Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

ПРИНЦЕССА-ОБОЛЬСТИТЕЛЬНИЦА: НИКОЛАЙ РУМЯНЦЕВ И ЖЕНА ПАВЛА I

Оглавление

Николай Петрович Румянцев (1754–1826) был сыном знаменитого полководца Румянцева-Задунайского. Тот в восемнадцать лет уже командовал полком, а в тридцать с небольшим стал генералом.

П.А. Румянцев-Задунайский
П.А. Румянцев-Задунайский

Николаю Петровичу до отца было далеко. Можно сказать, что в первые сорок лет своей жизни он в карьерном смысле топтался на месте. Зато после сорока Николай Петрович становится одним из самых влиятельных государственных мужей Российской империи.

Николай Петрович Румянцев
Николай Петрович Румянцев

Что же способствовало его взлёту? Сначала – восшествие на престол Павла I, с которым Румянцев был дружен с юности. Но Павел сидел на троне недолго. Прочное возвышение Н.П. Румянцева началось уже при Александре I.

И, похоже, оно было следствием поддержки со стороны вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (1759–1828).

Когда-то молодой Николай Румянцев служил камер-юнкером при дворе наследника престола Павла Петровича и его юной (второй по счёту) супруги Марии.

Высокого для женщины роста, с безупречно правильными и нежными чертами лица она, казалось была создана, чтобы кружить головы мужчинам.

Даже свекровь, Екатерина II, восхищалась её красотой. Но ценил ли в достаточной степени свою прекрасную супругу молодой муж?

Великая княгиня Мария Фёдоровна
Великая княгиня Мария Фёдоровна

Во всяком случае, вскоре, великая княгиня Мария Фёдоровна начала оказывать обаятельному камер-юнкеру Румянцеву особые знаки внимания. Он принимал их с благодарностью, но всегда был в высшей степени корректен по отношению к мужу своей обольстительницы. А тот считал Румянцева своим другом. Тем не менее Екатерина II, от греха подальше, отправила молодого Румянцева заграницу, сделав его своими представителем при немецких княжествах Нижнего Рейна. Он должен был иметь местопребывание во Франкфурте-на-Майне.

Характерно, что тотчас же Мария Фёдоровна начала готовить почву для того, чтобы с мужем тоже отправиться за рубежи Российской империи. Неожиданный подарок преподнесла свекровь. Она в это время налаживала отношения с Австрией. В 1780 году австрийский император Иосиф II инкогнито посетил Петербург. В ответ Екатерина II послала в Вену сына и сноху.

Под именами графини и графа Северных они в 1781 году выехали из России.

Посетив Вену, Италию, Париж, Брюссель, они через немецкие княжества вновь направились в столицу Австрийской империи.

Великий князь Павел Петрович и его молодая супруга
Великий князь Павел Петрович и его молодая супруга

Николай Петрович Румянцев выехал Марии и Павлу навстречу. Он сопровождал принца и принцессу в поездке через Спа в Аахен и Франкфурт и состоял при их высочествах во время их пребывания в этом городе. После же последовал за ними в Дармштадт и Штутгарт.

Увы, неизбежный для Марии час расставания всё же настал. Одно могло её утешить - Николай Румянцев не женился. Холостяком он остался до конца жизни: Мария Фёдоровна, конечно, ни с кем бы не пожелала его делить. Долгое время единственной отрадой великой княгини оставалась переписка с возлюбленным. Конечно принцесса соблюдала приличия, но скрыть своё отношение к Николаю Петровичу она не могла. Письма великой княгини к нему проникнуты той особой чувственностью, которую ни с чем не спутаешь.

Прошло несколько лет, и у Марии возник законный повод для общения с Румянцевым. Николаю Петровичу было поручено найти подходящих невест для подросших сыновей Марии Фёдоровны, Александра и Константина, что он и сделал. В 1793 году состоялось бракосочетание Александра Павловича. А осенью 1795 года в Санкт-Петербург прибыла невеста великого князя Константина. Тогда же в столицу вернулся и Николай Румянцев.

Через девять месяцев Мария родила сына и назвала его Николаем.

В ноябре 1796 года Екатерина II ушла из жизни. Императором стал Павел, а императрицей – Мария Фёдоровна. Сразу же Румянцев был произведён в гофмейстеры, а буквально через неделю его сделали обер-гофмейстером. Теперь, по должности им полученной, он обязан был постоянно находиться при Дворе. Нужно ли говорить, что новая царица этим была чрезвычайно довольна. Вскоре она вновь забеременела. В январе 1798 года у неё родился последний ребёнок – Михаил.

Павел I
Павел I

Тут пелена с глаз мужа упала. Павел приказал своему новому доверенному лицу, графу Ф.В. Ростопчину, объявить великих князей Николая и Михаила незаконнорожденными. Но этот благородный и разумный человек написал императору: «Вы властны приказывать, но я обязан Вам сказать, что, если это будет приведено в исполнение, в России не достанет грязи, чтобы скрыть под нею красноту щек ваших».

Государь приписал на этом письме «Вы ужасны, но справедливы».

  • Дело кончилось тем, что 6 сентября 1798 года граф Румянцев был уволен от должности обер-гофмейстера и получил приказание уехать в чужие края.

Вернулся он уже после дворцового переворота 1801 года и убийства заговорщиками Павла I. Благодаря покровительству вдовствующей императрицы Румянцев был назначен директором Департамента водяных коммуникаций, которые основательно улучшил. Он расчистил русла главных рек, вырыл каналы и создал водную систему от Волги до Онежского озера, получившую в честь Марии Фёдоровны название Мариинской.

-6

Николаю и Марии в это время было уже близко к пятидесяти. Характер их отношений постепенно менялся. Но неизменными оставались симпатия и уважение друг к другу. Поддержка Марии Фёдоровны позволила Николаю Петровичу максимально осуществить свои замыслы, заняв посты министра коммерции, председателя Государственного совета и Комитета министров.

Государственная деятельность Н.П. Румянцева требует отдельного обстоятельного описания. Здесь же только упомянем о его роли в организации первых русских кругосветных плаваний, становлении Русской Америки, об издании им на свои средства ценнейших исторических документов.

Увы не сохранились письма Румянцева к своей покровительнице. Личный архив государыни после её кончины был по завещанию уничтожен Николаем I.

Мария Фёдоровна ненадолго пережила Николая Петровича. Через год после его ухода из жизни (1826) она посетила его могилу в Гомеле (1827), а вскоре скончалась сама (1828).