С тех пор, как в 1965 году был опубликован роман Фрэнка Герберта «Дюна», поклонники научной фантастики мечтали о пустынях Арракиса. «Дюна» повлияла на создание величайших научно-фантастических франшиз всех времён, а также вдохновила на написание десятков продолжений и создание нескольких фильмов, действие которых происходит в её собственной вселенной. Вся сюжетная линия «Дюны» охватывает тысячи лет, и в книгах рассказывается о десятках разных персонажей. На протяжении всей истории есть только две константы: Арракис и пряный меланж.
В первом романе «Дюна» впервые упоминается пряность — вещество, которое управляет галактической экономикой. Пряность — чрезвычайно редкий материал, который можно найти только в глубине пустынь на Арракисе, но человечество более чем готово приложить усилия, чтобы добыть её. Это связано с тем, что пряность ценнее всего остального во всей галактике, а значит, независимо от того, где живёт Император, Арракис является настоящим центром власти в Империи.
В «Дюне» пряность — это почти волшебное вещество, обладающее множеством особых свойств. В одной сцене пряность может стать причиной межзвёздной войны, а в другой кто-то может небрежно добавить её в утренний кофе. Как только вы поймёте, на что способна пряность, станет ясно, почему империи возникали и рушились, сражаясь за контроль над ней.
Иногда это действительно просто приправа
Пряный меланж — один из самых редких и неуловимых материалов во всей галактике. Миллионы людей воевали и умирали, пытаясь получить контроль над пряностью, и сама Империя обязана своим существованием таинственным свойствам пряности. Однако пусть всё это величие вас не обманывает. Несмотря на все свои почти мистические свойства, меланж на самом деле — просто пряность, и жители Арракиса уже давно используют его именно так.
Меланж — неотъемлемая часть жизни фрименов, живущих на Арракисе, и все они с рождения употребляют эту специю. В книгах «Дюна» не так много внимания уделяется кулинарным привычкам и семейным рецептам фрименов, а в фильмах этому уделяется ещё меньше внимания.
Незадолго до того, как Харконнены напали на фрименов и убили Дункана Айдахо, режиссёр Дени Вильнёв быстро снял на камеру, как несколько фрименских солдат готовят напиток с помощью небольшого устройства, похожего на чайник. Читатели книги знают, что фримены готовят особый вид кофе — напиток, сваренный на человеческой слюне, потому что в пустыне мало воды. Людям приходится делать странные вещи, чтобы выжить в пустыне, но, по крайней мере, специи помогают сделать даже самую сомнительную еду немного вкуснее. По словам леди Джессики из первой книги «Дюна», эта специя по вкусу напоминает корицу, так что кофе со слюной может быть действительно вкусным.
Это культурный пробный камень
Пряность на Арракисе повсюду, поэтому, естественно, фримены включили её почти во все аспекты своей культуры. Фримены тесно связаны с миром природы Арракиса, во многом потому, что их выживание зависит от умения ладить с природой. Жить в пустыне, окружённой голодными червями размером с большое здание, непросто, и фримены уже давно используют все доступные им ресурсы, включая пряность, чтобы поддерживать своё общество.
Мы уже упоминали, что фримены используют пряность в кулинарии, но они нашли ей множество других применений. Из пропитанного пряностью камня строят стены жилищ фрименов, и они умеют ткать из пряности особые волокна, из которых можно делать всё, от бумаги до одежды. Пряность настолько распространена на Арракисе, что у каждого фримена, даже у самых юных членов племени, бледно-голубые глаза — признак химической зависимости от пряности.
Помимо повседневных вещей, специи также играют важную роль в самом важном фрименском ритуале. Женщины могут стать Преподобными Матерями, выпив Воды Жизни, которая содержит специи и вызывает сильные галлюцинации. Когда леди Джессика становится Преподобной Матерью, фримены празднуют это событие так называемой «оргией со специями» — по сути, вечеринкой, на которой все пьют воду, настоянную на специях.
Это может продлить жизнь человека
Империя держится на специях, но межгалактическое сообщество не заинтересовано в том, чтобы использовать их для создания одежды или для придания приятного аромата кофе с корицей. Основная причина, по которой специи стали самым ценным веществом, известным человечеству, заключается в том, что они обладают невероятными лечебными свойствами. Фримены знают, как использовать их для заживления ран и лечения различных заболеваний, но у богатой элиты Империи более узкие цели.
Регулярно употребляя пряность, человек может искусственно продлить свою жизнь. В книгах «Дюна» прямо не говорится, на сколько лет может увеличиться продолжительность жизни человека, но такие персонажи, как барон Харконнен и Император, регулярно описываются как выглядящие на несколько десятилетий моложе, чем они есть на самом деле. Пряность не может сделать человека бессмертным, но все в галактике всё равно хотят её. Богатая элита Империи неоднократно демонстрировала, что готова вести кровопролитные войны, чтобы обеспечить себе возможность жить как можно дольше.
