Сразу скажу, интриговать не буду: к идее фильма, её воплощению, ко всему, что касается "гражданской", так сказать, его составляющей, вопросов нет. Фильм отличный! Фильм, ну, очень даже нужный в наше время, когда многовековая дружба народов бывшего СССР, оболгана и поставлена под сомнение. Когда некогда братские народы, а такими они и были (!), братскими (!), натравливаются друг на друга, когда их пытаются сделать врагами...
А теперь ложка дёгтя.
Господа-товарищи, а нормального военного консультанта вы для своего фильма пригласить почему забыли? Мне, полковнику в отставке, было просто невмоготу смотреть на сцены боевых действий. Да, они не главные в этом фильме. Да что там говорить, в "Летят журавли" и "20 дней без войны", которые я считаю одними из лучших военных фильмов нашей страны, этих сцен вообще практически не было. Хотя эти фильмы о войне, вернее, о человеческих судьбах на войне. Как, впрочем и этот фильм. "Война и музыка". Он не о войне, он о людях на этой войне. И о музыке на этой войне. Тогда зачем вы эту самую войну снимаете так глупо?
Для чего нужен был этот "мясной" штурм немецких позиций, где геройски погиб Геворг, до войны бывший учителем в сельской школе? Я понимаю, что в первый год Великой Отечественной, когда отступать было уже некуда, когда не было нормального управления войсками, связи, не хватало танков, артиллерии, средств усиления, если говорить военным языком, при господстве немецкой авиации в воздухе, штыковые атаки на пулемёты противника были просто жестом отчаяния. Отчаяния и ожесточения. И такие эпизоды в фильме были тоже. И к ним тоже много вопросов именно с военной точки зрения. Хотя бы потому, что ни в одном из боестолкновений, ни одна из сторон не применяла гранаты. У наших их не было? А у немцев? Ладно, проехали.
Но тут-то наши войска уже в погонах! То есть, по крайней мере, 1943 год. И солдаты штурмуют немецкие позиции под огнём пулемётов, своими телами заваливая поле боя. Кругом наших бойцов разрывы вражеских снарядов...
А немецкая оборона как на картинке. Всё цело, ни одной воронки, из ДЗОТа ведётся пулемётный огонь, который буквально косит наших красноармейцев. То есть, артподготовки перед атакой не было? То есть, командиры послали своих бойцов на убой? То есть целеуказания по целям никто не проводил? Поддержки артиллерией не было? И это в 43-м году? Под трибунал таких командиров! Под трибунал.
Это вы зачем сняли? С какой целью? Показать, что героев армянского народа русские командиры гонят под пули? Или просто для антуража, чтобы оттенить совершённый героем подвиг?
Ещё один эпизод. Когда один из героев фильма, Арташес, отказывается расстреливать эсесовцев, до этого сжегших заживо в сарае жителей деревни, и взятых в плен в нашей форме. Он говорит командиру: "Согласно Венской конвенции их надо судить. Мы не фашисты. Я стрелять не буду". То есть, человек, знающий об этой конвенции, не знает того, что противник, переодетый в чужую форму, пленным не считается, а считается диверсантом, и подлежит расстрелу на поле боя? Вот зачем вообще этот эпизод был снят - мне непонятно.
А повестки, которые приносит почтальон? Приносит повестки на свадьбу и говорит, что началась война. Сначала повестки, а уже потом по радио сообщение Левитана: "Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны..." Быстро же военкомат подсуетился, накануне войны, получается. Мелочь, скажете? Нет, из таких мелочей и складывается доверие или недоверие к рассказанному.
Мы с женой давно ждали выхода этого фильма. И, когда он вышел на большой экран, сразу же пошли в кинотеатр. После кино, как водится, немного поспорили, но всё же сошлись во мнении, что пошли не зря и фильм стоит того.
Так смотреть, или нет фильм "Война и музыка"? После того, о чём я сейчас здесь рассказал? Однозначно, смотреть! Повторюсь, фильм очень нужный, очень человечный, очень лиричный, фильм о любви, как бы это не показалось странным, раз идёт речь о фильме про войну. Фильм о любви мужчины к женщине и о любви к Родине. Фильм, который рассказывает о том, как люди разных национальностей, плечом к плечу, защищали эту свою общую Родину. Тогда это был Советский Союз.
Смотреть, да, но не зацикливаться на этих самых ляпах, которые хоть и снижают ценность снятого Сариком Андреасяном, но не уменьшают главного посыла фильма - Родина, это прежде всего. И как бы она не называлась, СССР, или Россия - это Родина, которую надо защищать и беречь. Как надо защищать и беречь ту дружбу народов, которая была во время Великой Отечественной войны. Ведь была же? Была.
А Сарику я всё же дал бы совет от полковника в отставке и, уже после отставки, члена союза писателей России: снимая фильмы о войне, приглашайте в качестве консультантов кадровых военных и знающих военных историков. Как-то в списке тех, кто работал над фильмом, я их не увидел. А если они всё же были...
Жаль, что он этого совета не увидит и не услышит, но я всё же его дам. Понимаю, что непрошенные советы могут привести и к нежелательным посылам по известному адресу, но всё же, не удержусь.