Найти в Дзене

Один из первых(4). Сергей Беляев

Добрый вечер! Мы остановились на том, что Сергей Беляев и Михаил Булгаков печатались в 1926 году в одних и тех же журналах. Оба работали в медицинских учреждениях. Однако булгаковские рассказы из "Записок юного врача" впервые увидели свет в московским журнале "Медицинский работник" за 1925-1926 год. В частности, у Сергея Михайловича Беляева были опубликованы "Заметки советского врача" в рабочем кооперативном ленинградском издательстве "Прибой". Издательство образовано в ноябре 1922 года по решению Петроградского комитета РКП(б) на базе издательства Коммунистического университета. Эти "Заметки", надо сказать, весьма далёкие от фантастики. Там же, к примеру издавался Алексей Николаевич Толстой, о котором мы обязательно поговорим. Там же: Александр Грин, Всеволод Иванов, Владимир Орловский, Виктор Гончаров, Михаил Зуев-Ордынец. Из зарубежных: Герберт Уэллс, Артур Конан-Дойль, Г. Честертон, Джек Лондон и многие другие. В том же году издал книгу рассказов «Пожар» и повесть «Как Иван Иванов

Добрый вечер!

Мы остановились на том, что Сергей Беляев и Михаил Булгаков печатались в 1926 году в одних и тех же журналах. Оба работали в медицинских учреждениях. Однако булгаковские рассказы из "Записок юного врача" впервые увидели свет в московским журнале "Медицинский работник" за 1925-1926 год. В частности, у Сергея Михайловича Беляева были опубликованы "Заметки советского врача" в рабочем кооперативном ленинградском издательстве "Прибой". Издательство образовано в ноябре 1922 года по решению Петроградского комитета РКП(б) на базе издательства Коммунистического университета. Эти "Заметки", надо сказать, весьма далёкие от фантастики. Там же, к примеру издавался Алексей Николаевич Толстой, о котором мы обязательно поговорим. Там же: Александр Грин, Всеволод Иванов, Владимир Орловский, Виктор Гончаров, Михаил Зуев-Ордынец.

Из зарубежных: Герберт Уэллс, Артур Конан-Дойль, Г. Честертон, Джек Лондон и многие другие.

В том же году издал книгу рассказов «Пожар» и повесть «Как Иван Иванович от большевиков бегал».

Что могу сказать, сборник "Пожар" я не читал. Повесть - это время работы в РОСТе. Для Сергея Михайловича ознаменовалось таким вот характерным памфлетом. Чего стоит одна такая фраза?

"И.И. Беззадов. Этакая фамилия у Иван Иваныча. Но эта фамилия так, недоразумение и даже не намёк, потому что зад у Иван Иваныча имелся, обыкновенный, как у всех."

Мне сильно напоминает творчество Михаила Зощенко. Не знаю, как Вам, но по мне весьма бойко и смело.

Все эти книги не были таким уж прорывом в области науки или пролетарской литературы. Однако, всё же С. М. Беляев оставил свой след в истории советской фантастики - для тех, кто будет интересоваться достаточно глубоко этим вопросом. Думаю, исследователи наткнутся и на него, как автора не только бульварного авантюрного романа, стихов, документалистики или сатирических работ, но и того человека, кто предвосхитил некоторые открытия в области научных разработок своего времени. А такие, убеждён, имеют место быть.

В 1926 и последующие годы издаётся большое количество рассказов и повестей в жанре научная фантастика. В журналах "Всемирный следопыт", "Мир приключений", "Вокруг света", "Борьба миров", "Авиация и химия", "Техника молодёжи", "Знание-сила", "Москва", "Новый мир" и подобных появляются статьи захватывающие дух. В свете видимых перспектив на будущее развития советского государства.

" В соавторстве с популярным советским писателем Борисом Пильняком написал документальную книгу о бойнях — «Мясо» (1936), посвящённый московскому мясокомбинату имени Микояна."

Эта книга печаталась в журнале "Новый мир" за 1936 год. Ознакомиться с этим романом будет весьма проблематично.

Судьба соавтора романа очень печальна. Сталин разрешил выезд за границу, куда писатель просился, но затем по возвращении был арестован и расстрелян по подозрению в шпионаже.

Роман "Мясо" начинается как некая песнь обжорству и еде вообще. "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле отдыхает. Речь идёт об историческом экскурсе, начиная со времён известнейшего обжоры древности Лукулла и его любимых блюд. Таким манером добираемся до России.

Позволю себе привести несколько выдержек из этого шедевра.

"..."Орёл" Потемкин держал десять шеф поваров по разным специальностям и при них двести сорок поварят, кухонных мужиков, резаков, чистильщиков, потрошильщиков, прочих. "Орлица" Екатерина призналась ему в любовную минуту, что больше всего предпочитает вареное мясо, но не из говядины, а чтоб было оно из необыкновенных веществ, хоть и мясного вкуса; повара изощрились: огуречную шелуху они набили тертой смесью из фисташки, капорцев, перца и инбиря, а варёное мясо склеив волокна рыбьим желатином, состряпали из северо-оленьих языков; "ее величество изволили много смеяться и есть с аппетитом." Тот же ''орёл" с помощью своих поваров пугал однажды "фелицу", а именно - на стол были поданы пушечные ядра, названные "орлом" -изобретателем вкупе с поварами - "бомб-а-ля-Сарданапал" - настоящие пушечные ядра-котлеты из фарша всевозможной дичи; испуганная императрица "кушать изволила оные бомбы без страху и с аппетитом", - и ещё в 917-м году подавались в Москве, в третьеразрядных трактирах сарданапалы, состоящие из картошки, начинённой вареной говядиной...

...Некая Рогозина осталась славною в орловских анналах исключительно потому, что летом обязательно обедала на плоту посредине пруда, куда плавали к ней на лодках лакеи с двадцатью сортами каши, ибо, кроме напрудной столовой, славилась она также кашной фантазией. Сольвычегодская ветвь новгородских гостей, Строгановы(не графы) разводили в оранжереях в Сольвычегодске ананасы и не ели их попросту, а рубили и квасили, как капусту..."

"Бывший и настоящий купец, заводчик, называвшийся спервоначала Демидовым, а впоследствии маркизом Демидовым-сан-Донато, телят держал в люльках, укачивая их, как малых ребят, и кормя их по расписанию исключительно сливками; кур у него откармливали лущеными кедровыми орехами и поили исключительно рейнским вином; индюшки кормились трюфелями; особое внимание обращено было на телят, которых ежесуточно мыли душистым мылом и протирали греческими губками, укладывали в ватные постельки, пеленали как грудных и как грудных поили из соски; маркиз самолично приходил в этакую "детскую", сладостно выбирал младенца и самолично наблюдал, как его отправляли из такой, совсем не телячьей, роскоши на тот свет..."

Вот как-то так.

Сейчас ни одно из этих документальных или сатирических произведений найти в сети практически невозможно. Только в закрытых архивах. Однако с фантастическими вещами всё происходит ровно наоборот. Они регулярно переиздаются. Мы легко можем прочитать, если захотим, как в электронном виде, так и в печатном: "Радиомозг", "Истребитель 17Y". Причём последний, как в раннем варианте, так и в позднем, переработанном. Встречаем с другим названием "Истребитель 2Z".

Этому обстоятельству я чрезмерно рад.

К 1936 году арсенал из таких фантастических произведений Сергея Михайловича состоял из дебютного романа"Радиомозг" (1926) и "Истребитель 17Y" (1928).

Всё остальное создавалось уже после. В том числе "Властилин молний"(1947), "Истребитель 2Z"(1939), "Приключения Сэмюэля Пингля"(1945), "Десятая планета"(1945). Были ещё рассказы: "Коварное оружие"(1942), " Горячая река. Рассказ о далеком времени"(1946).

Вот и всё! Думаю, что мы ещё поговорим о творчестве Сергея Михайловича.

До новых встреч!

-2