Задумав статью о детском чтении, поняла, что нужна вводная. О ценности чтения, о том, почему нам, родителям, это так важно.
Сама я читать обожаю. Для меня читать – это как дышать. Я тот самый ребёнок, от которого книги прятали, не разрешали читать под одеялом и "пойди лучше подыши свежим воздухом". У меня большая домашняя библиотека (несколько шкафов и стеллажей), а домашние меня без книжки в руках даже, наверное, не узнают😃.
Вопрос "А зачем вообще читать?" в моей картине мира не стоит. Что читать? Как исхитриться побольше читать? Как читать всю ночь, и чтоб тебе за это ничего не было? Вот это моё, вот это мне понятно.
Поэтому, когда дети были маленькие, я проглядывала все эти статьи для осознанных родителей и хмыкала. Уж у меня-то дети прям будут читать днём и ночью, ага!
Ну, смотрите. Открываем любой журнал, любой блог для родителей, что там написано по поводу детского чтения?
1. Личный пример. Ребёнок должен видеть маму с книгой, видеть, что ей нравится чтение.
Личного примера у моих детей, как вы понимаете, было навалом.
2. Чтение вслух. Нужно как можно чаще и как можно дольше читать ребёнку вслух, эмоционально, с выражением, обсуждать прочитанное.
Я обожала читать детям вслух! До школы я читала им постоянно.
Старшей я прочла последние две книги вслух перед восьмым классом! Это были "Горе от ума" Грибоедова и "Белые ночи" Достоевского. Я очень люблю этих авторов, и не могла позволить школе испортить о них впечатление.
Младшая читала небыстро, а на лето в началке задавали стопки книг, да ещё с читательским дневником, по паре страниц вопросов на каждое произведение. И вплоть до окончания четвёртого класса я читала ей вслух практически всю летнюю программу.
3. Выбор книг по желанию ребёнка и большая домашняя библиотека.
В три года дети торжественно записывались в библиотеку. Дома от детской литературы ломятся шкафы. Ассортимент широкий. Почти полностью собрана библиотека приключений в шикарном оформлении (Жюль Верн, Дюма, Стивенсон, Джек Лондон и Майн Рид). Крапивин в десяти книгах, включая "Голубятню на Жёлтой поляне". Вся серия классики для девочек. Естественно, полка "Котов-воителей". Естественно, вся "Нарния" и "Гарри Поттер". Короче, у меня, наверное, найдётся любая детская или подростковая книга, от Карлсона до Голодных игр. Кроме новинок за последние три года.
Почему за последние три? А потому что именно три года назад я окончательно смирилась и перестала покупать книги для детей. Старшая выросла и уехала учиться. А младшая перестала читать. Совсем.
Именно три года назад, во время очередного чтения вслух, и прозвучал этот сакраментальный вопрос: а зачем все эти буковки? Почему они так важны?
Ну, знаете... Это как в воцерковлённой семье спросить, зачем посещать церковь! Это как в семье веганов попросить на завтрак непрожаренный стейк! Это, короче, бунт на корабле!
Ну, я сперва, конечно, забухтела. Про эрудицию, про знания, про развитие воображения, про важность концентрации внимания...
Про эрудицию... Людям, которые за минуту про любое явление найдут статью в Википедии, ролик продолжительностью от двух минут до часа и видеолекцию от профессора Оксфорда.
Про знания, ученикам лицея, у которых в один день в домашке функции лизосом, особенности правления Бисмарка, задачи по статистике и теории вероятности, семантические особенности произведений эпохи романтизма, текст про защиту окружающей среды на английском, и на закуску к сольфеджио термины вроде адажио и диминуэндо и по музлитературе содержание оперы "Кармен".
Про концентрацию внимания, ребёнку, который готовит к экзамену по фортепиано четыре произведения в общей сложности на 25 страниц нотного текста.
Про развитие воображения, человеку, который вчера сдал на оценку проект настольной игры про химический элемент галлий.
Да скажи спасибо, мать, что они вообще с тобой разговаривают.
Эти все компетенции легко закрываются в современном мире с его возможностями абсолютно иными способами, гораздо более эффективными, чем чтение книг.
Вот это самое трудное для меня было. Это признать и не сломаться.
И всё-таки, честно говоря, дети у меня читают несколько больше, чем это в среднем принято в их окружении. Потому что я-таки знаю две причины чтения, которые они признают "в самом деле важными".
Во-первых, это приятное развлечение. Можно подобрать книгу под настроение. Можно читать на качелях, можно в пледике с какао и зефирками. Можно читать весёлое и поднять себе настроение. Можно читать триллер и бояться спустить с кровати ногу. Можно читать Хоссейни и рыдать от души. Можно читать Грина и мечтать. В общем, через правильно подобранную книгу, ничуть не хуже, чем с помощью фильма или музыки, можно смоделировать для себя любую эмоцию и пережить с классным героем любую жизнь. Влезть на Эверест и не запыхаться. Пересечь океан и подол не замочить. Сидеть в подвале маниака какого-нибудь, и это будет для тебя абсолютно безопасно.
Во-вторых, книги и разговоры о книгах - это способ найти своих. Помните это классическое: чай или кофе, кошка или собака, Ахматова или Мандельштам? Помните? Ну всё, нашлись🤝.
Книги создают культурный код. В художественной литературе значение слова не равно таковому по словарю. Писатель создаёт его новые значения. Открой словарь, посмотри значение слова "терновый". Ну, такой, с колючками, ягоды тёмные, терпкие, варенье...
А теперь смотри...
Терновый венец
Братец Лис, только не бросай меня в терновый куст!
Поющие в терновнике
Сколько сразу в голове пронеслось, да? Боль, мучения и несправедливая жестокая гибель во спасение людского рода, маленький хитрец-Кролик, неразделённая любовь длиною в жизнь... Это всё в твоей голове сделали буковки.
Статья, как и обещала, получилась смешная. Про то, что все советуют делать, чтобы приучить ребёнка к чтению. А оно, внезапно, не помогает.
А что, мне кажется, помогает, какие книжки сейчас всё же читают подростки, и что сегодня мои дети думают о чтении, я завтра напишу.