Сейчас о летающей машине «ИФ-9» не пишет только ленивый. Ну и я, естественно, туда же, как же без меня? Заголовки в СМИ звучат очень громко и привлекательно, но что на самом деле стоит за этими заявлениями? Какие испытания уже проведены? И вообще, российский «ИФ-9» – это мультик или всё-таки реальный прорыв? Давайте разбираться вместе.
ИФ-9 – что это такое (простыми словами)
ИФ-9 – это новейший летающий автомобиль, который разрабатывается в московском конструкторском бюро «Филатов». Пока его не следует рассматривать как готовый к продаже продукт. Это скорее демонстрация того, как могут выглядеть наши дороги и небо в будущем.
Иван Филатов, глава ДБК «Филатов» считает, что мы находимся на пороге новой эры, когда летающие автомобили станут обыденностью, подобно тому, как когда-то появились первые самолеты в конце XIX века.
На начальном этапе управлять этим летающим седаном смогут только те, у кого есть лётное удостоверение. Филатов уверен, что со временем технологии развиваются так, что для управления таким автомобилем будет достаточно обычного водительского удостоверения. Но… цена на «ИФ-9», вероятно, будет достаточно высокой, что сделает его доступным только для состоятельных людей и экстренных служб.
Для чего создают летающий автомобиль?
Главные задачи летающей машины – обход дорожных пробок и возможность летать там, где обычная авиация недоступна. Т.е. если водитель застрял в пробке, то он может заехать на специальную площадку, «разложить» свой ИФ-9 и перелететь затор.
Как подчеркивает руководитель КБ «Филатов», это не гонки над городами, а использование малой авиации для быстрого перемещения между специально оборудованными точками. Но… где именно будут располагаться эти площадки и сколько их должно быть в городе – эти вопросы пока остаются открытыми.
Представьте, ситуация: автомобиль стоит в пробке. Водитель не может просто взлететь – ему нужно «расправить крылья» для полёта, так как они довольно внушительных размеров. Поэтому, ему нужно добраться до ближайшей взлетно-посадочной площадки.
Для этого он нажимает специальную кнопку и в навигаторе прокладывается кратчайший маршрут от местоположения машины до этой специальной площадки. Это решение выглядит простым, но… если пробка на дороге, и водитель не может сдвинуться с места, то как быстро он сможет добраться до площадки?
Летающий автомобиль уже есть в «железе»?
Нет, пока «ИФ-9» существует только в виде макета в масштабе 1:5. Эта модель может ездить и «раскладываться» для полета. Прототип весит всего 20 кг и сделан из композитных материалов.
Конструкция этого летающего квадрокоптера-седана достаточно интересная. Кабина пилота расположена по центру, что поможет лучше ориентироваться в пространстве. А посадка в автомобиль осуществляется с помощью специальной кнопки.
ИФ-9 будет иметь электромоторы, произведенные российскими компаниями. Аккумуляторы предполагается приобретать у иностранных партнеров.
Для того чтобы лучше понять возможности ИФ-9, была создана виртуальная реальность (VR-сцена), где можно подробно изучить детали этой летающей машины.
А что с безопасностью полётов?
Безопасность является ключевым аспектом в проекте. Инженеры разработали специальную кабину-капсулу, которая может спасти пассажиров в экстренной ситуации. Если возникнет опасность, капсула отстреливается вверх с помощью пиропатронов, а затем раскрываются парашюты для мягкой посадки. Это решение вдохновлено технологиями из «Формулы-1». Но... куда и на кого упадет корпус автомобиля, если он предназначен для полетов в городе?
Летающий автомобиль «ИФ-9» – это очередной мультик или прорыв?
Конструкторы действительно анонсировали свою разработку, но… на данный момент это всего лишь макет или даже 3D-модель.
Автомобиль превращается в нечто похожее на квадрокоптер – с пропеллерами и электромоторами. Но… такая схема может не сработать в реальной жизни, так как вес автомобиля с пассажиром будет слишком большим, он просто не сможет взлететь.
Все реальные прототипы летающих автомобилей обычно используют коаксиальную схему – это значит, что на одном луче находятся два мотора и два пропеллера. Эта схема более эффективна и устойчива для тяжелых объектов.
Когда мы увеличиваем размеры двигателей и пропеллеров, их тяга увеличивается линейно. Но при этом объем объекта растет непропорционально из-за «закона куба квадрата». Это означает, что масса автомобиля увеличивается быстрее, чем его способность подниматься в воздух.
Именно поэтому модель летающей машины «ИФ-9» может летать, а в реальном размере вряд ли сможет: соотношение массы и тяги не позволит это сделать.
Но даже если она и поднимется в воздух, время полета будет крайне ограниченным. Все существующие прототипы летающих автомобилей могут находиться в воздухе не дольше 30 минут. Достичь такого времени полета даже на небольшом квадрокоптере сложно, поскольку увеличение размера батареи приводит к увеличению веса, а это, в свою очередь, снижает эффективность.
Если всё будет реализовано согласно плану, «ИФ-9» может стать первым этапом на пути к серийному производству российских летающих автомобилей, но… на данный момент нет четкого плана по серийному производству и финансированию проекта. Так что пока летающий седан-квадрокоптер «ИФ-9» больше миф, чем правда.
Вместо заключения
Хотя идея летающего автомобиля звучит захватывающе, на деле выходит много «но…». Журналисты заблуждаются, когда утверждают, что «показали летающий автомобиль». На самом деле они продемонстрировали анимацию с концептуальным автомобилем, который имеет мало общего с реальными разработками.
Да, эта схема сможет работать, но… в немного измененном виде. Зарубежные аналоги уже существуют и успешно летают, так как физические законы действуют одинаково для всех.
А вот реально существующие китайские летающие автомобили:
А это будущее, которое уже становится реальностью:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!