
14. Пугающее. И снова Кафка. Я вспоминаю уроки зарубежной литературы в колледже. И как я оторопела, прочитав первую же строку "Превращения": "Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое". Кстати, на экзамене мне как раз достался билет по "Превращению". И на уточняющий вопрос нашей строгой преподавательницы я без труда ответила, рассказав про совпадения в начале и конце произведения.
15. Диалог. Рэй Брэдбери использовал этот прием в рассказе "Все лето в один день":
"-- Готовы?
--Да!
-- Уже?
-- Скоро!"
16. Внимание к деталям. Милорад Павич в "Вывернутой перчатке" цепляет наше внимание мелочами: "В тот осенний полдень 1810 года Доситей собирался подстричься ножом, глядя в перстень, в котором вместо камня было выпуклое зеркальце. Но не нашел перчатку. А голой рукой он никогда не дотрагивался до волос. Перчатка, которую он искал, была красивой – белой на зеленой шелковой подкладке..."
17. Числа. О'Генри в рождественской новелле "Дары волхвов" совсем не случайно сперва говорит о деньгах: "Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу..."
18. Абсурдное. И снова братья Стругацкие. На этот раз - "Бедные злые люди": "Царь сидел голый. Как нищий дурак на базаре, он сидел, втянув синие пупырчатые ноги, прислонясь спиной к холодной стене..."
19. Мгновенное погружение в действие. Энтони Берджесс начал роман "Заводной апельсин" так: "В одиннадцать вечера улицы были пусты, когда мы брели по городу, как Пан и его кентавры, играя на своих инструментах".
20. Ироничное. Славились этим Илья Ильф и Евгений Петров. Роман "Двенадцать стульев" начинается так: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
Выбирая сильное начало, стоит помнить и о его уместности. Так, например, любители приключений скорее увлекутся книгой, если в первых же строках энергично разворачивается действие. А вот поклонники историй любви с удовольствием почитают романтический портрет или изысканное описание природы, нравов. Ценитель юмора будет в восторге от удачной шутки на первой странице.
Старт для новичков
Также можно начать с предвкушения, интересного умозаключения, контрастного описания. Приемов - много. Есть и очень простые цепляющие фразы, которые я обычно рекомендую детям - они только учатся писать:
"Я никогда не забуду, как..."
"Мне до сих пор страшно/стыдно/смешно вспоминать, как..."
Конечно, со временем от таких универсальных фраз лучше уходить и создавать уникальную первую строку. Но когда вы еще только пробуете свои силы в писательском мастерстве, то можно и нужно пользоваться шаблонами. Так, например, художник сначала набивает руку, копируя лучшие работы. А уже потом создает шедевр. Кстати, Винсент Ван Гог со старанием и увлечением перерисовывал Рембрандта, японские гравюры, Делакруа. Это не помешало Винсенту создать особенный стиль, известный теперь всему миру.
Поделитесь, какой вариант сильного начала вам особенно приглянулся.
На этом наш урок сегодня окончен. Как ваши успехи после первого занятия? Знатно потолстел красивый блокнот, набитый вашими интересными заметками и находками? Пришло время дать им сильный старт! Возможно, даже одного уверенного шага будет достаточно, чтобы ваша мысль превратилась в увлекательный рассказ, сказку, стих или даже роман! А дальше будет еще занимательнее! До встречи! Благодарю за ваш Премиум-интерес. Чаще видеться со мной можно в творческом блоге Настурция Petro
Первый урок - тут: