Представьте: мальчишка из интеллигентной семьи, вундеркинд, читающий «Сагу о Форсайтах» в восемь лет, будущая икона советского кино. А через пару десятков лет — авторитет в криминальном мире с кличкой «Артист». Звучит как сценарий голливудского триллера, но это реальная жизнь Сергея Шевкуненко.
Как он из Миши Полякова превратился в «шефа» бандитской бригады? Давайте разбираться, но предупреждаю: история не для слабонервных.
«Сережка с Малой Бронной»: Детство, которое предсказало судьбу
Сергей родился в 1959 году в семье, где кинематограф был частью ДНК. Отец - Юрий Шевкуненко, драматург и секретарь парторганизации «Мосфильма», мать - ассистент режиссера. Даже пьесу «Серёжка с Малой Бронной» отец написал в честь его рождения - как будто предчувствуя, что сын станет героем драмы, но совсем иного рода.
Ранние годы Сергея - парадокс. С одной стороны, мальчик-эрудит, лидер дворовой шпаны, с другой - бунтарь, сбегающий из пионерлагеря и ввязывающийся в драки. После смерти отца (рак забрал его в 1963-м) и отъезда сестры Ольги в Израиль (1972 г.) Сергей словно потерял якорь. Учеба заброшена, учет в детской комнате милиции, компании с подозрительной репутацией… Мать, отчаявшись, повела его на «Мосфильм» - авось, кино спасет. И ведь спасло! Но ненадолго.
«Кортик» и «Бронзовая птица»: Взлет, который ослепил
Кто не помнит Мишу Полякова - пионера-сыщика с принципами стальной закалки? В 1973 году 14-летний Шевкуненко стал лицом культовых экранизаций Рыбакова. Режиссер Николай Калинин искал «того самого» мальчишку, и друг семьи Анатолий Рыбаков буквально протолкнул Сергея на пробах. Успех был оглушительным: весь СССР завороженно следил за приключениями Миши, а Шевкуненко в одночасье стал звездой.
Казалось, судьба улыбается: следом выходит «Бронзовая птица» (1974), затем роль юного партизана в «Пропавшей экспедиции» (1975). Но за кадром уже зрели проблемы. Режиссер Вениамин Дорман, снимавший Сергея в «Экспедиции», позже отказался от него в сиквеле «Золотая речка» - актер оказался «неуправляемым».
К 15 годам Шевкуненко пристрастился к алкоголю, а работа слесарем на «Мосфильме» (куда его устроила мать) лишь подливала масла в огонь.
Тут и кроется первый трагический парадокс. Талантливейший подросток, которого страна боготворила, уже тогда чувствовал себя чужим в мире кино. Может, роль «идейного пионера» стала для него клеткой? Или виной всему ранняя слава, с которой он не справился?
Первые сроки: Когда тюрьма заменила съемочную площадку
Осень 1975-го. Сергею - 16. Первая судимость за драку, ходатайство «Мосфильма» отклонено, спецучилище для трудных подростков. А дальше - как в дурном сне: в марте 1976-го пьяная потасовка с владельцем собаки, год тюрьмы за хулиганство. Ирония судьбы: пока страна смотрела премьеру «Пропавшей экспедиции» (февраль 1977-го), ее главный герой сидел за решеткой.
Но это было только начало. 1978 год - взлом буфета на «Мосфильме», четыре года колонии (сокращены до двух). 1982-й - ограбление квартиры на Брестской, новый срок. Затем кражи, побеги, ножевые ранения в зоне… К 1988-му Шевкуненко - инвалид II группы (туберкулез) с репутацией «авторитета».
Честно? Жутко читать, как человек с таким потенциалом скатывался на дно. Но винить только его - лицемерие. Система, которая сначала вознесла, а потом выбросила его в период пубертата, словно отработанный материал, - разве не соучастник трагедии?
«Артист» против системы: Криминальная карьера, которая шокировала
К началу 90-х Шевкуненко - «положенец» в воровской иерархии, главарь Мосфильмовской ОПГ. Его банда «крышевала» спортклубы, торговала наркотиками, занималась рэкетом. Ирония? Да он же словно играл роль «плохиша» из тех самых приключенческих фильмов! Только теперь сценарий писала сама жизнь, а ставки были смертельными.
Конфликт с казанской группировкой стал роковым. Покушения, попытка бегства в США в 1995-м… Но 11 февраля того же года киллеры настигли его у дома на Пудовкина. Сергей погиб на глазах у матери, в которую убийцы выстрелили первой. Жутко? Еще бы.
Его смерть - словно финал гангстерской саги. Но если в кино злодеи получают по заслугам, то здесь - лишь нераскрытое убийство и могила на Новодевичьем. Символично, что он похоронен рядом с отцом-драматургом: будто две ипостаси одной судьбы - светлая и темная.
Что осталось за кадром?
Сегодня Шевкуненко вспоминают либо как «того парня из «Кортика», либо как бандита. Но где правда? Может, он был жертвой обстоятельств: без отца, с сестрой за океаном, с матерью, которая до конца верила в его исправление? Или сам выбрал путь саморазрушения, заигравшись в «плохого мальчика»?
А как думаете вы? Что перевесило в его судьбе - талант или тень отцовских амбиций? Мог ли он стать другим, получи шанс?
Поделитесь в комментариях, ставьте лайк, если статья задела за живое, и подписывайтесь на канал - впереди еще много историй, где грань между славой и проклятием тоньше волоса.
P.S. А вы смотрели «Кортик»? Помните того самого Серёжу с лучистыми глазами? Страшно осознавать, что за кадром его жизнь уже тогда была полна теней…