Найти в Дзене
О важном — на книжном

"Я дарю тебе всё понятное и всё непонятное...": впечатления об "Алисе в стране чудес" Льюиса Кэрролла

Оглавление

Продолжаю свое участие в марафоне "Открой школьную вселенную" от четырех дружественных каналов: Ветер в книгах, С книгой в обнимку, Кот-книголюб и Аннушка и масло.

На этот раз решила прочитать сказку Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес". Именно прочитать, а не перечитать, потому что в детстве эта история как-то совсем мимо меня прошла. Я, конечно, отдельные фразы в тексте узнавала, даже отдельные эпизоды, но сечас соверешенно не помню, не понимаю, откуда этот эффект узнавания, в какое время и в каком виде я с этой историей знакомилась раньше.

В заголовок этой статьи вынесла чудесную реплику герцогини:

-Дитя! Если хочешь, я дарю тебе всё понятное и всё непонятное, сказанное мною нынче.
"Дешевый подарок, - подумала Алиса, - хорошо, что никто не делает таких подарков ко дню рождения". - Но она не решилась повторить свои мысли вслух.

(Не производством ли таких необычных "подарков" занимаются все книжные блогеры😅)

Скажу сразу, страстным поклонником этой истории я не стала. Временами она вызывала у меня улыбку, временами недоумение. А закончив чтение, я была озадачена, что же об этом можно рассказать.

Я посмотрела лекцию о романе, в которой два прекрасных, эрудированных молодых человека размышляют о романе (ссылку на лекцию дам в конце). И только с их помощью, поняла, на что же все-таки нужно смотреть. И стоит ли "принимать" этот подарок из всего понятного и непонятного)))

Что же это: фантасмагория, сатира или полный бред? Давайте вместе разбираться.

Фантасмагория

Первые главы истории меня очень умилили:

Однажды на прогулке Алиса увидела необычного белого кролика - в жилете и с часами. Кролик очевидно куда-то спешил и очень переживал, что опоздает. Алиса следует за ним и проваливается в "кроличью нору" - это и есть страна чудес, в которой всё невозможное - возможно, а всё возможное - маловероятно.

Начало этой истории - фантасмагория, созданная безудержной детской фантазией.

На днях по работе мне пришлось пересечься с целым классом детей примерно 10 лет (4 класс). И т.к. в моей практике это редкое событие, впечатление было колоссальным. Это толпа (казалось бы всего 25 человек, но ощущается, как толпа!) бегущих, говорящих, толкающихся, спрашивающих, перебивающих, смеющихся, плачущих, все трогающих, кое-что ломающих - маленьких людей. Предсказать их следующий шаг было невозможно)))

Именно их кипящая энергия пояснила мне, почему Алиса действует настолько непоследовательно. Потому что действовать последовательно, осознавая причины и следствия, - это удел взрослых.

Помните чудесную песенку:

В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах !
И нет его!

Вот и Алиса в этой сказке бежит и прыгает, ногами дрыгает...

Сатира

Особенно же меня тронули легкие нравоучительные нотки, которые вплетены в ткань повествования.

Алиса все-таки девочка умная, поэтому, прежде чем выпить содержимое неведомомй бутылочки, она проверяет, нет ли на ней надписи "Яд".

Алиса все-таки девочка воспитанная, поэтому вежливо и дружелюбно общается со всеми встреченными ею героями, какими бы странными они не были.

И только из лекции двух упомянутых молодых людей я узнала, что во времена Льюиса Кэролла вся детская литература была исключительно нравоучитальной. Задача детской литературы того времени - не развлечь ребенка, а обучить его каким-то полезным навыкам, принципам поведения в обществе и т.д. И в этом смысле Кэролл - новатор, революционер. Он не только пишет книгу, в которой практически нет нравоучений. Но он смеется над самим желанием из всего извлекать какие-то полезные уроки. Вспомните, герцогиню, которая из каждого слова и шага Алисы "выводит нравоучительные двустишия".

Бред?

Так временами кажется во время чтения)))

Но филологи и философы называют это - языковой игрой.

Вся книга состоит из парадоксов. Логика в ней нарушается постоянно.

Алиса своим детским незамутненным взглядом видит несуразности, которые во взрослом мире уже давно стали правилом поведения.

Зачем падать ниц, кода идет королевская процессия, никто ведь тогда не увидит эту процессию?

Алиса на колени не встала, не стала действовать как все. Но знаете, почти такой же вопрос приходит мне в голову, когда в Москве перекрывают дороги, чтобы проехал правительственный кортеж...

-2

Словом, эта история далеко не так проста, как кажется на первый взгляд. Не удивительно, что идеи и образы этой книги, находят новое воплощение в музыке, кинематографе и т.д. и т.п.

Однако я не особый ценитель философских абстракций, не большой поклонник фантастики, поэтому я не получила из этой книги чего-то такого, что бы поразило, пронзило именно меня.

Книгу оставляю в своей библиотеке. "Алису в зазеркалье" тоже когда-нибудь при случае прочитаю.

А вот и лекция, которую упоминала:

Алиса в стране чудес | Евгений Цуркан Лекция 2023 | Мослекторий

На этом прощаюсь. Спасибо, что дочитали до конца!