- Иногда художник испытывает разочарование
- И тогда надо что-то придумать
- О чем прочитал в юности, становится основой нового пути
- Ноумен- это что?
- Искусство-это поиск ноумена
- Выбор жизненного пути постоянно подвергается проверке.
Иногда к художнику приходит разочарование в том, что он делает. Случается, сомнения проявляются постепенно. Но бывает, все меняется в одночасье. Художник Александр Кацалап неожиданно понял, что его композиционные работы, выполненные в сдержанном, суховатом колорите, более его не удовлетворяют. Слишком гладко и предсказуемо. И очевидны, с первого взгляда. Александру захотелось разорвать круг привычных приемов, сделать что-то неожиданно яркое, необычное. Что-то выходящее за рамки, которые он сам и установил.
Художник мягко уложил холст на подрамнике на пол. Взял акриловые краски и начал хаотически разбрызгивать их по холсту. Случайным движением нанес резкие линии. Каждый мазок кисти становился актом медитации, его движения следовали сигналам внутреннего голоса. Он не стремился к чёткости форм; вместо этого, хаотическое нанесение красок на холст, которое превращалось в своеобразный диалог с самим собой. В этих беспорядочных пятнах скрывался потенциал, который лишь ждал своего часа, чтобы проявиться. Художник, погружаясь в мир абстракции, словно искал ключ к невидимому, к тому, что скрывается за пределами материального. После завершения творческого сеанса художник остановился, тревожно глядя на результат творческих усилий.
Что он хотел увидеть? В юности художник прочитал у древнегреческого философа Платона о ноумене. То есть о мире вещей, который существует за гранью чувственного восприятия. Вещи, которые существуют, хотя мы их не видим, не слышим, не чувствуем. В случайных линиях, Александр искал намек на эти образы, пытался разглядеть сюжеты, которые могли бы рассказать об этих загадочных фантомах. Каждый взгляд на поверхность холста открывал новые перспективы: то дракон, то танцующее тело, то фрагмент мифического действия, которое ускользало от его сознания. Работая с интуицией, он постепенно развертывал многослойный нарратив, зашифрованный в хаосе. Художник погружался в мир абстракции, словно искал ключ к невидимому, к тому, что скрывается за пределами материального. К платоновскому ноумену.
Внезапно он вздрогнул. С холста на него смотрело, искаженное гримасой смеха лицо шута. Несколько движений кисти и работа завершена. На холсте появилось изломанное в театральном жесте тело, а в руках лицедея крутилось несколько масок.
С этого дня художник погрузился в пучину творческих поисков. Эти поиски становились не только творческим актом, но и путём самопознания. Чем больше он углублялся в мир случайных пятен, изломанных линий, тем яснее для него становилось, что истинное искусство заключается в способности видеть в случайном гармонию и находить пронзительную красоту в хаосе беспорядочных построений.
Размышляя над свои творческими подходами, Александр пришел к выводу, что подсознательно он стремился увидеть нечто, что выходило за рамки бытийного, то есть его поиски касались области трансцендентного. Но при этом в его работах неминуемо находило отражение сиюминутное. То есть возникал срез времени, в котором прибывал художник.
Сюжетная линия часто раскрывалась через участие полубога Геракла. Он, герой, победитель многих чудовищ, в итоге обречен на проигрыш. Трагический конец ожидает греческого титана не в открытой схватке с врагом, а от изощренной мести вероломного кентавра, осуществленной руками близкого человека.
Отсюда, делал вывод художник, человек обречен на противостояние, даже при осознанном стремлении уйти от конфликта. Выбор жизненного пути человека постоянно подвергается проверке. И поэтому он обречен доказывать себе и всем свою стойкость и верность выбранному пути. Поэтому художник в своих поисках видит и находит не случайные образы, а постоянно развивает и дополняет свои собственные убеждения.