Найти в Дзене

Строительство засечных черт и «новое» освоение Предволжья татарами

Граница лесной и степной зоны в Среднем Поволжье, совпадавшая с водоразделами крупнейших рек – Волги (ее левобережье – Предволжье) и Камы (ее правобережье – Западное и Восточное Закамье) начала осваиваться земледельческим населением еще во времена первого централизованного государства возникшего в данном регионе – Волжской Булгарии. В эпоху расцвета Казанского ханства, по данным исторических документов, здесь существовала разветвленная сеть поселений, а также крупные владения (вотчины) татарских феодалов. Ситуация меняется в период заката могущества татарского государства. К середине XVI в. ввиду многочисленных, непрекращающихся войн значительная часть сельского населения предпочла переселиться в более спокойные лесистые районы Западного Предкамья и Горной стороны. В связи с этим возникли многочисленные «пустоши» (заброшенные земли). С присоединением Казанского края к Московскому государству начинается процесс нового хозяйственно-экономического освоения приграничных районов края. Пе

Граница лесной и степной зоны в Среднем Поволжье, совпадавшая с водоразделами крупнейших рек – Волги (ее левобережье – Предволжье) и Камы (ее правобережье – Западное и Восточное Закамье) начала осваиваться земледельческим населением еще во времена первого централизованного государства возникшего в данном регионе – Волжской Булгарии.

В эпоху расцвета Казанского ханства, по данным исторических документов, здесь существовала разветвленная сеть поселений, а также крупные владения (вотчины) татарских феодалов. Ситуация меняется в период заката могущества татарского государства.

К середине XVI в. ввиду многочисленных, непрекращающихся войн значительная часть сельского населения предпочла переселиться в более спокойные лесистые районы Западного Предкамья и Горной стороны.

В связи с этим возникли многочисленные «пустоши» (заброшенные земли). С присоединением Казанского края к Московскому государству начинается процесс нового хозяйственно-экономического освоения приграничных районов края. Первоначально, богатые земли данного региона использовались в качестве промысловых владений, то есть как охотничьи угодья для добычи ценного меха, производства дикого меда, ловли рыбы, а также заготовки сена. Такая форма деятельности позволяла хозяйственно освоить значительную территорию относительно небольшим количеством сельских жителей.

Так, значительные по размерам области в Предволжье по рекам Свияге, Кият, Беденге, Цильне (совр. Тетюшский, Буинский и Дрожжановские р-ны РТ) находились в вотчинном владении ясачных татар д. Чирки-Атачево, Биряшево, Крыпанга. В 1625 г. царем Михаилом Федоровичем жителям данных селений на эти земли, являвшиеся владениями «их дедов и отцов», «на рыбные ловли и бобровые гоны» была выдана оброчная грамота.

Сначала данные владения использовались ими сезонно, «наездами», но впоследствии они обживаются, здесь возникают первые татарские деревни. Оброчные вотчины в Предволжье жаловались и представителям татарского служилого сословия. 11 апреля 1597 г. казанским воеводой, князем И.М. Воротынским, служилому новокрещену, князю Якову Васильеву сыну Асанову была выдана ввозная грамота на «бортной ухожеи и бобровые гоны и рыбные ловли за Камою рекою по Волге реке, на Нагайской стороне, по Самарской дороге».

Но при этом, можно однозначно говорить, что вплоть до второй половины XVII в. территория Предволжья была относительно малозаселённая, о чем красноречиво свидетельствует обозначение данной области в многочисленных исторических документах данной эпохи, как «дикого поля».

Массовому хозяйственному освоению данного региона препятствовала постоянная военная угроза, исходившая от кочевников, проникавших сюда из Заволжских и Зауральских степей. Чтобы обезопасить эти области в конце XVI – первой половине XVII в. Русским государством начинается возводиться сеть засечных черт – особой системы оборонительных укреплений из сваленных деревьев, земляных валов, создававших естественную преграду для наступающих отрядов противника, а также небольших крепостей-острогов.

