Автомобиль – это механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки людей и грузов на суше. Его основные функции включают обеспечение скорости и удобства перемещения, возможность перевозки грузов, а также использование в качестве рабочего инструмента в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Первый Российский автомобиль (Автомобиль Фрезе и Яковлева) был собран в 1896 году на каретной фабрике Петра Фрезе с использованием двигателя Евгения Яковлева и продемонстрирован на 16 Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Это была двухместная заднемоторная коляска с одноцилиндровым четырёхтактным двигателем мощностью 1,5 лошадиной силы. Колёса оборудовались сплошными резиновыми шинами (пневматические шины появились в России в 1898 году). После смерти Яковлева, с 1900 года Фрезе был вынужден выпускать автомобили с французскими двигателями. В том же году фирма «Фрезе» выпустила первый российский грузовик, в 1903 году выпускались почтовые фургоны, а в 1904 году на фабрике производится первый пожарный автомобиль. С 1901 по 1903 год фирма Фрезе выпустила около 100 легковых автомобилей, которые стали первыми серийными автомобилями в России.
22 октября 1910 года был подписан приказ о создании Учебной автомобильной роты, заложившей основы военного автомобилизма в России.
В 1916 году открывается Московский Автомобильный завод (АМО), поначалу занимавшийся сборкой грузовиков итальянской фирмы «Фиат» и уже в советское время наладивший выпуск аналогичных машин под маркой АМО-Ф-15.
Статистика:
- на 1910 год во всей Российской империи было 3501 автомобиль и 1155 мотоциклов.
- на 1917 год числилось 12 378 автомобилей (легковых - 4000, грузовых - 8 378) и 5909 мотоциклов.
Для сравнения, в 1919 году регистрация легковых автомобилей в США достигла 6,6 млн., а грузовых - 0,9 млн.
Автомобильная промышленность СССР
Первым советским автомобилем можно называть малолитражный автомобиль НАМИ (НАМИ-1), который появился в 1927 г. Создателем НАМИ-1 был советский конструктор Шарапов К.А.. За три года, начиная с 1928 г., было выпущено 412 автомобилей.
В 1930 году начинается выпуск легковых и грузовых автомобилей марки «Форд» на заводе «Москвич». В 1932 фордовские грузовики начинают собирать на Горьковском автозаводе (ГАЗ). В декабре того же года на Горьковском автомобильном заводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым четырехдверным пятиместным кузовом типа «фаэтон». Мощность его двигателя составляла 40 л.с., скорость - до 90 км\час.
В 1970 году начался выпуск автомобилей Волжского автомобильного завода (ВАЗ) на основе итальянской модели «Фиат». В 1976 году первый грузовой автомобиль сошёл с конвейера Камского автомобильного завода (КАМАЗ).
В 1991 году, перед распадом СССР, в стране числилось 16,9 млн. легковых автомобилей.
Автомобильная промышленность России после распада СССР
После дефолта и девальвации рубля 1998 года, тяжелое существование заводов несколько облегчилось – на рынок начали выходить новые модели, хотя доля рынка отечественных производителей неумолимо сокращалась.
Но на фоне всего этого упадка некоторым отечественным заводам все-таки удавалось удержаться на плаву, и, более того, даже выпустить новые модели. Конечно, о революции в дизайне и технических решениях не было и речи – новые автомобили практически не отличались от тех, которые производились 20 лет назад.
Лидерами автомобильной отрасли 90-х годов можно назвать АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ: эти заводы обеспечили себе выживание и смогли выпустить на рынок новые автомобили.
Одной из таких новинок стал ВАЗ-2110 (или Lada 110). Модель появилась в 1995 году и выпускалась вплоть до 2007 года. Проектирование этого автомобиля стартовало в начале 80-х: за основу был взят хэтчбек ВАЗ-2108. Первые «шпионские» снимки новинки были опубликованы в журнале «За рулем» еще при СССР – в 1990 году. Что примечательно, автомобиль тестировали на испытательном полигоне компании Porsche. Изначально планировалось, что ВАЗ-2110 поступит в продажу в 1992 году, но экономический кризис разрушил эти планы и выпуск Лады был отсрочен на неопределенный срок.
Не удивительно, что совершенно новая модель выглядела устаревшей, прорыв в технологиях также не наблюдался – однако, это и не удивительно, если учесть, что ВАЗ-2110 «запоздал» на полдесятилетия. Но все же, по сравнению с «Жигулями» и «Самарами», на которых передвигалось подавляющее большинство населения, автомобиль стал очевидным шагом вперед, хотя бы потому, что, номинально, он принадлежал к более высокому классу, от чего, разумеется, и стоил дороже. Наиболее близкими зарубежными аналогами ВАЗ-2110 называют Opel Kadett E (1984-1991) и первое поколение Opel Astra .
Еще один яркий представитель 90-х годов – это малотоннажный грузовой автомобиль завода им. Лихачева, который до 1992 года специализировался на среднетоннажных бензиновых грузовиках. После распада СССР основным потребителям такой транспортной техники – сельскому хозяйству и армии – было не явно до грузовиков, руководство завода приняло решение в срочном порядке запустить проект по созданию трехтонного грузового автомобиля, в котором были бы по максимуму задействованы уже выпускаемые комплектующие. Стоит отметить, что в качестве прототипа (особенно по части ходовой) ЗИЛ-5310 использовался Mercedes-Benz T2. Пилотная партия даже была построена на мерседесовском шасси.
Позже, уже ближе к концу десятилетия, на базе этих фургонов был создано целое семейство автобусов ЗИЛ-3250.
И последний автомобиль, являющийся показательным для российского автопрома 90-х годов – это Газель, производство которой стартовало на Горьковском автомобильном заводе в 1994 году. Особенно следует отметить ГАЗ-33023 Газель-Фермер – грузопассажирский автомобиль, который получил массовое распространение и производился аж до 2010 года.
Сложная политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в стране после распада СССР, существенно затормозила и без того медленное развитие отечественного автопрома. Те редкие новые модели, которые появились в это десятилетие, на деле были нереализованными проектами 80-х годов, а от того не являлись прорывами в автомобилестроении - их прототипами были давно устаревшие продукты европейского автопрома.