К сожалению, за регулярное употребление специй приходится платить. Со временем из-за специй ваши глаза станут голубыми, и вы будете зависеть от этого вещества. В этот момент оно всё ещё будет продлевать вашу жизнь, но если вы когда-нибудь перестанете его употреблять, то умрёте.
Это может дать вам видение будущего
Увеличение продолжительности жизни — не единственный побочный эффект, который может возникнуть при употреблении этой специи. Помимо того, что она является волшебным лекарством от всех болезней и настоящей приправой, меланж также является психоактивным веществом. В небольших дозах, например, в количестве, которое можно добавить в чашку кофе, человек может не почувствовать его действие, но при употреблении в больших количествах он может вызвать галлюцинации.
В «Дюне: Часть 1» мы наблюдаем некоторые из этих галлюцинаций глазами Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе). В первый раз, когда он выходит в пустыню, его подхватывает вихрь пропитанного пряностью песка, и он почти теряет связь с реальностью. Любой, кто принимает достаточно пряности, испытывает странные эмоции и визуальные эффекты, но Пол на самом деле ощущает дополнительный уровень наркотического воздействия.
Галлюцинации, которые вызывает специя, не совсем бессмысленны. Специя позволяет людям в определённой степени видеть проблески будущего. Благодаря своему происхождению Пол может использовать это особое зрение больше, чем большинство людей, и он видит Золотой путь, который практически полностью описывает будущее галактики. Большинство людей не смогут понять все повороты судьбы, если будут употреблять специю, но они получат некоторое представление о своём будущем. Это ещё одна причина, почему пряность так ценна и важна для фрименов, которые построили свою культуру вокруг неё.
Специя - ключевой элемент в космических путешествиях
Если обычный человек употребит слишком много пряности, у него будут галлюцинации, которые запомнятся ему надолго. Когда Пол Атрейдес принимает пряность, он видит перед собой весь исторический путь. Где-то между этими двумя крайностями находятся члены Гильдии Спейс, которые нашли, пожалуй, самое практичное применение пряности.
Навигаторы Гильдии Спейс — единственные люди, которые могут безопасно перемещать корабли по галактике. Большая проблема космических путешествий во вселенной «Дюны» заключается в том, что галактика настолько невообразимо огромна, что в ней практически невозможно ориентироваться. Каждый объект в космосе постоянно движется, поэтому, чтобы успешно добраться из точки А в точку Б, нужно уметь видеть будущее. Именно здесь в дело вступает пряность.
Навигаторы Гильдии постоянно вдыхают газ спайс. В злополучном фильме Дэвида Линча «Дюна» навигаторы были представлены как странные существа, живущие в заполненных дымом резервуарах. Их физическое описание менялось от одной версии истории к другой, но их отношение к спайсу оставалось неизменным. Они используют его экстрасенсорные свойства, чтобы видеть безопасные пути в глубинах космоса, и поскольку Навигаторы — единственные существа, которые могут уверенно им пользоваться, они обладают монополией на космические путешествия.
Экономика галактики основана на пряности
Возможно, именно из-за того, что специя продлевает жизнь, некоторые люди так высоко её ценят, но именно связь специи с Гильдией Навигаторов делает её таким важным веществом. Без неё Навигаторы не смогли бы безопасно путешествовать между звёздами, и межгалактическая торговля остановилась бы. Император не смог бы сохранить контроль ни над одним из Великих Домов, и вся галактика погрузилась бы в хаос. Одна из прописных истин франшизы «Дюна» гласит, что тот, кто контролирует пряность, контролирует Вселенную.
За контроль над пряностью было развязано не одно сражение. На самом деле, борьба за пряность — одна из движущих сил оригинального романа «Дюна» и его многочисленных адаптаций. Атрейдесы и Харконнены так ожесточённо сражаются за Арракис, потому что тот, кто контролирует планету, владеет всеми запасами пряности в галактике. В начале «Дюны» Харконнены вступают в сговор с Императором не только для того, чтобы убить Атрейдесов, но и для того, чтобы укрепить свою власть над пряностью. В конце «Дюны» Пол может взять под контроль всю империю, потому что, управляя Арракисом, он уже контролирует экономику всей галактики, что делает его более могущественным, чем сам Император.
Специя может вызвать физические преобразования
В каком-то смысле пряность в «Дюне» — это то, чем она должна быть в сюжете. Она может быть обычным, повседневным веществом, а может быть ресурсом, от которого зависит вся галактика. Она может вызывать видения будущего, а в некоторых крайне редких случаях может приводить к драматическим физическим изменениям. Спросите любого преданного поклонника «Дюны» о том, что происходит в книгах, и он скажет вам, что со временем всё становится по-настоящему странным. Они не ошибаются — и специя находится в центре всей этой странности.
