Найти в Дзене
Моя исторія

Царская невеста: исторический детектив в Геликон- опере

Захотелось мне переслушать оперу Римского -Корсакова «Царская невеста». Люблю её. Великолепная музыка, волнующий сюжет, родная наша история, плюс сюжет, в основе которого лежит одна из великих загадок русского средневековья. Так сказать, основано на реальных событиях.  Постановка в Геликон - опере очень необычная, свежая, интересная. Настоящий исторический детектив. Красивый и захватывающий.  Напомню сюжет. Вкратце. Как говорится, что за критика без спойлера?  Красавец Григорий Грязной, мужчина в самом расцвете сил из хорошей семьи, живет во грехе с Любашей, свойственницей Малюты Скуратова, могущественного любимца царя Ивана Грозного. Молодая женщина охвачена тревогой - Грязной охладел к ней. Организовав за ветреным любимым наружное наблюдение, Любаша достоверно устанавливает, что он увлекся другой. Соперница не производит на Любашу никакого впечатления, ну миленькая, но ей не конкурентка, и дает интрижке неделю срока. Но вдруг рядом с невзрачной подружкой Любаша видит ещё одну девушку

Захотелось мне переслушать оперу Римского -Корсакова «Царская невеста». Люблю её. Великолепная музыка, волнующий сюжет, родная наша история, плюс сюжет, в основе которого лежит одна из великих загадок русского средневековья. Так сказать, основано на реальных событиях. 

Постановка в Геликон - опере очень необычная, свежая, интересная. Настоящий исторический детектив. Красивый и захватывающий. 

Напомню сюжет. Вкратце. Как говорится, что за критика без спойлера? 

Красавец Григорий Грязной, мужчина в самом расцвете сил из хорошей семьи, живет во грехе с Любашей, свойственницей Малюты Скуратова, могущественного любимца царя Ивана Грозного. Молодая женщина охвачена тревогой - Грязной охладел к ней. Организовав за ветреным любимым наружное наблюдение, Любаша достоверно устанавливает, что он увлекся другой. Соперница не производит на Любашу никакого впечатления, ну миленькая, но ей не конкурентка, и дает интрижке неделю срока. Но вдруг рядом с невзрачной подружкой Любаша видит ещё одну девушку, она черноволоса, румяна, стройна, бровями союзна, в таких не влюбляются на неделю- другую, таких любят всю жизнь. Какая неприятность. 

-2

Все пропало, думает несчастная Любаша. Она решает отравить соперницу, быть в тренде суровой эпохи, ибо сказано в писании - нет человека, нет проблемы. 

А тем временем Григорий готов на всё, лишь бы Марфа, как зовут классную девицу, стала его. И он решает приобрести у лекаря Бомелия, алчного негодяя- мигранта, приворотное зелье. Для этого он занимает очередь за Любашей, которая тоже обратилась к злодею с просьбой изготовить отраву для соперницы. Любаша настолько одержима идеей укокошить Марфу, что, слегка поломавшись, соглашается отдаться немцу в счет оплаты за зелье, совершенно нелогично изменив любимому Григорию, но сохранив изумруды и жемчуг, пустячок, но приятно. 

В то время, как Григорий и Любаша толкаются в очереди к сволочному Бомелию, ничего не подозревающая Марфа собирается замуж за друга детства, Ивана Лыкова. Ваня, только что вернувшийся из-за бугра молодой красавец европейского вида и обращения, под руководством многодетного отца Марфы - своего будущего тестя- витает в облаках фантазий о долгой и счастливой жизни с любимой подругой. 

-3

А тем временем Марфу с подругой случайно замечает царь и великий кнеезе. Одержимый идеей очередного брака, государь распоряжается доставить обеих девиц во дворец для участия в конкурсе на соискание почетного звания царской невесты. 

Однако, повезло. Но есть нюансы. Удивительно изменчивый нрав все же у этих царей! Поговорил царь с бойкой Дуняшей, и бац!- жениться решает на скромной тихой Марфе. Может, потому и решает, что поговорил. Провалившая тендер Дуня в бешенстве, и у неё появляется мотив расправиться с Марфой в составе организованной группы лиц. 

Все матримониальные планы летят псу под хвост, офигевшая родня совместно с бывшим женихом судорожно пытается поверить в навалившееся счастье. Собакин в новом в статусе папахина царской невесты в мыслях примеряет на себя и сыновей боярские шапки, и тут выясняется, что Марфа занемогла. Бедную счастливую девушку поразил таинственный недуг, причем в ураганном процессе. Ментальное здоровье невесты под угрозой - ей мерещатся старые добрые времена, когда она простой девушкой на прогулке с другом детства целыми днями собирала лазоревые краснокнижники в его обширных садах. 

-4

Note! Никогда не принимайте препараты, не получившие одобрение Минздрава! 

Марфе становится все хуже, и её госпитализацию уже не утаить от будущего мужа - царя. Наивный Грязной радуется, ошибочно подозревая в симптоматике признаки любовной лихорадки, но потом удивляется, что у объекта его эксперимента от любви выпадают волосы и зубы. Неожиданные побочки приворотного зелья порождают в душе Григория смутное сомнение, что что-то пошло не так или вовсе не сработало. 

-5

Зато есть все основания для полного удовлетворения у Любаши - соперница ей больше не соперница. Мало этого, она больше никому не соперница. И от радости она совершает единственно честный поступок - признается карательному отряду опричников, что это она траванула Марфу, а размякший от чувств Грязной вообще ни при делах. Коллектив элегантных мужчин в черном, хоть и на государевой службе, но чувствам не чужд, растрогавшись, отпускает Григория попрощаться с Марфой. Обмякшие опричники, Григорий и многочисленные родственники Марфы внимательно слушают заключительную арию Марфы, решенную в популярном жанре «фантазм в опере». 

Зрители сморкаются и хлюпают носами, женщины жалеют, что не воспользовались водостойкой тушью и рыдают ещё пуще. 

Вслед за Марфой весь любовный многоугольник, включая Бомелия с его левыми колесами, оперативно помирает разными способами, после чего все радостно выходят на поклоны. 

Это было либретто, прости господи. 

Теперь серьезно. 

Очень советую посетить спектакль Геликон- опере, не пожалеете. 

Спектакль дивный, пронзительный и очень романтичный. Постарайтесь выбрать день, когда поют Алексей Тихомиров - Собакин и Марфа - Елизавета Кулагина. Это фантастические мастера. 

-6

И да, садитесь поближе к сцене, Геликон - та опера, где и смотрят тоже. Удивительно, какого мастерства и фантазии достигли швеи, создавшие исторические костюмы, и особенно женские головные уборы. 

А как все было на самом деле? Немного моей истории с полным уважением к её героям: