Режиссер - Евгений Цыганов.
Продюсер - Максим Левченко.
Художник-постановщик - Мария Мелешко.
Идея поставить спектакль по пьесе «Мрамор» возникла у Евгения Цыганова. Премьера прошла в музее-квартире «Полторы комнаты» 28 января, в день памяти поэта.
В день премьеры спектакль посмотрело 5 тысяч человек. Сейчас, думаю, еще больше. И это прекрасно, так как пьеса поднимает важные вопросы: взаимоотношение с властью, коммуникации между людьми, смысла жизни и свободы.
«Мрамор» - пьеса абсурдистская. В ней два главных героя - патриций Туллий (Евгений Цыганов) и плебей Публий (Денис Самойлов). Действие происходит во 2 веке нашей эры, но герои упоминают компьютеры, знают, что за ними следят камеры наблюдения. По сути же, они находятся вне времени и пространства. Они обречены на пожизненное заключение в башне, потому что попали случайно в 3 процента людей, которые должны сидеть для поддержания вертикали власти. Таков закон императора Тиберия. Уже это абсурдно. Герои ведут бесконечный диалог на разные темы, но, на самом деле, медленно сходят с ума.
Действие спектакля происходит в пространстве, где жила семья Иосифа Бродского. В двух комнатах стоят железные кровати, между ними грязная ванна и белые грязные занавески. Есть еще круглый лифт в форме стола с крышкой, возвышающийся над полом, через который наверх поступает еда и то, что запрашивают заключенные по телефону.
Заточение в башне - это условность. Иосиф Бродский в иносказательной форме говорит о том, что в современном мире человек живет бессмысленной жизнью. Он придумывает себе опоры, которые должны его спасти, но они тоже оказываются тупиком.
Для Туллия идеей фикса становится Империя, воплощением которой является башня с километр высотой. Там расположены тюрьма, ресторан и телебашня - зоны существования современного человек.
Патриций говорит с величием и достоинством, постоянно унижая варвара Публия. На самом деле, в в его разглагольствованиях сквозит отказ от жизни. В жертву Империи он приносит человека, провозглашая: «Не тога для человека, а человек для тоги». Поэтому он презирает варваров и Публия, который, в отличие от Туллия, хочет жить, наслаждаясь едой, сексом и простыми развлечениями. Патриций все время говорит про время, с которым надо слиться, чтобы времени не было. Говорит про пространство, которое является тупиком, ничего не означающим.
И человек от человека, по его теории, ничем не отличается, только сантиметрами в пространстве. По мысли Туллия, пространство выталкивает человека в Башню. Только идея Империи придает жизни человека смысл. Он договорится до слов, что и человек - это тупик. Неужели это он вычитал у классиков?
Оппонентом Туллия в пьесе является Публий. Несмотря на то, что плебей любит жизнь, он тоже живет бессмысленно. Захотел пирожное - канарейку оставил без еды. Она же тварь, по его словам. Публий назвал сына Октавианом на всякий случай. Донести может и доносит претору, что Туллий сбежал. У него нет никаких принципов. Его жизнь основана на инстинктах.
Но в том то и дело, что оппоненты только кажутся оппонентами. И Туллий, и Публий отрицают природу. Канарейка им не нужна. Ее роль в спектакле жалкая и одинокая. Птица олицетворяет природу. Ее играет актер Вася Михайлов. Он поет песни об одиночестве с неутолимой грустью в глазах.
Прогулка, классики, фехтование, разговоры - все приелось. Даже свобода не нужна. Поэтому после первой попытки самоубийства, которая не удается по странному стечению обстоятельств, Туллий возвращается в камеру. Единственное, что у него есть в мире - это Публий, с которым он связан абьюзивными созависимыми отношениями.
Но и к друг другу Публий и Туллий не испытывают глубокой симпатии. Их разговоры - сплошная череда обзывательств и унижений, причем Туллий настаивает на своем интеллектуальном превосходстве, а оно оказывается пшиком.
Глубоко они не связаны ни с чем. Не говорят о своих семьях, о прошлом. Они сомневаются в собственном существовании. Публий даже расковыривает свою рану, чтобы убедиться, что он живой. Герои абсолютно одиноки. Горестно звучит монолог Туллия об одиночестве перед окном, за которым идет дождь.
Защищая идею Империи, Туллий приходит к идее самоуничтожения, потому что невозможно жить в мире бесконечного повторения. Это проклятие. Римлянин называет их жизнь оазисом ужаса в пустыней скуки. Герои не могут ничего выбирать, из новизны только меню, которое тоже выбирает компьютер. Герои постепенно сходят с ума. В конце интеллектуал Туллий даже не может посчитать количество таблеток, которые ему нужно выпить, путается в расчетах. Его сон похож на смерть. Он лежит на полу в обнимку с Овидием и Горацием, которые в спектакле заменены бюстами Пушкина и Бродского.
Название «Мрамор» тоже очень символично и двояко. Классики из мрамора могут быть просто камнем, каким они и являются для Публия. Тяжестью неподъемной. Он заказывает Горация, даже цитирует его, но от нечего делать.
С другой стороны, мрамор, как символ вечности, обозначает вечную жизнь книги. Это спасение, это тот выход, который умом Туллий понимает, потому что любит классиков, но странным образом за опору их не считает. Или родиться классиком, а, если не дано, то и жизнь не имеет смысла. Но для Иосифа Бродского книги и слово - это спасение, потому что в текстах поэтов и писателей есть смыслы. Много смыслов. Это пространство настоящей жизни.
Блестящая идея с камерами: они смотрят на нас!
P.S. После спектакля в музее «Полторы комнаты» состоялось обсуждение спектакля. Говорили о чем угодно, только не про смыслы. Один вопрос был даже о том, почему унитаз блистал белизной? Спросили и про птичку. Лучшего контекста не придумаешь.
P.S. Спектакль можно посмотреть на сайте «Прямая речь».