Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Сергей Столяров: как «воевал» с чиновниками народно любимый и ненавистный для «высоких кабинетов» актер

Этот замечательный актер, запомнившийся зрителям по многим ярким ролям в кино, на протяжении всей своей творческой карьеры досаждал чиновникам. Он был своенравным, не боялся говорить правду в лицо и всегда бунтовал против несправедливости, чем выводил высокое начальство из себя. В 1936 году шла подготовка к премьере фильма “Цирк”. Столяров, как исполнитель главной роли, должен был присутствовать на торжественном мероприятии. Но на премьерный показ актер не явился. Дело в том, что вскоре после съемок директор фильма Дарский и главный оператор Нильсен были обвинены в антисоветской деятельности и признаны “врагами народа». Их имена убрали из титров и с афиш. Столяров же попросту отказывался признавать, что те, с кем он работал, могли быть “врагами народа”, потому премьеру проигнорировал, тем самым ополчив против себя чиновников. Еще до войны его запретили снимать на «Мосфильме», попросту на несколько лет запретив Столярову доступ на киностудию. По иронии судьбы, при создании скульптур

Этот замечательный актер, запомнившийся зрителям по многим ярким ролям в кино, на протяжении всей своей творческой карьеры досаждал чиновникам. Он был своенравным, не боялся говорить правду в лицо и всегда бунтовал против несправедливости, чем выводил высокое начальство из себя.

В 1936 году шла подготовка к премьере фильма “Цирк”. Столяров, как исполнитель главной роли, должен был присутствовать на торжественном мероприятии. Но на премьерный показ актер не явился.

"Цирк"
"Цирк"

Дело в том, что вскоре после съемок директор фильма Дарский и главный оператор Нильсен были обвинены в антисоветской деятельности и признаны “врагами народа». Их имена убрали из титров и с афиш.

Столяров же попросту отказывался признавать, что те, с кем он работал, могли быть “врагами народа”, потому премьеру проигнорировал, тем самым ополчив против себя чиновников.

"Цирк"
"Цирк"

Еще до войны его запретили снимать на «Мосфильме», попросту на несколько лет запретив Столярову доступ на киностудию.

По иронии судьбы, при создании скульптуры «Рабочий и колхозница, ставшей эмблемой киностудии «Мосфильм» Вера Мухина вдохновлялась именно образом Столярова в фильме «Цирк».

Из-за запрета сниматься на «Мосфильме» актер сильно не расстраивался – по натуре он был оптимистом, и умудрялся находить выход из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Знаменитая скульптура Веры Мухиной
Знаменитая скульптура Веры Мухиной

Летом 1941 года Сергей Столяров отправился на фронт добровольцем. Однако уже в сентябре по указу свыше актера вернули в тыл, объяснив, что снимаясь в кино, он принесет больше пользы Родине. А вскоре Столярова с семьей отправили в эвакуацию в Алма-Ату, где буквально через пару месяцев комнату, где жила семья, обнесли воры. Вынесли все, но главное – украли продуктовые карточки, тем самым, обрекли семью на голод.

Супруга Столярова Ольга сотрясалась в рыданиях – она опасалась, что ей попросту нечем будет кормить четырехлетнего сына Кирилла. Однако сам Столяров сокрушаться не стал – он раздобыл где-то старую двухстволку и ушел в горы, откуда спустя сутки вернулся с тушей оленя. Он в жизни был именно такой – привык все решать сам.

"Аэроград"
"Аэроград"

Большую часть оленины супруга актера обменяла на продуктовые карточки. А то, что осталось, отложила на питание.

Вскоре к Столяровым заглянул писатель Константин Симонов. Он попросил супругов продать ему часть мяса – хотел порадовать жену в годовщину их знакомства.

Продать мясо Столяров отказался, но заявил, что готов обменять оленину на право первой постановки пьесы, над которой тогда работал Симонов. Ударили по рукам, и уже через несколько дней Симонов вручил Столярову рукопись «Русские люди». Столяров поставил по этой пьесе спектакль, который и критики, и зрители приняли «на ура».

"Илья Муромец"
"Илья Муромец"

Деньги, вырученные с этой постановки, пошли на помощь фронту – на них был приобретен танк, на броне которого гордо красовалась надпись «Русские люди». За это Сталин лично прислал Столярову благодарственную телеграмму. И только после этого актера снова стали приглашать на съемки в «Мосфильм», однако, с пометкой «в случае крайней необходимости».

Именно из-за этой приписки Столяров впервые в жизни обратился с просьбой в «высокие кабинеты» и попросил за себя сам, чего ни до этого, ни после никогда не делал. А произошло все из-за роли в фильме «Садко». Когда режиссер Птушко утвердил Столярова на главную роль в своем фильме, «сверху» заявили, что «крайней необходимости в Столярове нет», и приказали отдать роль другому актеру.

"Космический рейс"
"Космический рейс"

Вот тогда-то Столяров и обратился к председателю Комитета по делам искусства при Совмине СССР. Тот внимательно выслушал актера и буквально на следующий день лично позвонил ему, чтобы сказать, что роль в «Садко» отдана ему, и чтобы он спокойно работал. Естественно, мелкие чинуши актеру такого не простили…

Особенно актер раздражал руководство Театра киноактера, в котором служил. В 1967 году заслуженного артиста РСФСР уволили со скандалом. Причина увольнения состояла в том, что за последние 7 лет актер снялся всего в 4 фильмах, тем самым «не выполнив план». Столярова тогда сильно подкосила эта история с увольнением. Здоровье начало подводить…

"Василиса прекрасная"
"Василиса прекрасная"

В 1969 году Столяров пробил на киностудии «Мосфильм» постановку своего фильма под названием «Когда расходится туман». Утвердили сценарий и актеров, операторы выехали на натурные съемки в окрестности Байкала. В это время Столяров впервые пожаловался на здоровье. Родные уговорили его обратиться к медикам, а те поставили страшный диагноз – лимфосаркома, указав, что причиной стремительного развития болезни мог стать сильный стресс…

-9

Столярова положили на лечение в «Кремлёвку». Он прекрасно понимал, что дни его сочтены, и когда сын принес ему в больницу документы о присвоении звания народного артиста, только махнул рукой, мол, ничего ему уже не нужно. Просил только об одном – чтобы похоронили его на Новодевичьем кладбище, но и тут чиновники умудрились «насолить» актеру.

Разрешение на захоронение дали лишь тогда, когда прощание в Театре киноактера подошло к концу и процессия направлялась на Ваганьковское кладбище. Зная, как сам Столяров не любил «подачки» от чиновников, родственники не стали ничего менять и от разрешения отказались. Упокоился актер на Ваганьковском.

Также смотрите: