Криминальная драма “Виктория” актёра Себастьяна Шиппера (Sebastian Schipper), ставшего режиссёром, была участницей Берлинского кинофестиваля-2015 и получила тогда три приза: Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения, от гильдии немецкого арт-хауса и от газеты Berliner Morgenpost.
Себастьян Шиппер, принимаясь за этот фильм, хотел создать такую историю, финал которой сложно предугадать: “Я хотел рассказать историю, которая излучает энергию. Некоторые фильмы, которые называют себя развлекательными, таковыми не являются, потому что через пять минут вы уже знаете, чем закончится фильм”.
На самом деле, у него получилось развлечь и заинтересовать. Это касается не только того, что трудно угадать развязку, но и с технической точки зрения – сцены сняты с одного дубля и без фильтров. На 2015 год это было огромным достижением. Этот фильм отвергли оргкомитеты Toronto Film Festival и Sundance, как раз потому, что не верили, что информация о съёмках одним дублем правдива.
Сюжет
Вероника (в исполнении Лайи Косты) переехала в Берлин из Мадрида три месяца назад. Она устроилась на работу в био-кафе Wilhelm & Medné (которое существует в Берлине на самом деле).
Она пытается начать новую жизнь, чтобы забыть себя прошлую, у кого не сложилась карьера пианистки. Днём Вероника работает, а ночью отдыхает, танцуя под техно на дискотеке.
Однажды, возвращаясь из клуба ранним утром (где-то в четыре часа), она знакомится с компанией из четырёх парней, чьи имена больше похожи на прозвища – Зонне (актёр Фредерик Лау), Боксером (актёр Франц Роговский), Блинкером (актёр Бурак Йигит) и Фусом (актёр Макс Мауфф), и они друг друга называют братьями, потому что дружат с раннего детства. Они отмечали день рождения Фуса и заодно пытались угнать чужой автомобиль.
Зонне остановил Викторию, которая как раз проезжала мимо на своём велосипеде, и пригласил её поехать с ними. Пока они то ли флиртовали, то ли пытались по-настоящему познакомиться, их согнал с места настоящий хозяин автомобиля.
Парни увлекли Веронику за собой в ночной Берлин, обещая показать настоящий город, а не туристическую картинку. А Вероника, отбросив страх или здравый смысл, что перед ней четыре взрослых нетрезвых парня, последовала за ними.
Их знакомство началось как посредственная история с нотками мелодрамы, а перетекло в криминальное дело, когда Викторию попросили заменить Фуса. Парень был слишком пьян, чтобы сесть за руль и отвезти компанию до нужного адреса, где Боксер должен был получить задание и расплатиться со своим покровителем, опекавшим его в тюрьме.
Мне фильм понравился, хотя я этого не ожидала
Шиппер рассчитал хронометраж сцен так, что действительно начинаешь верить, что история пойдёт таким путём, как показано в текущей сцене.
Либо это будет необычная романтика на ночных улицах Берлина, возможно, треугольник, так как главная героиня довольно тепло разговаривает с другом Зонне, а Зонне рассчитывает на взаимность Виктории. Когда Зонне впервые заговаривает с Викторией, их симпатия выходит на первый план. Это выглядит как обычное знакомство – парень интересуется девчонкой, ничего страшного заподозрить нельзя. Зонне знакомит девушку со своими братьями (“но матери у нас разные”). Поскольку Виктория из Испании, она не понимает немецкий говор парней, это придаёт особого очарования их общению. Немецкий же они используют, когда им нужно обсудить дальнейшие планы.
Девушка и парни выбирают универсальный язык для общения – английский, ну, и язык взаимной симпатии, которая обычно устанавливается между молодыми людьми, желающими впечатлить друг друга. При первом просмотре действительно кажется, что это немецкая версия “Трёх метров над уровнем неба” – иронично, но компания приглашает Викторию на “свою крышу”, где они тайком всегда проводят время, а вместе с Викторией оказываются практически над уровнем неба, так захватывает их новое знакомство.
Только оглядываясь назад уже на финальных титрах, приходит осознание, что Викторию использовали. Но и в этом нельзя быть уверенным на сто процентов, потому что слишком уж отчаянная и сноровистая оказалась простая бариста Виктория, попав в криминальные разборки.
Потом кажется, что это будет психологическая драма о призвании, разочаровании в себе, поучительном знакомстве, когда два неудачника, подпитав друг друга, выводят на свет божий во тьме Берлина новые версии себя. На некоторое время Зонне и Виктория остаются наедине. Оставив друзей на крыше, Виктория должна была отправиться в кафе, чтобы подготовить его к открытию, а Зонне – что совершенно ожидаемо – последовал за ней, надеясь на продолжение. Пожалуй, эта часть истории и фильма получилась самой глубокой и эмоциональной. Здесь Виктория открывает свою душу, признаваясь, что мечтала стать пианисткой, но преподаватели в консерватории вынесли свой приговор, что у неё нет таланта. Тогда, выходит, она нашла в себе криминальный талант этой ночью? Или история с музыкой была фантазией? Это остаётся домыслами.
А в этой сцене Виктория исполняет пьесу Mefisto Waltz Ференца Листа, впечатляя своего неожиданного знакомца. В этой сцене имя знакомца начинает звучать особенно романтично – Зонне в переводе с немецкого означает “солнце”. Словно это импровизированное “Солнце” послано Виктории на благо. Но на финальных титрах в этой сцене только горечь, а не мёд.
Пьеса Mefisto Waltz поддерживает весь фильм по смыслу. В этой музыкальной пьесе обыгран эпизод из стихотворной поэмы австрийского поэта Ленау, посвящённой легенде о Фаусте. Мефистофель приглашает Фауста на танцы в деревенскую гостиницу, и, когда Мефисто начинает играть на своей скрипке, жители деревни впадают в неистовство.
Отчасти и Виктория, и её новые друзья танцуют под дудочку друг друга. У неё было право отказаться в любой момент, но она следовала своим внутренним неозвученным побуждениям; а парни следовали за отчаянием своего лучшего друга, за чувством братства и иллюзорно простым заработком, при этом они совершенно не думали о последствиях и ответственности. А сцены в ночном клубе в начале и середине фильма отдельно подчёркивают деревенское неистовство, имеющее место в стихотворной поэме. Словно каждый из действующих лиц в эту ночь попал под дьявольское влияние.
Либо это история оторвы, которая бежала от испанского прошлого, придумав приличную историю о себе на новом месте, чтобы самой в неё поверить, но в Берлине природа всё же дала себя знать и толкнула на отчаянный поступок. Зонне пару раз делал комплименты рукам Виктории, называя их очень красивыми. Когда она играет на пианино, выдавая в себе бывшую прилежную ученицу консерватории, восторг красотой рук становится логичным. А что если преподаватели исключили Викторию не по причине отсутствия таланта. Может, причиной оказался нрав ученицы, её наклонности, не вписывающиеся в интеллигентное общество. Возможно, её руки больше “бархатные”, чем музыкальные. Ведь Виктория не стала вдаваться в подробности, выдавая, что тема прошлого – это очень трудный для обсуждения предмет. И её хладнокровие во время финальных сцен, когда на лету приходилось принимать решения, поражает и наталкивает на размышления.
А в итоге история затягивает, уже перестаёшь строить версии и просто смотришь, заинтригованный. Даже тот факт, что история всё же от романтики перекочевала к криминалу с грабежом, погоней и перестрелками, не портит впечатления.
Себастьян Шиппер создал в своём фильме сюрреалистичную бурную ночь, похожую на отрывки воспоминаний или лихорадочного сновидения. Было ли в этом сновидении что-то от реально произошедшего ночью, и останется ли жизнь прежней после всего этого – всё это достойно размышления.
Фильм снимали на огромной торговой улице Фридрихштрассе, где был контрольно-пропускной пункт “Чарли”, созданный после разделения города Берлинской стеной. Съёмки вели именно здесь, чтобы избежать красивых видов и сделать акцент на чём-то приземлённом. Также была важна символика перехода от одного к другому, символика разделения на “до” и “после”. Отчасти это действительно история превращения – простая и скромная на вид девочка Виктория за одну ночь превратилась в другого человека. Либо приняла факт, что всегда такой была.