Еврейский квартал
На плане города Венёва 1905 года взгляд цепляется за надпись "кладбище Русское и Еврейское". Возникает законный вопрос: откуда в нашем ксенофобском городке могло появиться целое еврейское кладбище? Действительно, в рапорте венёвского городничего за 1844 год так и написано: "Евреев в городе Веневе не имеется." Законом на западе Российской империи была установлена "черта еврейской оседлости", за которую проникнуть евреям было крайне сложно.
Первое упоминание о них мы находим в журнале заседания городской Думы от 30 июля 1881 года:
"... выслушали прошение поданное в Городскую Управу от проживающих в городе Веневе евреев, чаусскаго мещанина Эфроима Бейноса Шмеркова Копылова и веневскаго мещанина Иосифа Энохова Шер, о том: на городской общественной земле за православным кладбищем имеется Еврейской кладбище, отведенное Управою, ныне же пространство той местности вся занята могилами умерших евреев, на означенном кладбище уже нет места; почему просят прибавить место к упомянутому кладбищу."
Дума просьбу удовлетворила: "Согласно заявления евреев Копылова и Шер поручить Городской Управе прибавить к существующему еврейскому кладбищу земли три сажени с одной стороны на запад, как оно в настоящее время существует".
Евреев начали забирать в рекруты при императоре Николае I согласна "Уставу рекрутской повинности и военной службы евреев" от 26 августа 1827 года. Выслужившим законный срок в войсках, как правило 25 лет, предоставлялось право свободного жительства, т.е. за чертой оседлости. В конце 1865 года в Николаевской церкви г. Венёва был крещен рядовой Екатеринбургского пехотного полка Даниил Шер, прежде бывший католиком. Вскоре в Венёвском уезде появилось большое еврейское семейство Шер. Скорее всего и Даниил по происхождению был евреем, крещеным в римско-католическое вероисповедании, а позднее перешедшем в православие. Слово "шер" (שער) на идише обозначает ножницы. Вероятно, кто-то из основателей семейства был портным.
По переписи 1897 года в городе Венёве проживало всего 25 евреев и членов их семей, ещё 13 человек были записаны в Венёвском уезде. Еврею Вольфу Померанцеву (после крещения Василию) принадлежало единственное в то время фотографическое заведение города.
В 1910-х годах для получения свидетельства "о праве проживания вне черты еврейской оседлости" необходимо было иметь ремесленную специальность, подтвержденную документально, справку об отсутствии судимости, удостоверение о работе вне черты на постоянном месте, засвидетельствованное местной полицией. Разрешение на проживание еврея в Тульской губернии утверждал лично губернатор. По данным на 1913 год в Венёвском уезде больше всего евреев состояло на должности винокуров и их помощников, они руководили винокуренными заводами. В самом городе трудились ремесленниками мещане из Могилевской губернии: Липа Сонин работал переплетчиком, Хацкель Гузик - портным мастером.
На улице Большой Московской (Л.Толстого) можно было найти несколько еврейских магазинов и мастерских, они группировались в квартале возле современного Дома культуры: магазин готового платья и фуражек Хенкина, магазин часов Ашкиназе, писчебумажный магазин Шера.
Магазин готового платья и фуражек тульского мещанина Хенкина Исая Минаевича, в некоторых документах он записан как Шай Менделеев Хенкин, размещался в доме Зуевых. Исай был уроженцем Могилевской губернии, в составе Тобольского пехотного полка участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов. С 1910 года жил в Венёве. В 1913 году из Могилевской губернии переселился в Венёв его брат Вульф с большим семейством. Вульф был мастером шапочно-картузнаго ремесла. Сегодня их потомки проживают в Канаде.
Часовой магазин могилевского мещанина Ашкиназе Давида Абрамовича с оборотом в 6 тыс.руб., располагался в доме Д.А. Брежнева с 1880-х годов. В 1913 году магазином управлял уже сын Борис Давидович. Вся большая семья Ашкиназе проживала здесь же при магазине. Рядом в доме купца Н.Н. Игнатова размещались магазины Давида Иосифовича Шера - аптека, бакалейная лавка и писчебумажный магазин.
Погром 1905 года
К трагическим страницам венёвской истории относится погром произошедший 24 октября (6 ноября) 1905 года. В этот день в чайной, располагавшейся на втором этаже трактира, собрались местные либералы отпраздновать "Манифест 17 октября", согласна которому в России объявлялись демократические свободы, учреждалась Государственная Дума. По всей видимости, здание двухэтажного трактира с чайной сохранилось до наших дней, и располагается по адресу - ул. Л. Толстого д.3. Среди собравшихся были агент земского страхования Даниил Иванович Пигулевский и сын местного помещика Алексей Николаевич Черносвитов. Как вспоминал Пигулевский: " пили они шампанское с криками «ура», и на эти крики пришли к ним снизу, с черной половины трактира, человека два не то мастеровых, не то рабочих." Мастеровые попросили спуститься к ним в трактир "и растолковать, в чем заключается Манифест". Всё переросло в пьяную драку:
"Пошла потасовка. Разъяснители Манифеста с позором бежали, в трактире началась свалка. Первым делом толпа бросилась грабить вино, и пьяная орда с гиком пошла разыскивать по городу смутьянов, разграбили, между прочим, единственный часовой магазин одного еврея, винную лавку и перебили окна в квартире отца Черносвитова".