В «Детях Дюны» сын Пола Атрейдеса, Лето II, отправляется в невероятное путешествие. Лето примерно того же возраста, что и Пол в начале «Дюны», и он начинает видеть видения Золотого Пути Пола. Понимая, что ему нужно совершить невероятную жертву, он отправляется в мифическую затерянную фрименскую обитель Джакуруту, чтобы сделать это. Там Лето находит песчаных рыбок, детёнышей песчаных червей, и, используя силу своего происхождения и пряность в своей крови, заставляет песчаных рыбок слиться с его кожей.
В конце «Детей Дюны» Лето — обычный подросток, обладающий невероятной выносливостью и силой благодаря слою кожи червя, покрывающему его тело. В следующей книге серии, «Бог-император Дюны», действие которой происходит тысячи лет спустя, всё тело Лето превратилось в гигантского червя. Такое превращение происходит не со всеми, кто употребляет пряность, но Лето нужна была пряность, чтобы это произошло с ним.
Откуда на самом деле берутся специи ?
Почему пряность так важна для жителей вселенной «Дюны», но почему она встречается только на Арракисе ? Отчасти ответ заключается в том, что её чрезвычайная редкость делает историю по-настоящему захватывающей, но в романах «Дюны» на самом деле есть конкретный ответ на вопрос, почему ни на одной другой планете во вселенной её нет. Всё это связано с настоящими звёздами франшизы «Дюна»: песчаными червями.
Прежде чем черви Арракиса становятся огромными монстрами, они представляют собой крошечных песчаных рыбок. На этой стадии своего жизненного цикла они выделяют жидкость, которая смешивается с очень небольшим количеством воды под поверхностью Арракиса и образует своего рода минеральные отложения, которые в конечном итоге превращаются в пряность. Эти отложения, предшествующие пряности, в конечном итоге оказываются на поверхности пустыни, и там под воздействием тепла атмосферы планеты они принимают свою окончательную форму.
В «Боге-императоре Дюны», действие которого происходит через тысячи лет после оригинального романа, терраформирование изменило поверхность Арракиса и сделало планету в значительной степени пригодной для жизни. Из-за этого на планете почти не осталось песчаных червей и, следовательно, пряности. Единственная оставшаяся пряность хранится у императора Лето II, но в конце этого романа тело Лето погружается в воду, убивая его и выпуская в мир новых песчаных червей. Во всех последующих книгах можно было бы сказать, что пряность исходила непосредственно из тела Лето.
Чем искусственная специя отличается от натуральной ?
На протяжении тысяч и тысяч лет человечество зависело от пряности, чтобы расширяться и осваивать новые звёзды. Всё закончилось, когда Лето II взял под контроль Империю. В «Боге-императоре Дюны» мы узнаём, что Лето скрывал пряность от человечества и заставил людей по всей галактике пережить новую тёмную эпоху из-за того, что он увидел в своих видениях будущего. В конце этой книги правление Лето заканчивается, и торговля пряностями может возобновиться, но Вселенная не возвращается к своим прежним порядкам.
На протяжении всей истории многие общества пытались разрушить монополию Арракиса на пряность, создавая искусственные заменители, но никому это не удавалось до смерти Лето II. В «Еретиках Дюны» мы узнаём, что ордену Бене Тлейлакс удалось создать альтернативу. Эта искусственная пряность обладает всеми теми же свойствами, что и натуральная, но невероятное открытие Бене Тлейлакс едва ли имеет значение. Правление Лето II настолько изменило межгалактическое общество, что искусственная версия пряности не так ценна, как могла бы быть во времена Пола Атрейдеса. Люди уже не так сильно зависят от пряности, как раньше, и Бене Тлейлакс не могут использовать свою искусственную пряность, чтобы стать новыми правителями галактики. На самом деле, к тому времени, когда начинается следующая книга серии, «Дюна. Дом глав родов», Бене Тлейлакс были уничтожены, несмотря на их ценное открытие.
В чём разница между пряным меланжем и пряностями из «Звёздных войн» ?
А вы знали, что специя существует и в «Звёздных войнах»? В каноне франшизы есть несколько упоминаний об этом веществе. В «Мандалорце» совсем недавно упоминались галлюциногенные свойства специи, а в «Звёздных войнах: Эпизод IX — Скайуокер. Восход» друзья По Дэмерона были шокированы и напуганы, узнав, что он когда-то был торговцем специей.
Конечно, задолго до того, как Джордж Лукас начал работать над своей эпической космической оперой, «Дюна» уже зарекомендовала себя как классика научной фантастики. Трудно представить, что «Звёздные войны» — это что-то иное, кроме отсылки к серии Фрэнка Герберта, особенно учитывая их сходство. В «Звёздных войнах» спайс — это рекреационный наркотик, вызывающий галлюцинации у тех, кто его употребляет. И хотя нет никаких указаний на то, что персонажи «Звёздных войн» во время галлюцинаций видят будущее, ничто не является невозможным.