Советская и российская актриса театра и кино Вера Ивлева не получила той широкой известности, которая позволила бы ей войти в число легенд отечественного кинематографа. Однако её образы в таких фильмах, как «12 стульев», «Опасно для жизни!», «За спичками» и «Мама», оставили яркий след в сердцах зрителей.
Её героини отличались нестандартностью, живостью и искрометным озорством, что сделало их особенно запоминающимися. Эти роли принесли актрисе популярность, но, увы, не стали залогом личного счастья…
Судьба Веры Ивлевой была омрачена чередой трагических событий, словно рок неотступно следовал за ней, не оставляя шансов на светлую и безмятежную жизнь.
В январе 1999 года в отделение милиции в Химках поступило заявление о пропаже человека. Дежурный сотрудник, взглянув на фотографию исчезнувшей женщины, сразу узнал её лицо. Оно показалось ему знакомым, и вскоре он вспомнил, что видел её в известном фильме «Двенадцать стульев», хотя имя актрисы не сразу пришло на ум.
В культовой экранизации Марка Захарова Вера Ивлева исполнила роль Фимы Собак - подруги Эллы-людоедки. Её героиня запомнилась зрителям своей колоритной внешностью и неизменной папиросой в зубах.
Детские годы будущей актрисы
Вера Ивлева (в девичестве — Кислаева) родилась в 1943 году в поселке Раменье под Москвой. Её семья была многодетной и жила скромно: отец трудился сапожником, а мать работала продавщицей в местном магазине.
У Веры были старшие брат и сестра — Сергей и Тамара, а также брат-близнец Александр. Именно с последним у неё сложилась особенно крепкая и доверительная связь, которая сохранялась на протяжении всей жизни.
В учёбе Вера всегда показывала отличные результаты, оставаясь одной из лучших учениц в классе. Помимо этого, ещё в школьные годы она активно помогала родителям в хозяйстве — ухаживала за домашними животными и даже сама доила корову. Однако в душе девочка грезила совсем иной судьбой — она мечтала стать артисткой.
Творческий талант проявился рано: вместе с братом Сашей Вера с энтузиазмом участвовала в школьных постановках. Оба отличались харизмой и серьёзным отношением к сценическому искусству. Однако окружающие не воспринимали их увлечение всерьёз. Когда брат и сестра решили поступать в московский театральный институт, это вызвало у взрослых скорее недоумение, чем поддержку.
Отсутствие поддержки со стороны родственников не сломило решимости молодых людей. Брат и сестра отправились в столицу, чтобы попытаться поступить в театральное училище имени М. С. Щепкина. Однако их мечтам не суждено было сбыться — комиссия не приняла их, и экзамен оказался провален.
Для Александра этот неудачный опыт стал тяжёлым ударом. Он не смог справиться с разочарованием и отказался от дальнейших попыток построить актерскую карьеру. Это решение предопределило его дальнейшую судьбу. В возрасте 31 года он трагически скончался, что стало огромной потерей для Веры, оставив в её душе глубокую рану.
Вера осталась в Москве, временно устроившись работать телефонисткой. Однако мысль о сцене не покидала её, и спустя год она снова попробовала поступить в театральное училище. Но и в этот раз удача обошла её стороной. Тем не менее, девушка не собиралась сдаваться — её настойчивость оказалась сильнее неудач. С третьей попытки она наконец смогла преодолеть конкурсные испытания и стать студенткой.
С самого начала Вере давали понять, что её простая, крестьянская внешность вряд ли позволит ей играть героинь драм и романтических фильмов. Однако она не позволила этим словам сломить себя. Игнорируя жесткую критику , Вера не дала комплексам одержать верх и была готова воспользоваться любой возможностью, чтобы доказать свою состоятельность в профессии.
Актриса эпизодических ролей
Во время учёбы Вера Ивлева зарекомендовала себя как яркая и талантливая актриса. Её однокурсники вспоминали, что на экзаменационных показах, особенно в комедийных постановках, она неизменно собирала полные залы.
В 1967 году Вера с отличием окончила театральное училище, после чего начался ее путь на профессиональной сцене . Первые шаги в профессии она сделала в Московском областном театре имени А. Н. Островского и Театре миниатюр.
Чуть позже Ивлева стала актрисой «Ленкома», где проработала вплоть до 1995 года.
Впервые на экране она появилась в 22 года. Однако её роли были, как правило, эпизодическими, и порой её имя даже не указывали в титрах.
Спустя год Вера получила небольшую, но запоминающуюся роль в фильме «Сказка о царе Салтане» Александра Птушко. Хотя её персонаж — Ткачиха — появился в кадре лишь эпизодически, выразительная игра актрисы сделала этот образ ярким и запоминающимся для зрителей.
Однако ради карьеры Вере пришлось пойти на личные жертвы. Её супруг, офицер Дмитрий Ивлев, настаивал, чтобы жена оставила работу и занялась ведением домашнего хозяйства. На тот момент у них уже была дочь Ольга, но Вера выбрала кино. Этот выбор стоил ей брака.
Актриса прекрасно осознавала, что её внешность не соответствовала общепринятым стандартам красоты, из-за чего рассчитывать на главные роли было сложно. Однако она не стремилась к ним. Вместо этого Вера нашла своё призвание в характерных и второстепенных образах, предпочитая быть надежной актрисой второго плана , нежели тщетно бороться за признание в амплуа героини.
Вера Ивлева была скромной и нерешительной в профессии, не стремилась привлекать внимание к своей персоне и редко отстаивала своё мнение на пробах. Эти качества, которые могли бы стать достоинством в жизни, сыграли против нее в актёрской карьере — главных ролей она так и не получила. Вместо этого ей доставались второстепенные образы: соседок, служанок, тетушек. Однако даже в небольших эпизодах её игра была по-настоящему выразительной, запоминаясь зрителям.
Однажды, в середине 1970-х, в её квартиру постучали две женщины, представившиеся ассистентками Эльдара Рязанова. Они предложили актрисе роль в новой картине знаменитого режиссёра.
Но в тот момент Вера была погружена в домашние дела. Скромная обстановка её квартиры не позволяла пригласить незнакомых гостей, а характерная для нее сдержанность помешала ей завести разговор. В результате актриса вежливо отказалась от обсуждения предложения. Женщины ушли, а вместе с ними исчез и шанс сыграть в «Иронии судьбы» - фильме, который позже стал культовым.
Несостоявшаяся личная жизнь
В конце 1970-х, пережив неудачный брак, Вера Ивлева познакомилась с талантливым художником-гримёром Наумом Маркзицером. Их отношения продлились семь лет, наполненных теплом и взаимной поддержкой, пусть и без официального брака.
Стремясь быть рядом с любимой, Наум переехал в квартиру неподалёку от театра, где работала Вера. Вскоре она вместе с дочерью Олей последовала за ним. Заботливый и внимательный, Маркзицер окружил их заботой, и со временем Оля стала воспринимать его как отца.
Рядом с Наумом Вера чувствовала себя спокойно и уверенно, но их идиллия оказалась недолговечной. Спустя несколько лет мужчина принял решение эмигрировать в США. Он предложил Вере и её дочери последовать за ним, но актриса отказалась. Её сердце принадлежало театру, и она не смогла оставить сцену ради новой жизни за океаном.
Позднее дочь Веры Ивлевой вспоминала, что её мать, несмотря на любовь к Науму, в какой-то момент поссорилась с ним и ушла. Однако гордость не позволила ей вернуться, и со временем это решение стало одним из тех, о которых она сожалела.
Третьим важным мужчиной в жизни актрисы стал Яков Левитан — потомок легендарного советского диктора. Однако его жизнь омрачала алкогольная зависимость. После распада Советского Союза его пристрастие к спиртному только усилилось, и это сделало совместную жизнь невозможной. Вера долго пыталась бороться за отношения, но в итоге, пережив новые мучительные разочарования, приняла решение расстаться с ним.
Настиг злой рок
Когда дочь Веры Ивлевой повзрослела и вышла замуж, их отношения начали ухудшаться. Между ними часто возникали конфликты, и со временем взаимопонимание становилось всё сложнее.
Ситуация усугубилась в 1996 году, когда Вера попала в серьёзное ДТП — её сбил автомобиль. С тяжёлыми травмами и ушибом головы актрису доставили в больницу.
Позднее следователи, расследовавшие загадочную смерть Ивлевой в 1999 году, предположили, что она вновь могла стать жертвой наезда. Однако точные обстоятельства её гибели так и остались тайной…
Тогда, 8 января, на следующий день после Рождества, Вера Ивлева собиралась навестить сестру. Однако домой она так и не вернулась.
Начались поиски. Актрису искали в больницах и моргах, расспрашивали родных, друзей и знакомых, но никаких следов не было. Известно, что она покинула дом сестры, проживавшей в Химках, около 11 вечера. Расстояние до её собственной квартиры было небольшим, и обычно она добиралась быстро.
Обеспокоенные дочь и зять подали заявление в полицию о пропаже Веры Ивлевой, но её местонахождение долгое время оставалось загадкой.
Спустя два месяца, в марте, когда снег начал таять, в районе Бутаковского залива было обнаружено изувеченное тело. Останки оказалось трудно опознать, что ещё больше осложнило расследование.
Полная картина произошедшего в ту роковую ночь так и не была установлена. Судмедэксперты предположили, что смертельные травмы могли быть получены в результате дорожно-транспортного происшествия.
Следствие рассматривало версию, что Веру Ивлеву могли сбить на автомобиле, а испугавшийся ответственности водитель, скрыв преступление, перевез тело в другое место и спрятал под снегом. Однако личность виновника так и не была установлена, а обстоятельства ее гибели остались загадкой.