Глядя на нынешних подростков, часто думаю:
А у нас так непринято было.
Или так:
Мы в их годы считали это неправильным, осуждали подобное.
Это я про отсутствие духа товарищества, про "сам погибай, а товарища выручай".
Может высокопарно звучит, но именно так (по крайней мере в моем старшем детстве) и было. Даже цитата из Тараса Бульбы вспомнилась:
Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Этот монолог читал пару лет назад мой ученик, прекрасный парень, хорошо читал. А вот в его классе товарищества не наблюдалось совершенно. Были у них два закадычных друга, скажем, Ваня и Петя, так вот в их отсутствие, одноклассники их некрасиво шутили про их ориентацию. С чего вот? Я так и не могла понять, у обоих отношения с девочками имелись. А девчонки в этом классе тоже подружками вроде бы казались, но стоит одной на больничный уйти - нет дружбы, даже не интересовались временно выбывшей единицей.
-Ребята, как Катя? Как ее здоровье? Когда выйдет?
-А мы не знаем.
Они даже не звонили ей, не писали. Ну нет - и нет.
Мне странно это, мы своих даже навещали, домашку носили, мандаринки.
И сдать товарища тоже вполне нормально у них:
Да Пашка всю дорогу списывает, а вы и не знаете.
Я может и догадывалась по какой причине у Пашки домашние идеально, а в классе - еле мычит. Но зачем вы его учителю так сливаете?
И не помогают друг другу даже в мелочах. Приходят две девочки и мальчик после уроков в кабинет, одна из них дежурная, двое остальных просто ждут, домой идти по пути. Девочка поднимает стулья, подметает, меняет воду, а друзья сидят. Я спрашиваю:
-А вы чего не помогаете? Быстрее будет. Ведь все равно ждете ее.
-Она дежурная, пусть сама и убирается, мы просто посидим.
Мне опять странно.
И неплохие они, просто ДРУГИЕ.
Пример с сыном.
Приехал он на каникулы, много разговаривали. Я так им горжусь! Учится хорошо, умеренно занимается спортом, на гитаре играет, рисует. А уж что читает, диву даюсь: Гюго, Фицджеральд, Брэдбери, Сэлинджер, Хаксли и пр. Всю иностранную классику почти освоил. Русское тоже читал, конечно, там из школьной программы. Не просто в кратком изложении, чтобы сочинение написать, а именно читал, а кое-что еще потом перечитывал. Короче, это я к чему, парень у меня вырос стоящий. А вот суждения и поступки его меня порой в тупик ставят, я даже не знаю, как реагировать. Ну говорю ему правду:
-Сын, а это не слишком? Ты в какие-то крайности бросаешься. Юношеский максимализм?
-Может и так, только я считаю это рациональностью и справедливостью. Каждый отвечает за себя и свою жизнь сам. Накосячил? Вот и отвечай сам. Помогать не надо, пусть учится на ошибках.
-Пожалуй, что так. Но ведь элементарное чувство эмпатии заставляет нас протянуть руку даже тому, кто оступился. Ты не протянешь?
-Нет. Вернее, протяну тому, кто попал в ситуацию не по своей вине. Если сам натворил - сам и разгребать должен.
Я напоминаю происшествие годичной давности, когда натворил он сам. Мы ему тогда помогли, даже не ругали, видели, что очень сожалеет, переживает. Сын отвечает, что родители - это другое. А друзья-приятели сами хозяева своей жизни.
И вроде бы все логично, но мне как-то ... щекотно на душе что ли.
Вот последняя ситуация, которая во мне неоднозначные чувства вызывает.
Студенты многие относятся к учебе легкомысленно, пары пропускают, на лекциях спят, просто писать лень. Это нормально. Но сын принадлежит к другой, немалочисленной части, он все посещает, все слушает, все конспектирует и потом еще свои записи набирает на ноутбуке. Говорит, пока набирает, уже все запоминает, а материал в формате doc потом удобнее найти и повторить. Вот раз его друг попросил такой материал, потом другой, потом однокурсники стали тоже, уже все привыкли, что у него всегда все есть.
И он замутил малый бизнес: создал группу, туда скидывал все, а народ спонсорский взнос платит за пользование. Сумма символическая, но, как он выражается, на пирожок хватает.
Тут у меня протест возник:
-Наживаться на своих?
-Они мне не свои. Они такие же студетны, как и я. Если кто-то спит до обеда, пока я на парах конспектирую, а потом еще печатаю до ночи, то этот кто-то в виде doc файла покупает свое время. А мне платит за мое. И если всем бесплатно давать, то и ценить не будут, обнаглеют. Я ведь не сразу стал деньги брать, поначалу бескорыстно выкладывал, а потом...
И рассказывает следующее.
Есть у них девушка на курсе, такая вся деловая, из очень обеспеченной семьи, несколько заносчивая. Она тоже в группе состояла, материалами пользовалась (тогда еще бесплатно), а потом нахамила даже без повода, просто такова ее привычная манера общаться. Админ (сын) предупредил ее, а та в ответ в многократном объеме снова. Поругались, он ее из группы выкинул. Через какое-то время девушка поняла, что ей так жить тяжелее существенно, т.к. никто из группы ей материалы давать не хотел, ибо админ запретил под страхом того же удаления. Встретившись оффлайн в ВУЗе, хамоватая пострадавшая стала напирать, мол, ты такой-сякой, нельзя же так круто из-за одного случая. И даже извинилась потом, уже иным тоном просилась обратно. А он ни в какую.
Тут я не выдержала:
-Сынок, ну надо же уметь прощать! Она сделала выводы! Тебе не жалко девочку?
-Чего ее жалеть? Нужно головой думать было. И хамить не надо не только по телефону (Булгаков), а вообще никак.
С этого момента он ввел небольшую плату, членский взнос, так сказать. И правила пользования материалами, вообще общения в группе опубликовал, все под этой резолюцией подписались лайком.
Я спрашиваю:
-А Егор (лучший друг)? Тоже платит?
-Конечно. Там все в равных условиях.
-Но это же друг!!! Вы вместе и отдыхать ездили, и на хоккей, и на концерты, и в театр. И часто за его счет ведь.
Про "его счет" объясняю. У Егора семья тоже непростая, вроде как у девушки той хамоватой. Есть возможность у Егора бесплатно много что посещать, да еще и друга с собой брать, там связи решают. Родители друга нашего сына принимают, как родного, говорят, что он влияет хорошо. Так и есть, Егор несколько несобранный, с ленцой, может забыть или забить. А наш его чуть ли не за руку тянет, ругает за косяки и нудит, как старший брат (хотя они одногодки). Мы с папой этой дружбе тоже рады, и не только из-за возможностей, которые на нашего парня вдруг обрушились. Хорошая семья там, круг общения совершенно другой, сам Егор тоже очень нам нравится.
-Поэтому, как мне кажется, с Егора взнос порядочнее было бы не брать.
-Мама, при чем здесь порядочность и дружба? Это другая плоскость. Если у тебя магазин, то другу товары бесплатно будешь отдавать что ли? Я, как друг, ему естественно помогаю. Но это вне группы и ее правил.
Он пошел по своим делам, а я осталась в раздумьях. Может мы черствого и расчетливого человека вырастили? Непонимающего про дух товарищества?
Стала вспоминать его друзей и поступки. Ну вот совсем другой поступок:
Он же бескорыстно здесь вмешался, не остался равнодушным.
И как-то еще в 9 классе его друга преследовал один придурок, считавший себя "пацаном", а того - "чушпаном", а наш ничего не рассказывал, но взяв перцовый балончик, отправился в одиночку заступаться. Итог был невыигрышный: ему надавали, другу этим же балончиком набрызгали, полный провал. Мы узнали об этом постфактум, а хулиган к тому времени куда-то делся из городка, может посадили.
Здесь самое настоящее товарищество. А сейчас? Даже не знаю.
Из комнаты он одного неряху безжалостно выселил, договорился со старостой. Переселили в плохие условия, хотя тот просил шанс, обещал исправиться, но сын решения не поменял, и других убедил.
Может в будущем враче должно быть больше человеколюбия?
Или это нормально? Поколение просто другое?
А может просто у нас порядочность граничила с жертвенностью? Моя бабушка всем помогала в ущерб себе. Люди до сих пор ее добром вспоминают. Но если вспомнить сколько раз ее обманывали и предавали...
Как вы думаете, крепче ли раньше был дух товарищества? Эмпатичнее люди?
Благодарю за ваше мнение.