Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Костюм – это серьезный артефакт, который свидетельствует об очень многом

– Николай Максимович, я познакомился с балетом в 40 лет, и мне очень понравилось. Но в первую очередь я обратил внимание на костюмы, и мне интересно ваше мнение, почему они такие? Обтягивающие и у мужчин, и открытые у женщин. Как вы на это смотрите и, может быть, хотели бы что-то изменить?

– Вы знаете, каждый период диктует какие-то свои правила. Я уже как-то говорил, что балет – это такое искусственное «создание».

Например, в балете «Баядерка» действие происходит в Индии, потому что когда создавался этот балет, в конце XIX века, в моду вошла ориентальность, все далекое, что связано с Индией, с Египтом, что было для холодной России немножко экзотичным. И это вошло в моду не только в искусстве, но и в интерьерах, и всякие шенуазри… в общем, очень модно все это было.

И в «Баядерке» такое количество несоответствий с индийской жизнью, с индийской психологией, что если к этому относиться серьезно, то будет очень смешно.

-2

В 1991 году, когда в Большом театре возобновили этот спектакль, на премьеру пришел посол Индии со своими близкими, и какими-то сотрудниками посольства, с колоритным сопровождением. Сидели в царской ложе и непонятно где больше блестело, на сцене или в царской ложе, а все были в национальных костюмах. И они были очень удивлены тому, что происходило на сцене и как себя вели «индусы».

Но это было представление об индусах XIX века, когда не было интернета и нельзя было толком, кроме как посетить эту страну, ничего о ней узнать.

А вот в 60-е годы, например, стал модным минимализм, появилась мебель на тонких ножках, многие стали избавляться от антиквариата и покупали все такое – модное. Тогда же и в балете: укоротили пачки, мужские костюмы стали обтягивающими.

В 2000-е стало модно «побогаче» и все вокруг делали «побогаче», побольше золота и все стали немножко на Филиппа Киркорова похожи на сцене.

И я думаю, что все еще изменится и в балете тоже. Потому что если взять костюм, то тот же Солор из «Баядерки», его костюм, который был сшит для меня в 90-х – это почти то же самое, что и на оригинальном эскизе, но упрощенное по сравнению с XIX веком.

-3

Просто в XIX веке мужчины не танцевали, Солор не танцевал, он женщину не поднимал. У него были в основном мимические сцены, а танцевали женщины. Ему не надо было шевелить руками, поэтому рукав был вшит по-другому, и штанишки были из другого материала. А когда тебе нужно очень много двигаться, то все делается из эластика, лайкры и так далее. Потому что, если будет другой материал, ты просто не прыгнешь, ты не сможешь свободно двигаться.

И каждый раз, когда сегодня кто-то «расшифровывает балет», а сейчас много таких, которые что-то придумывают и даже лекции читают… Я им говорю: сходите в Мариинский театр, там висят настоящие костюмы XIX века. И сразу вся их теория рушится, потому что когда вы увидите костюм, то поймете, что у мужчины он пошит так, что рука не поднимется и значит, «тетю» он не поднимал. И если этот «расшифровальшик» расшифровал, что в этом танце мужчина поднимает женщину, то это уже выдумки, неправда – обман.

Костюм – это серьезный артефакт, который свидетельствует об очень многом. И настоящий знаток сможет по нему понять, что было и как.