Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
Мф. 11, 12
Трудолюбивая хозяйка не запускает порядок в доме, она вовремя убирает, стирает, сметает пыль, пылесосит.
Душа верующего — тоже дом. Постоянно загрязняется страстями и грехами, леностью. За собой нужно постоянно следить, и, замечая греховную грязь, очищать ее в молитве искренним покаянием и последующим причащением Святых Таин.
Вот тогда наш душевный дом будет поддерживаться в чистоте, порядке и красоте. В нём будет жить Дух Святой, освящая его Своим присутствием (1 Пет. 2, 9).
Вот в каком-то человеке вспыхнула вера. Душа потянулась к свету. Но не все так-то просто. Не хватает силы воли. Покаяние гаснет. Страсти не покидают. Ум посещают суетные и лукавые мысли.
Как быть? Нужно развить в себе добродетель. Нужен живой пример.
Красоту духа создают любовь, вера, добро!
Красота — великая сила. Она сильнее всего действует на сердце и по закону подражания заставляет поступать также.
Душа стремится сама быть в том радостном чувстве, которое она почувствовала, в том, кто твердо верит, умеет горячо любить и с горячностью идет, не отвлекаясь, к ясно осознанной и прекрасной цели своего существования.
Часто в жизни мы не можем увидеть около себя подобных людей. Тогда мы обращаемся к книгам. Поэтому постоянно нужно читать духовные книги.
Брянчанинов писал (обращаясь к Богу):
«Твои Пимены, Сисои и Макарии пленили мою душу».
Так владеют душой прекрасные образы святых из торжествующей Церкви.
Антоний Великий говорил своим ученикам всегда помнить о смерти и думать, что этот день, который сегодня, последний. Нужно ощущать «сладость жизни в Боге». Сильное воздействие на верующего оказывает любовь к Богу.
Христос говорит:
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28).
Святые отцы пишут, что только упорным трудом: молитвой и исполнением Божьих заповедей при преодолении испытаний — даруются верующим Божии милости.
Отец Иоанн писал:
«Я должен непременно с каждым днем, с каждым годом становиться несравненно выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее, должен подвигаться вперед по пути к Царству Небесному, или к Отцу Небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего».
Есть хорошие слова отца Александра Ельчанинова:
«Начало духовной жизни — выход из своей субъективности, из самого себя, перерастание самого себя в общение с высшим началом, с Богом.
Однако только первые шаги приближения к Богу легки; окрыленность и восторг явного приближения к Богу сменяются постоянно охлаждением, сомнением, и для поддержания своей веры нужны усилия, борьба, отстаивание ее.
Поэтому жить надо не "слегка", а с возможной напряженностью всех сил, и физических и духовных. Тратя максимум сил, мы не "истощаем" себя, а умножаем источники сил.
Будем стараться, чтобы все наши поступки, вся наша жизнь были не сонным прозябанием, а возможно более сильным и полным раскрытием всех наших возможностей, — и все это не когда-нибудь, а теперь, сейчас, всякую минуту.
Иначе от слабой, неряшливой жизни неизбежно появятся бессилие, дряблость души, неспособность к вере, к сильным чувствам, попусту будет растрачена жизнь, и ее холодную накипь мы уже не сможем преодолеть».
И если христианин встречает в жизни трудности, то не роптать он должен, а благодарить за них Бога: только преодолевая эти трудности молитвой, усилием, терпением, самозабвением в служении ближним и т. п., может христианин достигнуть возвышенных духовных радостей, соприсущих Царству Небесному, — быть достойным соучастником общества святых.
Феофан Затворник говорил:
«Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды, — Условие неотложное — не жалеть себя. Не жалеть себя — не значит горы на себя наваливать, а ту же жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем. Позвольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до закрытия глаз ко сну, все время, должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения и все — Господа ради, перед лицом Его, во славу Его.
Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть при всяком слове, взгляде, движении, при всякой мелочи. Отличительная черта их — не допускать самоугодия и во всем идти наперекор себе (начинаешь ли сердиться или осуждать ближнего, или засматриваться на женщину, или есть лишнее — сейчас же нужно запретить себе).
Садитесь, например, на диван, приходит желание развалиться или посибаритничать — откажите и приведите члены в напряжение, в струнку. Заводится ли разговор с осуждением кого-нибудь — тотчас остановите готовую сорваться с языка фразу с вашим оттенком осуждения и внутренне начните сопротивляться разговору.
Подобно этому и во всем. Мелочь это, но из полушек рубль составляется. Навыкни в мелочах — и на большом тем охотнее будешь делать».
Один человек говорил:
«Хотел бы побольше сил иметь, а Бог не дает».
На это отвечает Феофан так:
«И не ждите, чтобы дал, — Силы уже даны и в теле, и в душе, и в духе. Но они не совсем сильны и требуют пособия. Это пособие и помощь и подается Богом, не в запас, а на всякое текущее дело.
Усиливается человек сделать что — не одолевая, взывает о помощи, и помощь приходит; помогши, опять отходит, и человек остается все тем же бессильным. Опять потребовалась помощь — опять воззвал человек — и получил — и после дела опять остался бессильным.
Отсюда выходит, что кто не желает и не пускает в ход всех своих сил и не трудится до восчувствования бессилия и в этом чувстве не взывает о помощи, тот и не получит ее, и пусть не ждет; равно кто, сделавши, себе приписывает дело, тот себя обманывает; и в другой раз, бросившись на то же дело с мыслью: вот-де для нас это ничего не стоит, — не силен бывает сделать это и хотя воззовет к Богу наконец, не всегда получит от Него помощь в наказание и поучение. Извольте же так действовать: в чувстве бессилия взывайте о помощи... И сделав что, оставайтесь в том же чувстве бессилия».
Из слов еп. Феофана следует, что верующий достигает успеха с помощью молитвы. Но эта помощь никогда не придет к ленивому и нерадивому человеку.
Старец Зосима говорил так:
«Энергично понуждайте себя ко всему доброму, идите по узкой святой дорожке добродетелей, которая приведет вас в Царство Небесное. Надо проявлять усилие в воле своей, чтобы получить в сердце своем благодать Святого Духа».
В заключении, хочу сказать, что постоянно нужно заставлять себя служить ближним, трудности преодолевать с достоинством, прося помощи у Бога. Понуждать себя к исполнению Божьих заповедей. Начинаете кого-то осуждать, сразу же запретите делать это себе. Жить надо не "средненько", а тратя максимум сил. Мы при этом не "истощаем" себя, а умножаем источники сил. Постоянно нужно трудиться духовно до самой смерти. Жизнь - это борьба, в которой мы можем добиться успеха, благодаря Господу Богу!
Храни вас Господь!