Найти в Дзене

В поисках #ноумена. Художник Александр Кацалап

  • Иногда художник испытывает разочарование
  • И тогда надо что-то придумать
  • О чем прочитал в юности, становится основой нового пути
  • Ноумен- это что?
  • Искусство-это поиск ноумена
  • Выбор жизненного пути постоянно подвергается проверке.
Александр Кацалап "Сизифов труд". Холст, см. техника. 75х100. 2006.
Александр Кацалап "Сизифов труд". Холст, см. техника. 75х100. 2006.

Иногда к художнику приходит разочарование в том, что он делает. Случается, сомнения проявляются постепенно. Но бывает, все меняется в одночасье. Художник Александр Кацалап неожиданно понял, что его композиционные работы, выполненные в сдержанном, суховатом колорите, более его не удовлетворяют. Слишком гладко и предсказуемо. И очевидны, с первого взгляда. Александру захотелось разорвать круг привычных приемов, сделать что-то неожиданно яркое, необычное. Что-то выходящее за рамки, которые он сам и установил.

Александр Кацалап "Скачки не по правилам". Холст, см. тех. 75х85. 2003.
Александр Кацалап "Скачки не по правилам". Холст, см. тех. 75х85. 2003.

Художник мягко уложил холст на подрамнике на пол. Взял акриловые краски и начал хаотически разбрызгивать их по холсту. Случайным движением нанес резкие линии. Каждый мазок кисти становился актом медитации, его движения следовали сигналам внутреннего голоса. Он не стремился к чёткости форм; вместо этого, хаотическое нанесение красок на холст, которое превращалось в своеобразный диалог с самим собой. В этих беспорядочных пятнах скрывался потенциал, который лишь ждал своего часа, чтобы проявиться. Художник, погружаясь в мир абстракции, словно искал ключ к невидимому, к тому, что скрывается за пределами материального. После завершения творческого сеанса художник остановился, тревожно глядя на результат творческих усилий.

Александр Кацалап "Прогудка на Химере". Холст, см. тех. 110х75.2003.
Александр Кацалап "Прогудка на Химере". Холст, см. тех. 110х75.2003.

Что он хотел увидеть? В юности художник прочитал у древнегреческого философа Платона о ноумене. То есть о мире вещей, который существует за гранью чувственного восприятия. Вещи, которые существуют, хотя мы их не видим, не слышим, не чувствуем. В случайных линиях, Александр искал намек на эти образы, пытался разглядеть сюжеты, которые могли бы рассказать об этих загадочных фантомах. Каждый взгляд на поверхность холста открывал новые перспективы: то дракон, то танцующее тело, то фрагмент мифического действия, которое ускользало от его сознания. Работая с интуицией, он постепенно развертывал многослойный нарратив, зашифрованный в хаосе. Художник погружался в мир абстракции, словно искал ключ к невидимому, к тому, что скрывается за пределами материального. К платоновскому ноумену.

Александр Кацалап. "Шут, играющий с масками". Холст, см. техника. 75х65. 2004.
Александр Кацалап. "Шут, играющий с масками". Холст, см. техника. 75х65. 2004.

Внезапно он вздрогнул. С холста на него смотрело, искаженное гримасой смеха лицо шута. Несколько движений кисти и работа завершена. На холсте появилось изломанное в театральном жесте тело, а в руках лицедея крутилось несколько масок.

С этого дня художник погрузился в пучину творческих поисков. Эти поиски становились не только творческим актом, но и путём самопознания. Чем больше он углублялся в мир случайных пятен, изломанных линий, тем яснее для него становилось, что истинное искусство заключается в способности видеть в случайном гармонию и находить пронзительную красоту в хаосе беспорядочных построений.

Александр Кацалап "Ты красивая". Холст, масло, фактура. 60х80. 2003.
Александр Кацалап "Ты красивая". Холст, масло, фактура. 60х80. 2003.

Размышляя над свои творческими подходами, Александр пришел к выводу, что подсознательно он стремился увидеть нечто, что выходило за рамки бытийного, то есть его поиски касались области трансцендентного. Но при этом в его работах неминуемо находило отражение сиюминутное. То есть возникал срез времени, в котором прибывал художник.

Сюжетная линия часто раскрывалась через участие полубога Геракла. Он, герой, победитель многих чудовищ, в итоге обречен на проигрыш. Трагический конец ожидает греческого титана не в открытой схватке с врагом, а от изощренной мести вероломного кентавра, осуществленной руками близкого человека.

Александр Кацалап "После подвига". Холст, см. техника. 99.5х85. 2003.
Александр Кацалап "После подвига". Холст, см. техника. 99.5х85. 2003.

Отсюда, делал вывод художник, человек обречен на противостояние, даже при осознанном стремлении уйти от конфликта. Выбор жизненного пути человека постоянно подвергается проверке. И поэтому он обречен доказывать себе и всем свою стойкость и верность выбранному пути. Поэтому художник в своих поисках видит и находит не случайные образы, а постоянно развивает и дополняет свои собственные убеждения.