Найти в Дзене

Фастнахт - карнавал масок и шутов

Оглавление
Карнавал в Кельне
Карнавал в Кельне

Немецкоязычные страны любят карнавал не меньше, а быть может, больше, чем жители южных Испании и Италии. Шествия и парады здесь больше похожи на языческие мистерии древних германцев, смешанных с городской средневековой культурой. Кстати, некоторые фастнахт в этих странах включены в список нематериального наследия. Чем выделяются карнавалы немецкоязычных регионов и какие старинные традиции соблюдаются до сих пор?

Что такое фастнахт?

В немецкоязычных странах карнавальную неделю, предшествующую посту, называют Fastnacht (постная ночь), это отголосок древних языческих представлений германцев, которые вели календарь не дням, а ночам. Народ называет эту неделю нелепой или чертовой, а иногда праздником шутов.

Два дня непосредственно перед постом называли Torkeltag (torkeln - шататься, нетвердо стоять на ногах) или Rastag (rasten - отдыхать), в эти дни отдыхали и был запрет на работу.

Традиционные карнавальные шествия, которые были популярны в средневековых городах, к XVIII веку стали постепенно меняться, превращаясь в просто веселые праздники, утрачивая древние обряды и традиции. Но уже к концу XIX — началу XX века вновь вернулись к исконным формам проведения.

Как и везде в карнавальной Европе, участники используют маски и костюмы. Поскольку зачастую фастнахт в народе прозван праздником шутов, то, соответствено, толпа разряжена во всевозможные шутовские наряды, правда, есть уникальные костюмы, используемые только на фастнахте, например Блэцлебю (пятнистый шут). Также популярны маски всевозможной нечисти, особенно в альпийских регионах.

Шуты Блэцлебю
Шуты Блэцлебю

Ведут себя согласно карнавальной этике, производят огромное количество шума. Во время парада используют бубенцы, колокольчики, трещетки и охотничьи рожки. Причем зачастую шествие делится на группы, одетые в одинаковые костюмы и использующие одинаковые «музыкальные инструменты» — это своеобразная память о средневековых цеховых гильдиях.

Кельнский карнавал 11.11. 11. 11.

В Германии самыми известными карнавалами были кельнский, майнцкий и мюнхенский, считалось, что в немецких землях фастнахт массово стали проводиться с XIII века.

Один из старейших карнавалов в Германии проходит в Кельне. В городе время проведения праздника называют пятое время года, когда позволяется практически всё: дурачества, шутки и политическая сатира.

Свое начало кельнский карнавал ведет от римских сатурналий, которые проводились по всей Римской империи и в которых город принимал активное участие. Карнавальная традиция прочно закрепилась в средневековье, большое влияние на празднество оказал венецианский карнавал — так что иногда Кельн во время карнавала называли германской Венецией.

В Кельне подготовка к карнавалу начиналась 11.11 в 11 часов 11 минут — эта особенность до сих пор практикуется. В 1823 году, чтобы упорядочить праздничные шествия, стали избирать карнавальный комитет, сменивший совет шутов и ораторов. Комитет состоял из Девы, символизирующей Кельн, принца и крестьянина, причем традиционно должности, в том числе и Девы, занимали только мужчины, карнавал в Германии был сугубо мужским делом. В Кельне эта традиция до сих пор свято соблюдается.

Дева, принц и крестьянин - властители карнавального Кельна
Дева, принц и крестьянин - властители карнавального Кельна

Организаторы комитета участвуют во всех официальных мероприятиях карнавала, и на время его проведения они становятся властителями города. 11 ноября они предстают перед бургамистром и представляются народу на главной площади города и с этого момента вступают в права вплоть до окончания карнавала.

Основные мероприятия карнавала проходят в последнюю неделю перед постом. По городу устраиваются шествия карнавальных повозок, с которых разбрасывают сладости.

В карнавале выделяют три значимых дня, карнавальная неделя начинается с «бабьего четверга», когда женщины, не имеющие голоса в организации карнавала, устраивают небольшой бунт. В 11 часов 11 минут власть в городе на сутки переходит женщинам. Главное развлечение в этот день — «срезание галстуков», женщины, поймав зазевавшегося мужчину, срезают с него галстук, который считается символом мужской власти.

Наибольшее число туристов привлекает розовый понедельник, когда проводится парад гигантских кукол, которые в карикатурном виде представляют властителей мира, и фиалковый вторник (жирный вторник), когда на улицах города можно попробовать традиционные карнавальные угощения.

