Найти в Дзене
ЖурналDance

Пять вещей, которых вы не знали о "Жизели" Мэри Скиппинг

Вечная сказка об искупительной силе любви "Жизель" является одним из центральных столпов классического балетного репертуара, и лишь немногие другие балеты могут соперничать с ней по популярности. Эта постановка ставилась на протяжении почти двух столетий, и за это время она эволюционировала, как и сам вид искусства - балет. Когда Мэри Скипинг - английская балерина, проработавшая более 9 лет в Стокгольме, ставила свою постановку для Английского национального балета в 1971 году, она решила как можно точнее воспроизвести оригинальную "Жизель", позволив современным зрителям насладиться магией настоящего романтического балета. Роль пантомимы в балете. Когда "Жизель" впервые была поставлена в 19 веке, пантомима составляла неотъемлемую часть балетных представлений, выступая в качестве основного средства повествования. С течением времени и развитием балета пантомима часто сокращалась или опускалась в пользу более протяженных танцевальных эпизодов. Во время работы над оригинальной постановкой

Вечная сказка об искупительной силе любви "Жизель" является одним из центральных столпов классического балетного репертуара, и лишь немногие другие балеты могут соперничать с ней по популярности.

Эта постановка ставилась на протяжении почти двух столетий, и за это время она эволюционировала, как и сам вид искусства - балет. Когда Мэри Скипинг - английская балерина, проработавшая более 9 лет в Стокгольме, ставила свою постановку для Английского национального балета в 1971 году, она решила как можно точнее воспроизвести оригинальную "Жизель", позволив современным зрителям насладиться магией настоящего романтического балета.

Роль пантомимы в балете.

Когда "Жизель" впервые была поставлена в 19 веке, пантомима составляла неотъемлемую часть балетных представлений, выступая в качестве основного средства повествования. С течением времени и развитием балета пантомима часто сокращалась или опускалась в пользу более протяженных танцевальных эпизодов.

Во время работы над оригинальной постановкой Скипинг получила рекомендации от Тамары Карсавиной, прима-балерины, которая танцевала "Жизель" в Императорском русском балете, а затем и в "Русских балетах". Карсавина, преподававшая балетную пантомиму в Лондоне с 1930-х годов, научила пересказывать все эпизоды пантомимы, большинство из которых были значительно сокращены во многих постановках 20-го века.

Обратите внимание на примечательную пантомиму в первом акте, где мать Жизели, Берта, рассказывает легенду о Виллисах, мстительных призраках обманутых потенциальных невест, которые заставляют мужчин танцевать, пока те не умрут. Скипинг стремилась воссоздать эту сцену-пантомиму, поскольку она играет важную роль в предвосхищении того, что происходит во втором акте. Связывая два акта воедино, эта сцена создает повествовательный мост между совершенно разными декорациями и персонажами.

Роль новых костюмов.

Что может удивить поклонников "Жизели", так это то, что в этой постановке костюмы Вили не белые. Их платья зеленого оттенка, что указывает на то, что они только что выросли из земли в лесу. Это также говорит о том, что они были Виллисами в течение долгого времени, в отличие от Жизели, чье платье было полностью белым. Исследования показывают, что первой, кто использовал эту идею, возможно, была Анна Павлова, чьи Виллисы в своей постановке 1910 года носили платья цвета влажной травы.

Таким образом, хотя костюмы во втором акте постановки Английского национального балета могут показаться некоторым поклонникам балета немного неожиданными, на самом деле они являются данью уважения прошлым постановкам "Жизели".

-2

В центре внимания - жители деревни.

"Жизель", пожалуй, наиболее узнаваема благодаря второму акту, наполненному призраками. Однако не менее важными, чем Вилли, являются жители деревни в первом акте, которые служат фоном для драматических событий, разворачивающихся между Жизелью и Альбрехтом. И точно так же, как Вили исполняют культовые групповые танцы, соло и дуэты, так же поступают и крестьяне из Первого акта.

Наиболее зрелищной групповой хореографической постановкой первой части истории является "Марш сборщиков винограда", кульминацией которого является коронация Жизели как королевы урожая. Скипинг восстановила весь марш, и, что было необычно для постановок того времени, в нем приняли участие как мужчины, так и женщины-танцоры.

Другим ключевым отличием первого акта является крестьянское па-де-де, которого не было в оригинальной партитуре Адольфа Адама. Первоначально дуэт был помещен непосредственно перед кульминационной "сценой безумия" первого акта. Однако Скипинг почувствовала, что это отвлекает от драматического напряжения, и перенесла его на более ранний этап истории, использовав па-де-де в качестве развлечения для королевской свиты, посещающей фестиваль урожая.

Роль партитуры.

Мэри Скипинг была опытной музыкантшей и в 1920-х годах училась в лондонском Королевском музыкальном колледже. На протяжении всей своей карьеры танцовщицы, а позже хореографа и режиссера, она всегда была обеспокоена сокращениями и перестановками в партитуре "Жизели". Она была уверена, что такие изменения не понравились бы первоначальному композитору, Адольфу Адаму.

Впервые ставя "Жизель" для Шведского королевского балета в 1953 году, она подошла к работе с музыкальным подходом. Она изучила фортепианные переложения партитуры, которые нашла в местных архивах. Только позже, во время своего пребывания во Франции, она смогла получить микрофильм оригинальной и неопубликованной оркестровой партитуры из Парижской оперы. Благодаря этим находкам Скипинг смогла восстановить музыку в максимально возможной степени, используя почти всю партитуру Адольфа Адама с дополнительными произведениями других композиторов. Ее тщательные исследования в Париже легли в основу постановки, которую она создала для английского национального балета.

-3

Премьера "Жизели" Мэри Скипинг состоялась в 1971 году.

Все новое и интересное о мире танца и театра в телеграм-канале ЖурналDance и сообществе в группе ВК https://journaldance.ru