Следы Симбирской засечной черты. Современный вид.
Следы Симбирской засечной черты. Современный вид.

Путем засечных черт отодвигались границы и создавались благоприятные условия для колонизации приграничных районов оседлым земледельческим населением.

В 1570 – 1590-х гг. была создана Карлинская засечная черта (Старая Тетюшская засечная линия) бравшая свое начало на р. Свияга и проходившая по р. Карла до р.Суры. В начале XVII в. южнее ее была построена новая Тетюшская засечная черта, соединявшаяся с укрепленной линией Темников-Алатырь. 10 февраля 1648 г. по указу царя Алексея Михайловича воеводе Богдану Хитрово было велено начать строительство Симбирской укрепленной линии, соединявшая крепости Симбирск, Саранск, Тамбов.

«7156 года февраля в 10 день указал государь и бояре приговорили: арзамасцом обоих половин, и нижегородцем и иных городов дворянином и детям боярским, и князем, и мурзам, и татаром (выделено нами – Р.И.) быть на государеве службе с окольничим и воеводою, Богданом Матвеевичем Хитрово: а собираться ему окольничему и воеводе, на Алатырь, а в отпуск ему с Москвы вскоре, для того что ему на степи городы поставить и всякие крепости устроить до приходу воинских людей заранее с весны». (Из указа от 10 февраля 1648 г.).

Благодаря большой, планомерной работе по созданию непрерывной линии оборонительных сооружений на южной границе Московского царства, опиравшиеся на города-крепости к середине XVII в. территория Предволжья стала относительно безопасной внутренней окраиной Русского государства, что способствовало быстрому заселению региона.

Засечная черта. Южный рубеж. Художник М. Пресняков.
Засечная черта. Южный рубеж. Художник М. Пресняков.

Первоначально земледельческое население переводилось сюда особым решением московской администрации, так как для строительства и обслуживания оборонительных сооружений требовалось много рабочих рук. Для этого переселялись представители ясачного населения, то есть сельские труженики, вносившие в казну натуральный налог – ясак. Кроме того, для несения пограничной службы на засечную черту переводились большое количество служилых людей из числа русских и татар.

Служилые татары на территории будущего Симбирского уезда начинают фиксироваться в русских документах практически сразу после начала строительства Симбирской крепости. Так, согласно выписи из книг Печатной конторы от 12 октября 1648 г. в числе первого гарнизона Симбирска числился служилый тархан (тарханы – представители татарского служилого сословия пожалованные ханами и русскими царями освобождением от всяких повинностей и налогов) Енубяч Башкиндин с «товарыщи» (в числе тарханов и сотников разных волостей), в задачу которых входили как строительство так и оборона будущего уездного центра.

Широкое привлечение татар для службы в пограничные районы Предволжья было вполне объяснимо. Являясь наследниками ордынской военной традиции, татарская легкая кавалерия могла эффективно противостоять кочевникам, периодически появлявшимся на данной территории, нести пограничную и городовую службу.

Татарские всадники. Гравюра 1731 г.
Татарские всадники. Гравюра 1731 г.

Важное значение конной военной службы в реалиях лесостепного пограничья предопределило быстрый рост численности татар в составе служилого населения Симбирского уезда во второй половине XVII в. За службу в качестве жалования татарам выделялись земли в поместья. Служилые татары переезжали в Предволжье в основном из Мещерского края, Арзамаса, Темникова и Кадома.

Ими были основаны многочисленные селения будущего Буинского и Симбирского уездов.

Более подробно о возникновении и развитии татарских деревень этого региона в XVII – XVIII в. мы будем говорить в последующих публикациях.

Радик Исхаков

На нашей странице мы планируем знакомить вас с историей и
выдающимися личностями Горной стороны Татарстана.

Приглашаем Вас в увлекательное историческое путешествие,

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!