Газета "Тульские губернские ведомости" сообщала, что была разгромлена квартира Пигулевского и винокуренный завод отца Черносвитова, располагавшийся в городе у Зарайского моста. В погроме участвовали "пригородные крестьяне и новобранцы". Часовой магазин Ашкиназе был подожжен. Погромщики преследовали Пигулевского и Черносвитова. Жена Алексея Черносвитова утонула, переходя реку Осётр по плотине Устинской мельницы, пытаясь уйти от погромщиков. Пигулевский в ночь на 25 октября пешком пришел в приёмную тульского губернатора, что бы сообщить о беспорядках. В Венёв для усмирения была направлена Полусотня 21 сводного Донского казачьего полка. Утром 25 октября 1905 года погром прекратился.
Иосиф Энохович Шер
Наиболее знаменита в Венёве была семья Шер, о которой стоит рассказать подробнее. Шеров было несколько братьев. Раньше всех упоминается Иосиф Энохович в качестве венёвского мещанина написавшего прошение о расширении кладбища в 1881 году. С таким же прошением он выходил и в 1890 году. Иосиф владел лесным складом. С 1883 года упоминался как продавец пиломатериалов. В 1902-1908 годах лесной склад был оформлен на жену Кунарейку Овсеевну Шер. В 1909-1916 годах Иосиф Энохович уже сам значился владельцем склада. В 1908 году адрес предприятия писался так: "близ ст.Венев, Ряз.-Ур. ж.д.", а его оборот, согласно налоговой ведомости, 30 тыс. руб.
Иосиф Шер был единственным евреем избранным в Городскую Думу. Это был первый случай когда неправославный смог не только избирать, но и быть избранным. Правда, за это пришлось побороться. Составляя списки избирателей в 1891 году Городская Дума пропустила "мещанина Иосифа Энохова Шера, иудейскаго происхождения". Пришлось Думе исправленный список ещё раз печатать в Тульских губернских ведомостях. Иосиф Шер был избран гласным Городской Думы на четырехлетие 1891-1894 годов. В этот момент шла борьба между сторонниками богатейшего купца Ефима Григорьевича Махотина, возглавлявшего группу иногородних приезжих купцов, и городского головы Василия Ивановича Маркова, поддерживаемого купцами выходцами из пригородных слобод. В 1892 году фракции "буржуазии", как позднее называли группу Махотина, удалось победить Маркова и избрать своего городского голову Зайцева. По всей видимости, Иосиф Шер примкнул к купцу Махотину.
В 1894 году Иосиф Шер упоминается в качестве агента страхового общества "Россиянин". Своего жилья Иосиф не имел, арендовал квартиры. В 1895 году проживал в доме Киреева в 24 квартале. В 1902 году снимал квартиру в том же квартале на улице Преображенской. Скорее всего, это был дом входивший в комплекс зданий, от которого сегодня сохранилась самая большая постройка занимаемая Администрацией Венёвского района.
Давид Энохович Шер
Брат Иосифа Эноховича - Давид (1857-ок.1910), мещанин города Венёва. В армии служил старшим писарем 6-го Гренадерскаго Таврическаго полка. Был женат на дочери тульского мещанина Гидина Меера - Двойре-Рахиль (р.1871, русское имя - Вера). У них было пять дочерей и два сына: Енох (1890-1918, Евгений), Сарра (1892-1972), Борис (1894-1896), Елена (р.1896), Анна (р.1897), Любовь (р.1899), Борис (р.1904). В метрических свидетельствах всех детей кроме Сарры записано место рождения г.Венёв, у Сарры - с. Мочилы Венёвского уезда. Сарра закончила гимназию и училась в фельдшерской школе на акушерку, но не окончила, т.к. умер отец - кормилец, её отдали замуж за обеспеченного Моисея Пейсаховича Башковича из Ярославля, она была домохозяйкой, знала идиш. Евгений учился в Демидовском лицее в Ярославле, погиб во время антибольшевистского мятежа летом 1918 года.
Давид Энохович упоминается в 1900 как владелец бакалейной лавки в селе Мочилы Венёвского уезда. В 1901-1902 держал бакалейную лавку в селе Серебряные Пруды.
Помимо Иосифа и Давида в документах упоминаются ещё два их брата. Среди списков призывников мещан города Венёва записаны: в 1886 - Янкель Энохович Шер, в 1889 - Шмуил Энохович. Во многом судьба этой семьи ещё не известна.
Дети Иосифа
У Иосифа Шера было шестнадцать детей, известны имена нескольких - Давид, Моисей, Лейба и Александр. В 1925 году в Венёве значился торговец мануфактурным товаром Б. И. Шер.
