В годы правления царя Иоанна Васильевича, родился преподобный Мартирий в городе Великие Луки (Псковская область). Назвали его родители Мина (мирское имя).
Родители его, благо-честивые и зажиточные Козма и Стефанида в возрасте 8 лет отдали сына учится псалтарии (Богослужению).
Мина осиротел, когда ему ещё не было и 10 лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, иерей Борис. Который взял себе после смерти жены имя Боголеп (принял иночество).
Именно наставник своим примером смог вселить такую силу веры и любви к Богу в будущем святом.
Вскоре после принятия иночества наставником, его принял и сам Мина. Взяв себе имя Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.
Важно отметить, что Мина (Мартирий) не был совсем бедным, раздал свое имение, приняв постриг.
Мартирий уединился в пустынножительстве в 60 верстах от Великих Лук.
Жил в землянке на берегу ручья, занимался рукоделием – плёл лапти, молился.
Не каждый бы смог во имя веры отказаться от всех благ. Обрести себя на непростую жизнь. Надо отметить, что святой сомневался о правильности своего пути. Ему было тяжело, хотелось вернутся к более простой жизни.
Преподобный написал послание к отцу своему блаженному Боголепу, чтобы тот дал ему благословение на пребывание в пустыне и жизнь в безмолвии. Блаженный же Боголеп написал ему так: «Иди, господин, в общежительство жить – и тогда приобретешь плод великий и не только себя одного спасешь, но и многие души к спасению приведешь».
В недоумении отправился Мина на поклонение Смоленской иконе Пресвятой Богородицы и чудотворцу Авраамию. В Смоленске получил ответ: «ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь». В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Авраамием, который, будучи болен, был исцелен Богородицей и оставался в Тихвине.
Мартирий просил Господа указать ему уединенное место для подвигов. Такое место было указано ночью ученику Мартирия знамением крестовидной зари на острове, издавна называвшемся Зеленым.
Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы.
Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы. Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни".
Мартирий был очень верующим человеком. Отмеченным Богом. Он часто видел в своих снах святых.
"Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.
Преподобный Мартирий прославился чудотворцем. Преподобному надлежало быть в Москве. На пути старец остановился в Твери, где по царскому повелению проживал тогда бывший Касимовский царь Симеон Бекбулатович, любимый сын которого в то время находился при смерти от болезни, так как все врачебные средства оставались бесполезными. Когда печальному отцу возвестили о прибытии преподобного, которому уже сопутствовала слава о чудном житии его и о благодатных дарах Святого Духа, на нем напечатленных, последовал призыв старца к новообращенному христианину-царю. Но в ту самую минуту, когда царь Симеон с честью встретил подвижника, ему возвестили, что сын его умирает. Видя печаль отца, преподобный сказал ему: «Не скорби, царь, но все упование возложи на всещедрого и всесильного Бога, во святой Троице присно славимого, и на его Пресвятую Матерь, Пречистую Богородицу. Она, всемогущая Его Матерь, нас недостойных благоволит услышать, если молимся с верою». Сотворив молитву пред бывшими с ним иконами Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы, преподобный начал молебное пение с освящением воды, положив иконы на перси отрока, и тот, будто пробуждаясь от сна, стал с одра здоровый. С этой минуты Зеленецкая обитель обрела в царе Симеоне самого ревностного и щедрого почитателя. Надо отметить, что почитателей у него уже было немало.
Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там.
Мина предвидел свою смерть.
Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова.
Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий († 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.
Мартирий в (завещании) «Наказание к братии» наставлял своих духовных чад не покидать обитель, не принимать от царя земельные пожалования, советовал «от своих трудов питатися», не надеясь «ни на князя, ни на боярина».
В Великих Луках почитают святого. В Свято-Вознесенском кафедральном соборе есть его икона с мощами. В ноябре 2024 года был торжественно освещён новый отстроенный храм на ул. Новоселенинская. Храм преподобного Мартирия Зеленецкого.