Как я писала ранее - я внезапно "трудоустроились", решила взяться за ребенка и помогать ему с домашними заданиями. Мальчик-второклашка, программа для меня не знакомая (мой старший сын ходит в первый класс, сама я училась что лет назад по программе вообще другой страны 😐), но мне и самой было интересно взять себя "на слабо": получится или нет.
Я, конечно же, понимала, что просто так ребенку искать помощника с домашкой не будут - это ж даже не обычный репетитор по конкретному предмету, который тяжело даётся. Тут надо уметь со всей программой "оптом" разобраться.
Нынешняя школьная программа 2 класса иногда и меня ставит в неловкое положение (опять же, училась давно, многое подзабылось, освежать знания особо некогда), но я пытаюсь не подавать виду и быстро выкручиваться, благо, на крайний случай у меня всегда есть рядом телефон с интернетом 😉
Но главная проблема всё-таки не в заданиях, а, естественно, в самом ребенке.
Я догадывалась, что уж скрывать...
Мальчик мне достался непростой.
Я вижу явные черты гиперактивности - если я раньше думала, что у моего старшего сына есть эта проблема, то теперь понимаю, что нет, нет её у него, а вот у моего новоявленного ученика она точно есть.
Если на первых занятиях он, видимо, немного присматривался ко мне и вел себя чуть спокойнее, то вскоре понял, что я не кусаюсь и... стал себя вести в привычной для него манере.
Ну начать хотя бы с поведения в нашей комнате для занятий. Он в ней, внезапно, стал вести себя как дома: прыгать, бегать, везде заглядывать, ложиться на диванчик и тд. Я сначала даже опешила - вообще не могла представить, что ребенок в чужом доме может вести себя так бесцеремонно. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть его на место за рабочим столом. Но и там он долго спокойно сидеть не может - буквально через пару минут попыток делать домашку его прям всего начинает раскачивать из стороны в сторону, он начинает отвлекаться на свои канцелярские принадлежности, устраивать с ними игры или просто швырять, потом он снова пытается куда-то сорваться, побегать-попрыгать, после чего мне снова нужно заставить его сесть и делать дальше задания.
С каждым разом становилось всё тяжелее.
Мне тяжелее, а ему, наоборот, всё очень нравилось. Он радостно рассказывал мне, что получает пятерки за выученные со мной стишки по английскому и правила по русскому (все письменные задания, к сожалению , обречены на провал из-за его ужасного почерка и нежелания писать чисто, даже не смотря на письмо стирающейся ручкой 🙈), признался, что ему очень нравится ходить ко мне (я это и так вижу), даже пригласил на свой день рождения ( пришлось аккуратно отказаться). Несмотря на налаженный личностный контакт, в какой-то момент я поняла, что меня не устраивает тот факт, что из примерно полтора часа занятий у меня где-то час уходит просто на попытки его уломать что-то делать. Получается, что я трачу кучу собственного времени впустую, да и результат получается посредственным, я же вижу. Все эти его "не хочу писать", "я это не хочу решать, хочу другое", "давайте просто устно?" и коронное "я устал" прямо с порога ведут к тому, что в итоге я его заставляю всё записать, но он специально в виде протеста делает это откровенно плохо и с кучей помарок, хотя я с ним всё тщательно разбираю.
Я, как человек, взявшийся оказывать некую услугу, хотела бы показать качественный результат, но тут... 🤦🏼
Пришлось заново пытаться выстраивать границы.
Это оказалось не так просто с ребенком , который, судя по всему, вообще не принимает каких-то ограничений, а мне надо ему что-то объяснять исключительно словами, не забывая, что это чужой ребенок, это не свой, на которого где-то и прикрикнуть можно 🙄
Начала я с основ этикета и попыталась объяснить, что некоторые моменты неприемлемы в чужом доме. Вроде бы, он стал немного ко мне прислушиваться, но потом случилось следующее.
Мы сели за уроки, задания были только по математике и русскому, и я уже прикинула, что там можно справиться быстро и мирно разойтись пораньше по домам. Но...
- Я не хочу ничего писать...
Снова заезженная пластинка. "Не хочу", "не буду"... Моё "надо" не работает, попытки воззвать к тому, что "быстрее сделаешь - быстрее освободишься и пойдешь заниматься своими делами" не работают, даже угрозы позвонить маме, чтоб его забирала без домашки - то же! Как ещё заставить ребенка что-то делать? Вот мы с ним устно всё решили (тоже с трудом ловила его внимание) кое-как , а записывать категорически отказывается.
Я не знала, как ещё на него влиять.
Решила указать на часы и сказала, что в 19-00 (то есть спустя час занятий, хотя ранее мы договаривались, что будем заниматься без жёстких рамок, сколько нужно) отправляю его домой ровно с тем, что он сделает, вечно с ним тут сидеть не буду. Обычно я всё-таки старалась доделать всё, чтобы мы расходились с чувством выполненного долга, но просто сидеть и слушать его "не хочу" целый час тоже как-то странно.
Видимо, он мне не особо поверил. А зря...
С трудом записав лишь половину задания по русскому (по традиции грязно, некрасиво) и столько же математики он снова начал бойкотировать всё. И я показала, как прямо при нем отправляю его маме сообщение, чтоб приезжала и забирала его.
Он как-то присмирел, а потом я услышала, как стал хлюпать носом.
Глядя на его вообще непробиваемое ничем поведение до, я этого не ожидала, честно говоря. Спросила, почему плачет, ведь, после стольких попыток от него чего-то добиться, плакать от бессилия, скорее, должна была я... Внятного ответа, конечно же, так и не получила. Что-то проронил про то, что мама ремнем бить будет. Я это уже слышала, но, признаюсь, не верю. Если бы реально била - банально боялся бы так себя вести. Но,может, я многого не знаю, хотя мама совершенно не показалась мне какой-то жёсткой женщиной, способной бить сына. Скорее, наоборот излишне мягкой, отчего эти все проблемы и идут...
Слегка успокоив его попытались ещё немного повоевать с домашкой, но как раз к очередному "не хочу писать" приехала мама.
Она такому поведению сына не удивилась и призналась, что сама с ним изрядно намучилась раньше, вплоть до повышения давления, потому и решила искать помощи на стороне.
Я честно сказала, что не готова брать деньги за занятия, на которых не смогу выполнять то, что обещала. Так что предложила им дома обдумать и решить, продолжим мы занятия или нет.
Проскочила мысль, что, возможно, это наше последнее занятие, и моя карьера такого себе репетитора будет недолгой)))
Потом вспомнила, что, скорее всего, если бы было много других желающих на это место, то вряд ли выбрали бы меня)
И да, позже мне написала мама с обещаниями, что с сыном серьезно поговорила, и они хотели бы продолжить, но после небольшой паузы, так сказать, в наказание чтобы пару дней сам с домашкой разбирался.
Боюсь, что вряд ли сильно что-то изменится в его поведении, но, может, ошибаюсь. Единственное, что я для себя решила - всё-таки переходить к жёсткому таймингу занятий. То есть заниматься выделенный час максимально продуктивно, а всё, что не успели - дома на доработку, ибо это явное следствие плохой работы на занятии.
Так что снова готовлюсь в бой)) я всё-таки намерена мальчика максимально "подтянуть", ведь задатки у него прекрасные: память отличная, сообразительный, есть определенные способности...
Движемся дальше в светлое будущее 🙏🏼