Вошедшие в сегодняшний обзор фильмы запомнились мне с детства. С тех пор на экране телевизора я их не видела и нарочно пересмотрела недавно, чтобы сравнить впечатления. И, да, по-моему, оно того стоило. Картины сняты нашими бывшими собратьями по социалистическому содружеству и относятся к жанру кинематографа плаща и шпаги, хотя чаще в них размахивают другим оружием.
"Звезды Эгера", Венгрия, 1968 г.
Первая половина XVI в. Самый прославленный в истории Османской империи султан - Сулейман I, он же Великолепный, просыпается в походном шатре и выходит к придворным почти без ничего, в набедренной и головной повязках. Несмотря на возраст правитель выглядит неплохо: сух и строен, разве только немного согбен. Его хищное лицо так выразительно, что хочется сравнить султана со старым вожаком волчьей стаи. Акела, который еще не промахнулся и успешно грызет врагов.
Под музыку струнных инструментов начинается церемония одевания с поклонами и опрыскиванием каждой детали туалета ароматическими жидкостями. Стража, красиво одетая и вооруженная до зубов, охраняет внутри и снаружи шатра это ритуальное действо. В перерывах между ним нам показывают как по чистому полю к шатру скачет турецкая конница. Над головами всадников плывут знамена и отрубленные вражеские головы, нанизанные на пики. Видимо, войска возвращаются из похода.
Наконец, прибывшие осаживают коней и двое военачальников сквозь строй внешней стражи, замыкающий копья за их спинами, следуют в шатер для доклада. За ними несут блюдо с отрубленными головами. Ничего себе - подарочек! Да, прав был товарищ Сухов: "Восток - дело тонкое". Головы, покрыв их какой-то полупрозрачной тканью, преподносят султану. Мельком взглянув под тряпку, тот занюхивает зрелище чем-то ароматическим и изрекает: "Говорите!".
Военачальники поочередно докладывают Сулейману ход военных действий на текущий момент противостояния австрийских и турецких войск, захватывающих венгерские земли, вводя при этом зрителей в курс политической обстановки.
В истории Сулейман I положил начало этому конфликту вскоре после прихода к власти. Он послал к королю Венгрии Лайошу II посла с требованием дани. Король посла принял плохо: приказал то ли убить, то ли бросить в темницу, что послужило поводом к началу войны.
В результате Мохачской битвы ( у г. Мохач, Венгрия) в 1526 г. турки, используя численное превосходство, разбили и почти полностью уничтожили королевскую армию, а сам Лайош II утонул в болоте во время бегства. Большая часть центральных и восточных земель страны отошла к Османской империи, а оставшиеся стали территорией затяжных военных препирательств турок с Австрией, король которой, Фердинанд I Габсбург, претендовал на венгерский престол.
Часть местного дворянства провозгласила королем пока еще незавоеванных остатков Венгрии Яноша Запольяи, которого султан, вроде как, признал союзником по борьбе с австрийцами. Впрочем, сам Сулейман, в фильме отзывается, что весь этот спектакль с якобы независимым правлением Запольяи протянется недолго и Блистательная Порта все подгребет под себя.
Пока правители делят венгерскую землю народ старается продолжать повседневную жизнь. Близ деревни, принадлежащей господину Петеру Цецеи, двое детей, привязав к вбитому в землю колышку серого коня, плещутся в речке. Это - маленькая барышня Эва Цецеи и крестьянский мальчик Гергей. Коня они привязали плохо и он ушел гулять по окрестностям, где как раз гнал караван невольников турецкий отряд под предводительством кривого янычара Юмурджака.
Юмурджак подбирал по дороге все, что плохо лежало. Так он присоединил к своему каравану и коня, и прибежавших искать его детей. Однако, когда на ночь невольников заковывали в цепи, турецкий мальчик , видимо, начинавший практику в охране, пожалел ровесника и оставил руки Гергея свободными.
Когда караван заснул, маленький венгр бежал обратно в родную деревню, захватив с собой малышку Эву, серого коня, и связанную с ним гнедую лошадь Юмурджака под седлом. Никто не знал, что в седле был сделан тайник. Там кривой янычар хранил золотые монеты и перстень-талисман, якобы приносящий удачу.
Утром дети приехали к воротам усадьбы Цецеи, где уже оплакивали пропавшую барышню. Отец девочки, на радостях, провозгласил, что спасший ее паренек будет ему вместо родного сына, а остановившийся в усадьбе проездом венгерский витязь Иштван Добо нашел тайник в седле и вручил Гергею его первые военные трофеи.
Так повернула в благополучную сторону судьба крестьянского сироты, а Юмурджака, напротив, с пропажей перстня покинула удача. Он стал нищим дервишем, но упорно, сквозь годы, расстояния и исторические перемены, шел по следу похитителя, чтобы вернуть свой талисман.
Фильм снят по одноименному роману классика венгерской литературы Гезы Гардони и значительную часть повествования отводит обороне от турецких войск венгерской крепости Эгер, имевшей место в истории в 1552 г. Для венгров это событие - предмет национальной гордости. Действительно, почти чудом кажется тот факт, что около 2 тысяч защитников крепости под командованием ее коменданта Иштвана Добо смогли противостоять натиску 80 тысяч османских солдат.
Гергей Борнемисса, главный герой романа Гардони, - тоже историческое лицо, хотя достоверные сведения о нем, в основном, связаны только с его умением обращаться с взрывчатыми веществами, проявившимся во время осады Эгера. Использование героем против османов гранат и бомб собственной конструкции, а также колеса водяной мельницы, начиненного порохом, которое нам показывают на экране, имело место и в жизни.
Фильм идет почти два с половиной часа, его можно считать двухсерийным, так как картина делится на две части. Первая посвящена достаточно вольно придуманной автором биографии героя, его детству, дружбе, любви и приключениям, вторая - обороне замка Эгер.
Картина масштабная, красочная, динамичная. Глаз радуется на симпатичных актеров, красивые костюмы, пейзажи, воспроизведенную историческую обстановку. Массовка поражает многочисленностью и слаженностью работы. Музыка и танцы вписываются в сюжет, не превращая картину в мюзикл. Батальные сцены поставлены с выдумкой и размахом.
В общем - вещь эпическая и при этом жизнерадостная и позитивная. Книга тоже хорошая, она у меня есть в бумажном виде, читается легко, сюжет более подробен и исторически проработан. Единственное, что в ней огорчает: сообщается, что герой все-таки погибнет в будущем от руки турок. Кино же завершается торжеством победы и зрителя только радует.
В ролях: Имре Шинкович (Иштван Добо), Иштван Ковач (Гергей Борнемисса), Вера Венцель (Эва Цецеи), Ева Рутткаи (королева Изабелла), Тамаш Майор (султан Сулейман I), Габор Мади Сабо (Петер Цецеи), Дьердь Барди (Юмурджак), Ференц Бешшеньеи (Балинт Терек), Петер Бенке (Янчи Терек), Тибор Бичкеи (Иштван Мекчеи) и другие актеры.
"Завещание турецкого аги", Венгрия, 1967 г.
Действие фильма начинается 1585 г. в западной части Венгрии по результатам австро-турецкой войны вошедшей в состав владений Габсбургов. Центральная и южная части страны принадлежат Османской империи, так что турки по-прежнему рядом, хотя вроде уже не враги, а соседи. Впрочем, грабительские налоги с населения дерут как турки, так и австрияки, каждый на своем куске отвоеванной территории.
И в это время венгерскому дворянину Гаспару Бабочаи вздумалось вызвать турецкого агу Оглу-хана на поединок до смертельного исхода одной из сторон. Не из каких-то патриотических принципов, а исключительно, чтобы определить, кто из них лучший боец.
Друг Бабочаи, капитан Чомаи, безуспешно пытается образумить Гаспара, призывая подумать о том, что будет в случае неудачи с его женой и сыном, но тот гордо отвечает, что удел жены оплакивать погибшего мужа, а сына - отомстить за отца. Противники встречаются на удобной поляне и после всех положенных церемоний начинают бой на саблях в присутствии секундантов.
