Летом 1697 года французская эскадра шла в Гудзонов залив, чтобы отвоевать у англичан форт Нельсон. Флагман, линейный корабль третьего ранга “Пеликан”, потерялся в тумане и приплыл к форту один. 5 сентября он встретился с тремя английскими кораблями, которые плыли туда же с подкреплением и припасами. У него было 44 пушки (против 124 пушек у британцев) и эпидемия цинги на борту, выведшая из строя 90 моряков и солдат. Часть здоровых ранее ушла на разведку на берег. Капитан Пьер Ле Муан д’Ибервиль и оставшиеся у него 150 боеспособных людей вступили в неравный бой.
После двух с половиной часов сложного маневрирования “Пеликан” сошёлся в дуэли с линейным кораблём четвёртого ранга “Гэмпшир”. “Пеликан” получил серьёзные повреждения. Капитан “Гэмпшира” Джон Флетчер предложил д’Ибервилю сдаться. Тот отказался. Тогда, как говорили, Флетчер поднял бокал вина за его храбрость. Француз дал залп и разрушил борт “Гэмпшира” ниже ватерлинии. Корабль утонул необычайно быстро, не дав команде времени спастись. После боя д’Ибервиль искал выживших на месте затопления, но безуспешно.
Фрегат “Гудзонов залив” был сильно повреждён. Когда французы готовились взять его на абордаж, он спустил флаг. Фрегату “Деринг” тоже досталось, но он смог уйти и вернулся в Англию. Д’Ибервиль поставил “Пеликана” и “Гудзонов залив” на якорь для починки. В ночь с 6 на 7 сентября они были унесены бурей, сели на мель и развалились. Благодаря хорошо организованной эвакуации погибло только 18 человек из сотен.
Капитан английского корабля Николас Смитсенд и несколько его людей сбежали из плена. Они пополнили гарнизон форта, где находилось всего около 35 человек.
10 сентября подошла французская эскадра, и началась осада. Маленький гарнизон сопротивлялся три дня. Из уважения к его храбрости д’Ибервиль согласился на капитуляцию с воинскими почестями. Защитники вышли из форта с развёрнутым флагом, заряженными мушкетами и музыкой. Их увезли в плен во Францию, но к тому времени, когда они должны были доплыть, война между Францией и Англией (Война короля Вильгельма) закончилась. До конца 1697 года они вернулись домой.
Это была самая большая морская битва в истории американской Арктики и Новой Франции. Форт Нельсон, также называемый Йорк, оставался у французов (которые называли его Бурбон) до 1713 года. Потом его вернули Англии по Утрехтскому мирному договору. Пьер Ле Муан д’Ибервиль продолжил свою карьеру в южных морях и основал Луизиану. В 1706 году он умер от внезапной болезни в Гаване (ходили слухи, что его отравили коварные англичане). Он прожил почти 45 лет и не проиграл ни одного сражения. Он считается первым канадским героем, потому что родился в Монреале: те, кто раньше него добился воинской славы на службе колонии Канада, родились во Франции.
Победа “Пеликана” показана в кульминационном 38-м эпизоде сериала “Д’Ибервиль”, снятого в 1967 году. Это самый амбициозный телепроект в истории Квебека. Его делали совместно с Францией, Бельгией и Швейцарией. 39 серий длиной по 24 минуты охватывают период с 1682 по 1697 год. Сериал масштабен во всём: 175 актёров, более 400 статистов, 850 костюмов, 325 париков, которые нужно было причёсывать каждое утро. Общие планы городов и крепостей снимали с помощью картин на стекле и сложных макетов, которые занимали площадь около 140 квадратных метров.
Командой моделистов руководили Фредерик Бак, известный художник и режиссёр анимации, и Жан-Поль Буало, глава макетной мастерской “Радио-Канада”.
Морские сцены снимались в бассейне площадью 90 квадратных метров и глубиной 40 сантиметров. В них участвовали 7 военных кораблей из стекловолокна. Для удобства смены ракурсов их половины были неодинаковыми: с одной стороны корабль выглядел как французский, с другой – как английский. В них была встроена система дистанционного управления пушками, которые по-настоящему стреляли. Моделисты сделали несколько комплектов парусов, закреплённых в разных положениях, и быстро меняли их по необходимости.
Кроме военных кораблей, они построили сцену кораблекрушения, флибот и 20 баркасов. Макеты тянули с необходимой скоростью нейлоновые тросы, удерживаемые свинцовыми грузилами. Дождь имитировался струями воды из лейки, снегопад – солью, морская пена – мылом. Чтобы движения выглядели реалистичными, оператор снимал эти сцены со скоростью 100 кадров в секунду.
Весь сериал выложен “Радио-Канада” на Internet Archive. К сожалению, никакого перевода нет. Главного героя сыграл Альбер Миллер – один из величайших квебекских актёров, прославившийся ролями в пьесах Мольера и Шекспира. Наверно, его взяли на роль в том числе за лужёную глотку – такой голос действительно было бы слышно на палубе в шторм. Тост за капитана вражеского корабля в сериале отдали ему: “Боюсь, Вы должны спустить флаг, мистер д’Ибервиль. – Никогда!!! – Ну же, мы скоро пообедаем вместе! – Ваше здоровье!”
Хотя из сюжета убрали самые жестокие кампании д’Ибервиля, вроде разрушения мирных рыбацких деревень на Ньюфаундленде, оставшиеся события и игра Миллера показывают, что он был человек лихой, беспощадный и жадный. Настоящий пират (он и был легальным пиратом с корсарским патентом). И при этом умный, ответственный, неунывающий, слуга королю, отец матросам. По словам современника, иезуита Пьера де Шарлевуа, лучший канадский командир и кумир своих соотечественников.
Храбрецы Ле Муаны – статья об отце и девяти братьях Пьера.
Источник: https://ici.radio-canada.ca/nouvelle/1061915/anniversaire-serie-pierre-le-moyne-diberville-archives