Сын Иосифа Эноховича - Давид (р.1883) в 1911 открыл свои магазины в самом центре Венёва на Большой Московской улице в доме купца Н.Н. Игнатова: писчебумажный магазин, аптеку и бакалейную лавку. Предположительно, именно Давид Иосифович Шер в 1912 издал первую серию фото-открыток с видами Венёва. Для своего проживания Давид арендовал двухэтажный дом Стриженовых на Преображенской улице (ул.Володарского, д.28). На первом кирпичном этаже у него была кухня и склад товара. На втором деревянном этаже жил Давид с женою (р.1885) и дочкой (р.1909). Здесь же жила продавщица (31 год) из магазина, за работу она получала 5 рублей в месяц.
В августе 1902 года Городская Дума определила участок у недавно открытой железнодорожной станции для керосинового и нефтяного склада. Участок взял в аренду и занялся торговлей нефтепродуктами Моисей Иосифович Шер. Оборот предприятия Моисея в 1908 году составил 25 тыс. руб. Однако, около 1909 года этот склад перешел под контроль торгово-промышленного общества "Мазут", основного в 1889 году и принадлежавшего семье банкиров Ротшильдов. В 1911 году международная нефтяная компания Royal Dutch Shell приобрела у Ротшильдов общество "Мазут" в обмен на свои акции. Первая заправочная станция "Шелл" была открыта в Венёве ещё до 1917 года. Сегодня заправка у вокзала продолжает работать, но под другой вывеской.
По всей видимости, Шеры хорошо заработали на продаже нефтяного склада. В 1913 году они рассматривали способы инвестировать свои деньги. В марте 1913 года Лейба Иосифович Шер подавал прошение на открытие в Венёве типографии, но получил отказ губернатора. Сегодня в г.Рыбинске Ярославской области живут потомки Леонтия Иосифовича Шера (1878-1961). Леонтий всю жизнь прожил в Ростове на Дону. Его внук записал в семейной истории, что дед родился в Ельце, и что род происходит из Венева:
«… мои предки происходят из района г. Венева Тульской губернии, самый дальний предок отслужил 25 лет в армии и получил почетное право торговать спичками».
Предположительно, Леонтий и был тем самым Лейбой, который пытался открыть типографию. Имя Лейба с идиша переводится как Лев, Леон, Леонтий.
В 1912 году один из сыновей Иосифа - Александр отправился учиться в Швейцарию. Александр Иосифович родился в Венёве в 1890 году, где получил начальное образование. С 1912 по 1914 учился в Швейцарии. После возвращения в Россию получил медицинское образование. С 1919 года начал службу врачом в Красной армии — сначала ординатором эвакогоспиталя на Южном и Восточном фронтах, затем младшим врачом на Западном фронте. С 1920 — главврач эвакогоспиталя № 144. В начале 1920-х жил в Гомеле, где работал ординатором военного госпиталя. В середине 1920-х переехал в Могилев, где был назначен главным врачом создаваемого в это время госпиталя. Здесь он работал до 1941 года в должностях главврача. Всю войну Александр Иосифович прошел в должности начальника госпиталя легкораненых, затем несколько лет служил во Львове. В 1946 году он был уволен в отставку по болезни и вернулся в Могилев. В 1943 - награжден орденом Красной Звезды, в 1944 - орденом Красного Знамени, в 1946 - орденом Ленина. Умер в 1968 году в Могилеве.
Рубинштейны
Женой А.И. Шера была Софья Яковлевна Рубинштейн (р.1898), врач-физиотерапевт. Она тоже родилась в Венёве, и училась в Швейцарии. Её отцом был выходец из города Шклов Могилевской губернии - Яков Моисеевич Рубинштейн, управляющий винокуренным заводом Черносвитова. Завод был построен в 1883 году Е.Г. Махотиным и находился в Венёве у Зарайского моста. В семье Рубинштейн было восемь детей. Один из сыновей - Илья Яковлевич, после отца занял его место управляющего на заводе. Дочь Анна Яковлевна в 1909 году переписывалась с Л.Н. Толстым:
"102. А. Я. Рубинштейн, 17 августа. В письме от 14 августа из Венева Рубинштейн спрашивала, как жить честно. Л.Н. говорит: на все ваши вопросы он отвечал, как умел, в своих книгах".
Наиболее известна внучка Якова Моисеевича - Генриетта Михайловна Рубинштейн, которая родилась в Венёве в 1911 году. Вторым мужем Генриетты Михайловны был Сергей Львович Седов (1908-1937) - сын Льва Троцкого. Сергей и Генриетта познакомились в Сочи в 1935 году, по возвращении в Москву они поженились. В 1936 году Сергея Львовича арестовали и выслали в Красноярск, жена последовала за ним. В 1937 году Сергей Седов был расстрелян, а Генриетта Михайловна провела 10 лет в лагере, а затем 9 лет в ссылке. В ссылку в 1951 году был отправлен отец Генриетты Михайловны - Михаил Яковлевич Рубинштейн (1880-1954) и его супруга Роза Ильинична (1886-1962). Генриетта умерла в Таллинне в 1987 году, её дочь Юлия Сергеевна Рубинштейн с 1978 года проживала в США.
Денис Махель
Оригинал статьи здесь https://veneva.ru/jew_merchant.html