В это время в доме Бабочаи молодой Ласло зубрит какие-то склонения под руководством наставника, поскольку мама его, решительная женщина, бой-баба, хочет, чтобы сыночка не баловался колюще-режущими предметами, как папа, а выучился и стал профессором. И даже берет с Ласло такую клятву.
Тем не менее, когда к воротам доставляют обезглавленный труп главы дома, госпожа Шара Бабочаи вынуждена забыть про взятое с сына обещание. Последняя воля покойного священна, а Гаспар завещал своему сыну месть убийце-аге, поглумившемуся над его трупом. Голову побежденному противнику отрезать было излишним варварством.
Ласло письменно назначает Оглу-хану встречу через год на тех же условиях, обещая, в свою очередь, отрубить голову ему. За этот год он должен превзойти в воинском искусстве опытного противника, хотя пока никакого оружия в руках не держал. Выучить молодого человека берется все тот же капитан Чомаи, доставивший тело друга и с молодых лет влюбленный в его жену. Переход госпожи Бабочаи в статус вдовы пробуждает в нем новые надежды на личное счастье.
Ласло поступает на службу в отряд капитана, чтобы приобрести боевые навыки. Вдова дает понять претенденту, что, если с ее сыночкой, что плохое случится, то тогда не о браке с нею придется думать, а о сохранности собственной жизни.
Фильм снят по роману Иштвана Фекете, который я не читала (в сети нет) и смотрится почти как продолжение предыдущего, благо и лица встречаются знакомые: Петер Бенке в "Звездах Эгера" играл друга главного героя, а тут сам стал центральной фигурой сюжета. Время действия немного позже, антураж похожий, хотя, конечно, история более простая и камерная, но зато и более веселая, с элементами комедии.
Драки и поединки хорошо поставлены. Приключения увлекательны. Любовь, дружба и благородство побеждают. То что надо для приятного вечернего отдыха. Конечно, если подумать, не очень убедительно, что девушка у которой как-никак убили отца, так легко полюбит его убийцу. С другой стороны, что мы знаем о мышлении турецких девушек XVI в.? Может для них было в порядке вещей, что папа при смерти завещает тебя в числе списка драгоценностей своему победителю? Не старый, не косой, не кривой и то ладно.
Кстати, монотонное чтение мусульманским кади списка завещаемого имущества для меня наиболее забавный момент картины: " 131 - золотая шкатулка, 132 - бокал червонного золота с камнями, 133 - трубка бирюзовая. Ну, складывайте все обратно в сундук. Пусть войдут девушка и служанка. 134 - одна служанка по имени Айша тринадцати лет (открывает лицо) и, наконец, Душмата - цветок драгоценный нашего дорогого Оглу-аги (открывает лицо)". Надо было добавить - № 135, но, видимо, из уважения к роду аги кади пропустил нумерацию завещанного предмета.
Сюжет фильма также проходится по теме разорения страны сборщиками налогов в пользу королевского дома Габсбургов. Испанские и валлонские наемники, осуществляющие эту функцию, ведут себя в Венгрии как разбойники и попросту грабят ради собственного обогащения под видом налогов и конфискаций, не гнушаясь использовать политические обвинения. С ними-то и воюют главные герои после исполнения Бабочаи мести за отца.
В ролях: Ференц Бешшеньеи (капитан Чомаи), Клари Тольнаи (Шара Бабочаи), Петер Бенке (Ласло Бабочаи), Адам Сиртеш (Марко Богич), Дьюла Бенке (Гаспар Бабочаи), Терез Вархедьи (Душмата), Аги Сиртеш (Айша), Габор Мади Сабо (капитан Калес) и другие.
"За мной, канальи!", ГДР, 1964 г.
