Найти в Дзене

Матильда и её воспоминания. 7. Эмиграция

Мне Матильда представляется на редкость обстоятельным человеком и моё впечатление подтверждается тем, что во Франции, в местечке Кап-д’Ай, а это Лазурный берег, у неё была вилла.

Вилла появилась благодаря тому что понравилось место и Матильда любила чувствовать себя уютно, а отели не всегда были удобны.

А теперь, в эмиграции у неё, вернее у них, у Великого князя и их сына, был свой дом, согласитесь, приятно.

На тот момент Матильде было 48 лет.

В 1921 году случилось важное событие - Матильда и Великий князь Андрей Владимирович Романов поженились.

Несмотря на то что абсолютно всё рухнуло, я про Романовых, брак состоялся после смерти Великой княгини, думаю, что она смирилась с присутствием Матильды, сын Вова, опять же, а вот официальный брак не одобрила бы.

Думаю, что брак был исполнением мечты. Или не мечты. Что-то другое. Например, всю жизнь была рядом с семьей Романовых, имела близкие отношения и всё-таки была какой-то не такой, второсортной. Хотелось занять подобающее место.

Вот что пишет Матильда в предисловии воспоминаний о Великой княгине Марии Павловне:

Когда я их закончила, Великая Княгиня Мария Павловна, сестра Великого Князя Дмитрия Павловича, которой я о них поведала, взяла их на прочтение. Она ими заинтересовалась и предложила заняться их изданием и переводом на английский язык, которым она владела в совершенстве. Она также выразила желание написать предисловие в доказательство своей дружбы ко мне и чтобы подчеркнуть, как она говорила, что в семье меня не считают чужой.

Да, столько лет рядом с семьей и наконец-то - чужой не считают. Впрочем, это её выбор.

Глава о жизни в эмиграции довольно четко поделена на две части – одна об обществе, о людях, с которыми встречалась Матильда в тот период жизни и о деньгах, которые нужно было добывать.

Ну, что касается общества, то тут всё понятно – встречи, приемы, обеды, похоже на дореволюционную жизнь. Такой период восстановления после бега от большевиков.

А что касается денег, то надежда была скорее на неё.

Рассчитывать было больше не на что, и я решила открыть в Париже студию танцев, чтобы попытаться этим способом обеспечить нам всем кусок хлеба. Что я умела хорошо танцевать, я знала, но сумею ли я преподавать танцы другим, я совершенно не знала и даже несколько сомневалась в этом. Но выбора не было, надо было на это решиться.

И она на это решилась. Был найден дом в Париже, сделаны какие-то переделки и Матильда с князем перебралась в Париж.

Вы знаете, эта глава закончена очень странным высказыванием, я бы сказала, такой ответ злопыхателям:

По поводу моего переезда в Париж многие со злорадством утверждали, что я проиграла в Монте-Карло все свое состояние. Одно верно, и я это не отрицаю, я всю жизнь любила играть, но никогда не играла крупно, в особенности в казино, даже и ранее, когда я обладала средствами и могла себе это позволить. Как все игроки, я проиграла, но это были сравнительно пустяки и далеко не те миллионы, как хотели утверждать и каких у меня и не было.

Интересных женщин всегда обсуждают).

Посмотрим на казино Моне-Карло тех лет?

Началась жизнь в Париже...

И дальше была балетная студия и погружение в балетный же мир, но не в России.

-3

И вот уже Матильда в своих воспоминаниях приводит выдержки из статей про свою балетную школу.

Помимо балетной школы были встречи с С. Дягилевым, М.Фокиным, А.Павловой, С. Лифарем. И как всегда у артистов – кто-то что-то сказал, непонимание, обиды.

Фотографий Кшесинской того периода так мало, что решила разместить и фотографии Анны Павловой, и Сергея Лифаря.

Серж Лифарь, из Киева:

Матильда была задета некоторыми моментами книги С. Лифаря «История Русского балета», и ответила ему в воспоминаниях:

В двух местах делаются намеки, что Павлова и Карсавина угрожали меня затмить или заменить, когда они начинали свою карьеру. Никто – ни Павлова, ни Карсавина, ни другая артистка меня не затмили, не заменили за всю мою артистическую карьеру. Каждая шла своей дорогой, никто друг другу не мешал.

Я совсем не разбираюсь в балете, но с Матильдой тут соглашусь. И танцевать-то начал практически взрослым, что он знал про людей, которые поколениями служили в российских императорских театрах?

Но, конечно, С. Лифарь, человек оставивший свой след в искусстве и бог ему судья.

В этой главе Матильда много пишет про балет в то время во Франции, в Англии, про балетные труппы, школы, сравнивает, делает выводы.

Тем временем у Матильды начались проблемы со здоровьем – сильно болела нога, что мешало ей преподавать в только что открытой балетной школе, и ставило под угрозу заработок.

И тут опять она проявила себя стойким бойцом – несмотря на рекомендации прекратить занятия в школе и ограничить движение, она нашла врача который наоборот порекомендовал разрабатывать ногу, и последовав совету, превозмогая боль, добилась восстановления:

Я настолько оправилась, что через шесть лет, в 1936 году, выступала в Лондоне в Ковент-Гардене и танцевала свой русский танец с большим успехом.
Не уверена, но тем не менее - подпись под фотографией свидетельствует, что в то время она уже была замужем за великиим князем.
Не уверена, но тем не менее - подпись под фотографией свидетельствует, что в то время она уже была замужем за великиим князем.

В 1936 ей было 64 года. Вот так. Из балерин Императорского театра вполне было можно делать гвозди...