Швейцарское качество - базельский карнавал против правил

Карнавал в Базеле
Карнавал в Базеле

Дата, когда начали праздновать карнавал в Базеле, неизвестна, так как все документы ранней истории города сгинули в руинах, в которые превратился город после землетрясения 1356 года. Самая ранняя задокументированная дата проведения карнавала в городе — 1376 год.

В Базеле карнавал немного выбивается из стройного ряда европейских шествий, прежде всего временем проведения — он начинался в первую неделю поста. Доподлинно неизвестно, почему время разнится с другими европейскими карнавалами, есть две основные версии.

Первая: Базель как протестантский город стремился выделиться из ряда карнавалов, проводимых в основном в католических регионах.

Вторая: В 1091 году на соборе в Бенвето католический карнавал был перенесен на 6 дней раньше, потому что воскресенья исключили из 40-дневного поста перед Пасхой, и поэтому первый день поста стал приходится на Пепельную среду.

С тех пор в Базеле вплоть до XVI века проводили два карнавала: один, согласно новому календарю, назывался карнавал аристократии, второй, по старому стилю, — карнавал крестьян. Во времена Реформации карнавалы среди протестантов были запрещены, но Базель этому воспротивился, правда, с тех пор стали проводить лишь один карнавал.

Начинался карнавал в первую неделю поста в понедельник в 4 ч. 00 мин. и длится 72 часа. Именно перед рассветом в первый день праздника происходит главное событие — парад фонариков. В 4 часа колокол церкви святого Мартина извещает о начале шествия, в центре города выключают свет, и начинается парад на котором люди несут самодельные фонарики, заканчивается все с рассветом.

Базель карнавал
Базель карнавал

Участвовать в праздничных парадах карнавала могут только местные жители, туристы могут быть зрителями. Участники парадов объединяются в клики — своеобразная дань средневековому прошлому города, когда все делились на цеха. Одной из старейших и почетнейших является клика барабанщиков, именно она идет во главе первой парадной процессии, грохотом возвещая начало карнавала.

Еще одна известная традиция базельского карнавала — это использование конфетти, здесь они называются раппли. И хотя конфетти используется во многих карнавалах, базельцы свято верят, что традиция зародилась именно в их городе, причем количество конфетти, используемое во время карнавала, в несколько раз больше, чем в других городах Европы.

Конфетти в Базеле разных цветов, но никогда не продают смеси только одноцветные, использовать разноцветные конфетти считается дурным тоном.

Шеллеры и Роллеры Тироля

Карнавал в Имсте
Карнавал в Имсте

Австрия, как и другие католические страны, проводит карнавалы, одни из самых интересных проводятся в тирольском регионе, причем карнавал Шменлауфен в Имсте включен в список нематериального наследия и проводится раз в 4 года.

Карнавал известен прежде всего уникальным шествием и необычными персонажами в масках. Когда возникла традиция, доподлинно неизвестно, но уже с 1282 года Имст упоминается как один из ярмарочных центров Тироля. Самые ранние документы, упоминающие шествие в Имсте, датируются 1597 и 1610 годами.

В карнавальном шествии участвуют только местные мужчины, причем выступать можно уже с 16 лет, количество участников — 900 человек. Карнавал начинается с утреней воскрестной мессы, а после начинается основное представление. «Карнавальные кавалеристы» с брызгалками, мешками и кисточками оттесняют толпу к тротуарам. За ними следуют ведьмы в широких юбках. Они исполняют танец с метлами и очень громко воют.

Ведьмы карнавала
Ведьмы карнавала

После появляются главные действующие лица — Роллеры (прыгуны) и Шеллеры (звонари). На них надеты высокие головные уборы, которые представляют собой сложную конструкцию из искусственных цветов, колосьев, мишуры и осколков зеркал.

На поясах вокруг бедер были навешаны бубенцы и колокольчики. Причем общий вес пояса Шеллера мог достигать 35 кг. Шеллер носил темную маску с пышными усами и подчеркнуто мужскими чертами. Его основной задачей было своими движениями добиться идеального звучания колокольчиков.

Маски Роллеров, наоборот, имеют женственные черты, главная задача этого персонажа — продемонстрировать свою прыгучесть, народные поверья гласят, что чем выше ритуальные прыжки, тем лучше будет расти урожай.

Шеллеры и Роллеры
Шеллеры и Роллеры

Шествие двигается по Имсту с нижней части города в верхнюю, а к вечеру возвращается обратно к церкви. В течение карнавального дня маски практически нельзя снимать, за исключением небольших перерывов. Участие в таком шествии требует выносливости и силы, все-таки костюмы весят прилично. Это лишний раз подтверждает скорее ритуальный характер шествия, а не просто развлечение. После вечерней службы праздник считается оконченным.

Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.