Найти в Дзене
cistern.space

Медиаискусство за 60 лет: краткая история больших перемен

От первых движущихся картинок до инсталляций с искусственным интеллектом — в новой статье рассказываем, как за пару десятилетий технологии изменили искусство. Прообразы медиаискусства можно встретить с конца XIX века, когда появились первые устройства для создания иллюзии движения — праксиноскоп и фенакистископ. Эти оптические приборы оживляли статичные изображения и заложили основы для появления кино и анимации. Одним из первопроходцев в искусстве новых медиа считается Нам Джун Пайк. Еще в 1960-х годах он занимался видео-артом — пытался превратить телевизор в объект искусства. Одна из знаковых работ Пайка — «TV Garden» — сад из телевизоров, который показывает, что технологии — тоже часть природы. Параллельно с развитием видео-арта, в 1960-х годах активно исследовалось кинетическое искусство — с использованием движущихся арт-объектов. Например, советский художник с архитектурным бэкграундом Вячеслав Колейчук задумал сферу из металлических трубок, которая сохраняла форму за счёт самонап

От первых движущихся картинок до инсталляций с искусственным интеллектом — в новой статье рассказываем, как за пару десятилетий технологии изменили искусство.

Прообразы медиаискусства можно встретить с конца XIX века, когда появились первые устройства для создания иллюзии движения — праксиноскоп и фенакистископ. Эти оптические приборы оживляли статичные изображения и заложили основы для появления кино и анимации.

Праксиноскоп в действии
Праксиноскоп в действии

Одним из первопроходцев в искусстве новых медиа считается Нам Джун Пайк. Еще в 1960-х годах он занимался видео-артом — пытался превратить телевизор в объект искусства. Одна из знаковых работ Пайка — «TV Garden» — сад из телевизоров, который показывает, что технологии — тоже часть природы.

TV Garden, Нам Джун Пайк (1974)
TV Garden, Нам Джун Пайк (1974)
TV Cello, Нам Джун Пайк (1974)
TV Cello, Нам Джун Пайк (1974)

Параллельно с развитием видео-арта, в 1960-х годах активно исследовалось кинетическое искусство — с использованием движущихся арт-объектов. Например, советский художник с архитектурным бэкграундом Вячеслав Колейчук задумал сферу из металлических трубок, которая сохраняла форму за счёт самонапряжения составных частей и приходила в движение от колебания воздуха. Это была художественная модель атома — её Колейчук реализовал с помощью команды инженеров.

Модель атома, Вячеслав Колейчук (1967)
Модель атома, Вячеслав Колейчук (1967)

В 1970-х немецкий художник Фридер Наке стал одним из первых, кто использовал компьютерные алгоритмы для создания искусства. Его работы основывались на программных кодах, которые генерировали абстрактные композиции на основе логики и случайности. Этот подход стал основой для развития генеративного искусства.

Работа, созданная алгоритмом Фридера Наке
Работа, созданная алгоритмом Фридера Наке

Искусство новых медиа — не только про визуальный опыт. Элвин Люсье стал пионером саунд-арта, рассматривая звук как самостоятельный художественный материал. В своих проектах он исследовал физическую природу звука, его движение в пространстве и взаимодействие с архитектурными формами.

В 1980-х австралийский художник и профессор робототехники Стеларк провёл серию радикальных перформансов, исследуя границы человеческого тела. В одном из них он установил себе механическую третью руку, управляемую с помощью сигналов от мышц живота. Этот эксперимент не имел практической цели, но стал художественным высказыванием о слиянии человека и технологий и классикой перформативного искусства.

Третья рука, Стеларк (1980)
Третья рука, Стеларк (1980)

В России развитие медиаискусства началось в 1990-х. Одним из пионеров мультимедийного контента был Аристарх Чернышев, который создавал инсталляции и проекты вместе с Константином Худяковым, Алексеем Шульгиным и другими художниками. Площадкой для многих их работ стал Центр современного искусства «М’АРС».

Medium Knode, Аристарх Чернышев (2013)
Medium Knode, Аристарх Чернышев (2013)
Antique Head, Аристарх Чернышев (2020)
Antique Head, Аристарх Чернышев (2020)

Сегодня медиаискусство выходит за рамки традиционных форм. С развитием искусственного интеллекта, биотехнологий и робототехники художники создают работы, которые не только взаимодействуют с человеком, но и способны к автономному развитию.

Робот-художница Ai-Da на фоне автопортрета (2021)
Робот-художница Ai-Da на фоне автопортрета (2021)

Границы между наукой, технологией и искусством становятся всё более размытыми.