Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Ивантеевке была построена на средства Елизаветы Осиповны Баташевой – супруги знаменитого промышленника Ивана Родионовича Баташева, который вместе с братом Андреем владел металлургическими заводами в разных губерниях Российской империи. Изначально храм был освящен как Спасский, но с 1989 года, когда в нем возобновились богослужения, стал именоваться Смоленским. Один из списков Смоленской иконы Божией Матери издавна почитается в этой местности.
Церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии в селе Копнино, на месте которого возникла Ивантеевка, был построен еще в 1756 году президентом Коммерц-коллегии Яковом Матвеевичем Евреиновым. В челобитной в Вотчинную коллегию он писал следующее:
Имеется у меня бумажный завод в Московском уезде, в Бохове стану, и при оном имеется прикупное недвижимое имение сельцо Копнино в Радонежской десятине, и по обещанию моему построил я, именованный в том сельце и при заводе церковь Божию во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы…
Новая владелица бумажных производств Елизавета Осиповна Баташева в 1803 году начала строительство каменного храма. Ее супруг происходил из рода железнозаводчиков Баташевых. Предки Ивана Родионовича вышли из среды тульских кузнецов. Вклад Баташевых в отечественную историю был сравним со вкладом династии Демидовых, только Баташевы владели фабриками не на Урале, а в средней полосе России. Расположение заводов сравнительно недалеко от столиц делало их более уязвимыми для контролирующих органов. Вот почему Баташевы стали лишь вторыми российскими железнозаводчиками после Демидовых.
Братья Андрей и Иван Баташевы во второй половине XVIII столетия построили железный заво в Выксе Нижегородской губернии. Старшего брата Андрея Родионовича Баташева считали властным, беспощадным деспотом, а его младшего брата Ивана - его полной противоположностью: скромным, умеренным и благочестивым.
Об Андрее Баташеве писали так:
Он был человек замечательного ума и непреклонной воли, ни перед кем не робел и не перед чем не останавливался… При сильных страстях, необузданных воспитанием, он не признавал ни закона, ни правил, и был из тех людей, о которых русский человек говорит, что им море по колено… Соседние владельцы трепетали при его имени, городские власти покорялись беспрекословно его воле.
Андрей Баташев принимал на заводы беглых заключенных и укрывавшихся от рекрутской повинности. Он даже покровительствовал разбойникам, промышлявших на дорогах.
О деспотизме Андрея Баташева ходили жуткие истории. Провинившихся рабочих он безжалостно скидывал в шахты, морил голодом и будто бы распинал на крестах. Под усадебным домом Баташева находили подвалы и потаенные ходы, наполненные человеческими костями. Одному из соседних помещиков, отказавшему уступить Баташеву землю, он жестоко отомстил. Пригласил неуступчивого соседа на охоту, во время которой рабочие завода разобрали до основания его усадьбу, перепахав землю так, что от нее не осталось и следа. В другой раз Баташев пошел дальше – захотел забрать себе жену одного из помещиков. Встретив и тут отказ, он пригласил соседа на свой завод, где того схватили рабочие и бросили в пламя доменной печи. Говорили, что на Гусевском заводе Баташева существовала подземная нелегальная чеканка денег. Когда полиция, заинтересовавшись слухами о "Баташевском монетном дворе", прибыла для обследования подвальных помещений, Андрей Родионович велел немедленно засыпать все входы и выходы подполья, тем самым похоронив заживо своих рабочих-фальшивомонетчиков.
Его младший брат Иван Родионович Баташев был совсем иным:
Не говоря уже о выдающемся уме, энергии и трудолюбии, Иван Родионович отличался поразительной добротой, уважением к чужой личности и редким для промышленников XVIII века умением согласовать свои собственные интересы с интересами ближних.
Первое время Иван Родионович был молчаливым наблюдателем бесчинств старшего брата, но затем стал требовать своей доли в семейном производстве. Согласно разделу между братьями, Ивану Баташеву отошли семь заводов в Тамбовской, Владимирской и Нижегородской губерниях. На Выксе с приходом нового хозяина все преобразилось: прекратилось насилие, были удалены беглые каторжники и разбойники. Иван Баташев помогал беднякам, строил больницы и возвел в своих владениях 15 церквей.
Вот как описывали Ивана Баташева:
Старичок не утратил в продолжение целого почти столетия, прожитого им в безмятежной и скромной деятельности, выражения добродушной хитрости и душевного спокойствия. Седые волосы выбиваются из-под колпака, покрывающего его голову, и улыбка озаряет всю его физиономию… Такие лица мы встречаем часто на Фламандских картинах.
Елизавета Осиповна - вторая супруга Ивана Родионовича Баташева в начале XIX столетия стала владелицей села Копнино (Вантеевки), бумажного и полотняного заводов. Подражая мужу, который возвел 15 церквей при своих предприятиях в разных губерниях, Елизавета Осиповна в 1803 году начала строительство каменной церкви в Ивантеевке.
Архитектором был выбран Алексей Никитич Бакарев – ученик Матвея Казакова и Василия Баженова. Бакарев работал в стиле "русской готики". Смоленская церковь в Ивантеевке – это одна из двух замечательных построек Бакарева в Подмосковье в псевдоготическом стиле наряду с Никольским собором в Можайске. Семейство Баташевых, видимо, питало особую любовь к этому архитектурному стилю. При Гусевском заводе (поселок Гусь-Железный Рязанской области) – вотчине упоминавшегося деспота Андрея Родионовича Баташева – примерно в то же время началось строительство величественного Троицкого храма в стиле готики.
Храм в Ивантеевке изначально был Спасским, хотя деревянная Одигитриевская церковь существовала здесь еще с середины XVIII века. В этой местности особо почитался список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. В 1930-е годы Спасский храм в Ивантеевке был закрыт, а местная святыня исчезла. В 1989 году церковь была возвращена верующим. Ее вновь освятили, и с этого времени до сего дня она именуется Смоленской.