Найти в Дзене
CatGeek

«Существо» — лучшее alter ego Джека Кирби

Комикс «Фантастическая четвёрка» — любопытное явление, в котором совсем нет плагиата. Это произведение возникло ввиду просто невероятно творческих причин, которые заключались в том, что фирме-издателю был очень нужен коммерческий успех. В это время DC Comics издаёт крайне успешную Лигу справедливости Америки. А чем хуже Марвел? Надо такое же, но своё!
По такому интересному запросу возникает «Фантастическая четвёрка», первый номер которой увидел свет в ноябре 1961 года. Официально автором идеи стал Стэн Ли. Джек Кирби настаивал, что его вклад, как минимум, не меньше. Этот вопрос мы пока проигнорируем и начнём с важного — почему «Фантастическая четвёрка» — это невероятное по своему значению произведение.

В первую очередь дело в концептуальных особенностях сюжета и личности персонажей. Собственно, личностями они и стали. Сложными, разноплановыми, умеющими не только героически превозмогать всё и вся, но и ссориться, обижаться, огорчаться, переживать. Мне кажется, они между собой сражались едва ли не чаще, чем со злодеями. Они перестали прятаться и скрываться за плащами и образами — наоборот, они стали знаменитостями, они стали центральными личностями и даже страдали от своей славы. Эти комиксы были нацелены на читателя, который уже мог воспринимать личную драму персонажа в составе головокружительного сюжета, комиксы стали куда более взрослыми. Нельзя сказать, что Марвел изобрели «взрослые» комиксы, но именно в их собственной издательской деятельности «Четвёрка» однозначно выделялась. Позже этот приём использует «Человек-паук», который уделит столько внимания психологическим аспектам личности, что станет хитом «на все времена». Начиная с «Четвёрки», Марвел запустили супергероев в совершенно реальный мир. В грязный мир, в мир политики. В 1960-х гг. коммунисты стали одним из важных врагов, например, даже на «Четвёрку» они нападали на Луне. Это всё вызвало интерес именно у «взрослой» части читателей.

-2

При этом мы не можем не указать на то, что комиксы просто копировали наиболее успешные идеи и ключевые ходы других произведений. Правда, с одним существенным отличием. Если раньше художники были «завязаны» на короткие сюжеты, тут можно было совершенно спокойно уделять любое количество внимания нужным подробностям. Из «заметки» рождался «лонг», а то и их серия, говоря терминологией Котоимпериума.

Хорошо прописанные персонажи, без сомнения, — изюминка серии. Но даже среди них одна изюминка была очень некрасивой, грубой, визуально страшной, похожей на монстра, и звали её также — «Существо». И это самая вкусная изюминка этой серии. Чёрт возьми, ему даже костюм сделали так, чтобы подчёркивать: есть три героя, и есть Существо.

Сильный, смелый, умный и чудовищно страшный, уродливый, переживающий из-за своих недостатков и сравнивающий себя с куда более успешными и «красивыми» товарищами. Нуждающийся в людях и сторонящийся их из-за своей силы. В сюжет даже смогли прописать его почти состоявшийся брак и разрыв отношений из-за того, что обычная женщина, не супергерой, будет постоянно подвергаться угрозе жизни, будучи в браке со сверхчеловеком.

Невероятно человеческие эмоции для монстра, которого даже поцарапать никто не может. Всё дело в том, что Джек Кирби создавал Существо, опираясь на… себя. Тут никаких домыслов нет, про это он говорил многократно. И это однозначно видно в сюжете.

-3

Бен Гримм, как и Кирби, родился в еврейской семье на улице Янси в Нижнем Ист-Сайде. Его детство, наполненное борьбой с нищетой и уличными конфликтами, — один в один Кирби. Массивная фигура, грубоватые черты лица и даже причёска Существа напоминали самого художника (обратите внимание на наше второе изображение, попробуйте угадать, это Бен Гримм или Джек Кирби?). В сюжете Бен Гримм сражался с бандой под названием «Банда Янси-стрит», и их взаимоотношения в комиксах порой дословно описывают детство самого Кирби, который тоже успел поякошится с бандами. Даже сам конфликт персонажей «Существо» и «Мистер Фантастик» имеет некоторые черты конфликта Ли и Кирби.

Кроме этого, Джек Кирби говорил совершенно прямо: «Если вы обратите внимание на то, как говорит и действует Существо, вы обнаружите, что Существо на самом деле Джек Кирби», рассказывал как-то Джек: «У него мои манеры, моя манера речи, и он думает так же, как я. Он возбудим, очень активен среди людей и может проложить себе путь сквозь толпу. Я считаю, что я именно такой человек».

При всех сложностях персонажа — это всё ещё был супергерой комиксов, который с криком «It's clobberin' time!» (время для избиений/взбучки) крушил врагов направо и налево. Эмоциональность героя потребовала мастерства в его изображении — грусть, гнев, радость — каменное лицо с трещинами, такой себе «холст» для тонких эмоций, но у Джека идея удалась.

Есть достаточно любопытная версия, что внешность «Существа» связана с внешним видом иудейских сказочных песчаных големов. Даже в одном из комиксов было указано, что существо Бен Гримм (Существо) — иудей. Кроме того, евреями были оба его создатели. Но это, скорее всего, просто любопытная фанатская теория. Правда… Иллюстрирует наш пост открытка на Хануку 1976 года от Джека Кирби.

«Существо» Бена Гримма стало не просто персонажем, а живым воплощением Джека Кирби — его боли, силы и противоречий. Кирби, мастер, чьи руки лепили миры, а сердце вкладывало в них душу, создал героя, который вышел за рамки карикатуры, став зеркалом человеческих страхов и надежд. Однако, как и многие творцы Золотого века комиксов, Кирби оставался архитектором, а не садовником: он закладывал фундаменты легенд, но редко доводил их до финального расцвета. Его гений — в искре, в первом рывке, в умении превратить личную драму в универсальный миф. «Фантастическая четвёрка», как и сам Существо, — памятник эпохи, где комиксы Марвел перестали быть картинками с примитивным сюжетом, а стали притчами о людях, даже если те прячутся под камнем. И пусть Кирби не всегда получал славу автора, его почерк — грубый, яростный, честный — навсегда остался в трещинах каменной кожи Бена Гримма, напоминая: гении не создают героев. Они создают себя.

___________________

Автор текста: Кирилл Латышев

Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: