В далеком 2003 году я уже был студентом первого курса экономического факультета, изучал профессию менеджера, о которой многие знали лишь по легендарной песне группы Ленинград. Я увлекался компьютерами и немного программным обеспечением. Это была интересная эпоха, когда персональные компьютеры начали проникать в каждую квартиру. За тысячу долларов уже можно было собрать хороший Celeron с видеокартой GeForce 256. Молодежь сейчас даже не поймет, что это за архаичное железо, а мы тогда жили в этом мире и зарабатывали на нем.
В то время я торговал на радиорынке разной электроникой, чуть позже стал ЧП (как сейчас говорят, самозанятым) и уже продавал компьютерные комплектующие и пиратские диски. На завтрак и обед ел вкусный чебурек, запивая «флешем». Так и проходили рабочие дни. В процессе небольшого студенческого бизнеса стало ясно, что теория, которую преподавали в институте, и практика, происходившая в жизни, расходились совершенно. Здесь тебе и закупки, нужно было уметь находить общий язык с поставщиками, которые напоминали героев «Бригады», финансы — всем «отстегнуть», пройти все круги рыночных поборов и сохранить свою маржу. Прогнозирование было важным, ведь постоянные облавы на товары без документов приводили к тому, что сотрудники в погонах забирали их себе домой. Думаю, их жены и дети радовались новым играм. Был еще и маркетинг, нейминг — попробуй придумать каждую неделю надпись на баннер и хоть какую-то скидочную или обменную систему, чтобы «свои» ребята приходили каждые выходные. А еще нужно было платить зарплату продавцам, подбирать надежных и разбирающихся людей, тогда мы еще не знали слово «компетентные». Целый процесс, и это в двадцать лет! Вот все ПК и УК. Преподаватели на этом месте улыбнутся. Профессиональный юмор про компетенции. Как мы всему этому научились? Книг мы особо не читали, заграничных «гуру» не слушали, разбирались как могли. Сейчас сказали бы, что действовали эмпирическим путем.
Время шло, мир менялся, эпоха «компьютерных рынков» сменилась другой. С получением диплома я успел на закате империи поработать в легендарном «Алпи», компании, предводитель которой построил крупные гипермаркеты и воздвиг на месте заброшенных бараков с курами целый комплекс из пенопласта под гордым названием «Сибирская Венеция». Еще он написал три книги и снял один фильм с братьями Чадовыми. Диск с фильмом, кстати, он продавал в отделах с курами гриль — вот это конверсия и тонкий маркетинг! В процессе работы я узнал, как живут менеджеры в бесконечных «клетушках», которые правильно, как мне потом сказали, гордо называются «кубиклы». Узнал, как быстро обучать вновь прибывший персонал, который сразу же куда-то убегал после нескольких месяцев работы. Некоторые из них периодически травились курицей-гриль, но что поделаешь: для сотрудников всегда была скидка на собственную продукцию.
Затем я попал в крупную рекламную группу компаний, где уже обучал промоутеров. Сотни ребят прошли через тренинговый зал, в котором я рассказывал основы работы и через упражнения передавал стандарты компании. Кстати, приход компании «ДНС» в регион сопровождали мои ребята, которые красовались в костюмах зеленых человечков на телевизорном квартале. Мы плакали и смеялись. Текучка была ужасной — а вы попробуйте поработать аниматором жарком скафандре!
В общем, я учился теории и практике проведения полевого обучения. Деятельностный подход — все дела. Это уже 2009 год. Тогда уже я слушал столичных «гуру», читал заграничные книги и проходил бесконечное повышение квалификации за счет компании, поездил по городам, учился у тренеров проводить тренинги. Затем работал в банке «загони всех в долги», обучая тех самых улыбчивых девушек модельной внешности, которые сегодня уже симпатичные женщины, но по сей день предлагают купить вам последний «айфон» в кредит. Затем поработал в управлении ритейлом — технике и спортивной экипировке. Открыл с партнёром школу английского языка, но про это расскажу в другой раз. Сферы разные, но подход один: обучение, где нужно сжато передать теорию через практику. Из-за нехватки той самой теории мотивации я поступил на психологический факультет. Лидерские качества, руководители, тренинги — это по сей день сфера моих исследовательских интересов.
Время шло, обучать приходилось уже менеджеров и руководителей среднего звена, иногда консультировать «топов» и «випов». Весь приобретенный опыт как-то систематизировался, насмотренность превратилась в мостик между учебниками и жизнью. Огромный багаж кейсов, которые я всегда привожу в пример на обучении, всегда вызывает интерес. Это жизнь. Это мой опыт. Это опыт разных компаний и отраслей. Как я всегда говорю, чтобы описать систему, нужно посмотреть на нее со стороны, этим и занимается корпоративный тренер. Разрабатывает обучение под конкретные задачи. Все знания мира в одном тренинге — мой девиз. Тренинг – это лекция и демонстрационное упражнение. Упражнение – это метафора, через которую приходит осознание теории. В настоящее время тренинговая форма обучения получила широкое распространение в различных сферах: коммерческих организациях, образовании, медицине, авиации, торговле, производстве и многих других. Про это я могу говорить часами на своих лекциях. Решать кейсы. Как и что работает, как в реалиях и на словах. «Представьте, что мы сидим с вами, и тут...привезли десять килограмм просроченного мяса, а завтра банкет! Что будем делать?».
За годы тренерской деятельности, а это уже пятнадцать лет, я понял, что программу обучения может разработать любой методист, но провести её в тренинговой форме, наполнить своим опытом, видением, юмором и харизмой способен не каждый. Это настоящая тренерская работа, требующая разнообразного опыта, структурности, собранности и любознательности. Безусловно, профессия сложная. Мне было сложно выступать на публике, и я учился этому долго. Теперь я могу обучить аудиторию на десятки человек. Сложно работать с большим объемом информации. Обучился и этому, пропускать через себя терабайты информации, чтобы потом сделать качественный демонстрационный слайд.
Кому-то сложно выстраивать структуру в своих мыслях, чтобы информация была доступной и понятной. Я сам склонен к структурированию, поэтому не люблю хаос в головах — это залог эффективного тренинга. Мне нравится обдумывать идеи и затем красноречиво их излагать. Это две стороны одной медали: интроверсия и экстраверсия. Есть время собирать камни и время их разбрасывать. В общем, компетенций много — те самые УК и ПК, которые мы указываем в программах, но всё это осознаётся через личный опыт и жизненные ситуации. Меня радует, что все больше профессиональных коллег стремится работать в тренинговой форме. Я всегда с удовольствием делюсь своим опытом тренерской работы и рад сам учиться новым «фишкам».
В далеком 2003 году, пока я торговал на радиорынке и наслаждался вкусным чебуреком, я еще слабо представлял, чем буду заниматься дальше. Однако я всегда хотел быть полезным обществу и делать что-то значимое и интересное, пусть и в небольших масштабах. Пройдет еще пятнадцать лет, и я расскажу о том, как изменился мир, как эволюционировал тренерский подход, а также о влиянии искусственного интеллекта и дополненной реальности на образование.
Спасибо, что дочитали до конца! Добра и позитива!
#нарратив #медиапедагогика #учимсявестисоциальныесети #этожизнь #философияжизни #популяризациянауки #Красноярск #Сибирь