Итак, из Венгрии мы переносимся в Германию, из XVI в. в 1730 г. Страна представляет собой раздробленное государство. Наиболее сильным является милитаристское королевство Пруссия, не брезгующее насильно вербовать солдат для своей армии. Так, например, десять лет спустя временно попал в прусскую королевскую кавалерию учившийся в Германии студент Михаил Ломоносов, пока не сбежал с места службы, но вернемся к сюжету фильма.
Мультипликация в титрах намекает на то, что нам покажут нечто веселое.
В один прекрасный летний день прусский лейтенант барон фон Юббенау выезжает верхом из замка и, в сопровождении капрала и солдат, мчится в соседнее королевство Ганновер хватать зазевавшихся крестьянских парней и верстать их в новобранцы. Военные заранее ухохатываются над сельскими увальнями.
В ближайшей деревеньке лейтенант видит здоровяка призывного возраста по имени Александр и начинает за ним гоняться по сельхозпостройкам. В результате местные во главе с Александром, вооружившись крестьянским инвентарем, связывают барона, чтобы сдать законникам. За задержание офицера соседнего государства, занимающегося незаконной вербовкой, городской суд обязан выплатить 30 талеров.
Невезучего лейтенанта, привязанного к слеге, подобно пойманному медведю, волокут в суд и свидетельствуют, что он насильно вербовал в рекруты Александра. Молодому человеку выплачивают положенные деньги, а пруссака ожидает виселица, но Александр считает, что на ситуации можно еще нажиться, или хоть повеселиться, если не выгорит.
По закону сдать юношу в солдаты имеет право родной отец. Александр, сговорившись с бойкой пышечкой Марианной, проталкивает на суде версию о том, что он - плод греха молодости ее и подсудимого барона фон Юббенау.
Лейтенант, признав Александра сыном, получает возможность отвертеться от виселицы, и, конечно, не может не воспользоваться лазейкой в законодательстве, но как же ему противно изображать родительские чувства к этой каналье, зная, что присутствующие понимают как обстоит дело и потешаются над ним! Все и веселятся от души, кроме одного дедушки, который все требует: "Повесить!".
Надо сказать, что "каналья" - любимое словечко барона фон Юббенау, которое Александр, как любящий сын, переймет у фиктивного папаши. Лейтенанта задерживают на сутки, для оформления разных документов, а Александр в сопровождении судейского чиновника отправляется в Пруссию для знакомства с новообретенной семьей.
Фильм по мотивам романа Иоахима Купша "Дерзость в летний вечер". Текста в сети нет, поэтому о книге опять ничего сказать не могу. Может в ней объясняются некоторые моменты, которые в картине очень уж нелогичны. Например, совершенно непонятно с чего главный герой забрался в дом, где случайно подслушал переговоры придворных казнокрадов и сумел стащить обличительный документ, что проторило ему дорогу в высшее общество.
Фильм веселый, живой, динамичный, местами очень забавный, но логические дыры и допуски иногда чересчур зашкаливают даже для легкой комедии из старинных времен. Сюжет "Трех мушкетеров" на его фоне выглядит логичным и достоверным.
Манфред Круг, немецкий актер театра и кино, джазовый певец и литератор, исполняющий роль главного героя и являющийся одним из сценаристов, замечательно крут в этом фильме, когда дерется, лазит по стенам, скачет верхом, удирая от врагов или гонясь за ними. Персонаж у него, прямо скажем, не рыцарь без страха и упрека, а натуральный авантюрист, только очень обаятельный.
Нельзя также не отметить замечательную старшую баронессу фон Юббенау, глуховатую старуху, регулярно прикладывающуюся к бутылке, в исполнении Хельги Геринг и Хельмута Бруххаузена в роли Папе, тугодумного слуги в доме барона.
В остальных ролях: Моника Войтович (Ульрика), Фред Дюрен (лейтенант фон Юббенау), Марианна Вюншер (Марианна), Марион ван де Камп (княгиня Денхофф), Эрик С. Кляйн (король) и другие актеры.
На этом мой сегодняшний обзор закончен, надеюсь, эти фильмы заинтересуют и развеселят вас! Предыдущий обзор на тему приключенческого кино можно найти по ссылке: