Сервис. Он ведь про заботу. Кажется, что Японию можно назвать страной заботы о людях. Причем, это вшито во все аспекты жизни, а делается с удовольствием, как должное, не потому что надо, а потому что так правильно. Чувство безопасности и заботы. Это то, что понравилось и запомнилось больше всего в Японии.
Собираю по кусочкам примеры заботы, буду выкладывать порциями, потому что этого было обнаружено очень много.
Метро и другие поезда
📌Вагоны только для женщин. Как понять? На полу наклейка, на вагоне наклейка, внутри наклейка. Розовая, ну что ж :))) Но за нарушение штраф. Сюда же можно с детьми.
📌Навигационные наклейки на полу или на дверях/стенах - это вообще супер история:
где и как правильно встать в очередь в поезд?
где будут выходить пассажиры?
какой вагон и какая дверь откроется возле тебя?
Даже если ты не понимаешь языка, со стрелочками, надписями, следами уж точно разберёшься.
Мы несколько раз заблудились в переходах между станциями.
Было сложновато, всё новое, но, когда внимательно посмотрели на навигацию, разобрались.
В целом на адаптацию к метро в Токио и Осаке у нас ушло дня 3 наверно.
Привыкнуть к указателям, заранее смотреть, в каком вагоне ехать, из какого выхода лучше выйти - они обозначены номерами и тут уж точно не заблудишься.
Но не терять бдительность. Мы как-то решили, что уже всё знаем и заблудились. Всё-таки метро большое. Входов/выходов полно, особенно в центре. Потому надо внимательно смотреть на указатели.
📌Двери закроются, когда закончит играть музыка
Помни, в Японии ты герой мультфильма, как ни крути.
Вокруг маскоты и милая музыка. Такие таблички есть не везде, но на центральных станциях много встречали.
📌Рекламные ролики разбавляют милые котики, собачки и даже малыш гепард, играющий с бабочкой
Добавлю видео ролики. Это обязательно надо увидеть :)
Котика в Синдзюку я вам уже показывала:
Это только один пример. У меня их целая коллекция.
📌Лифты и эскалаторы для тех, кому тяжело.
Ха, тут забавный факт. В токийском метро на эскалаторе принято стоять слева, а справа проходить. И только ты привыкаешь и переучиваешься после московского метро, как приезжаешь в Осаку и понимаешь, что тут всё наоборот.
Но навигационные стрелочки помогут разобраться и в этом тоже.
Тут стоим, тут идём, тут спускаемся, тут поднимаемся.
С учётом потока людей и иногда довольно узких проходов понимаешь, что правила эти придуманы не просто так и против толпы лучше не идти.
Как ориентироваться в транспорте?
При наличии интернета достаточно гуглкарт, а в метро есть бесплатный wi fi.
Я на всякий случай всегда делаю скриншот маршрута, чтобы в случае отсутствия интернета точно найти дорогу.
Один раз не проложила маршрут и надеялась найти схему внутри метро, но там был кусок карты, всей не нашла. В общем, пришлось понервничать, съездили туда, куда не нужно. Но вроде бы разобрались.
Примерно вот так это может выглядеть:
Для меня такая схема пока очень сложна. Потому я иду в гугл карты.
В них можно построить маршрут на разных видах транспорта и рассчитать время.
📌Здесь прописаны разные варианты маршрутов с пересадками при необходимости, номера вагонов, если это важно, номера выходов, время на переходы, а также время прибытия поездов и стоимость маршрута.
📌Стоимость, к слову важный пункт. Тут может быть ощутимая разница в зависимости, например, от типа поезда. Экспресс будет дороже, иногда значительно. И в гугл картах вы увидите стоимость каждого поезда.
📌Время прибытия в картах тоже важно смотреть, потому что можно попасть в интересную ситуацию. Расскажу ниже.
Ещё одна особенность метро.
Ветки, как и у нас, поделены цветами, но для того, чтобы "перейти" на другую ветку, иногда не нужно никуда переходить. В момент смены ветки поезд может чуть дольше стоять на станции. Выходить не нужно (ну если только не объявили обратного).
Вот пример одного из наших маршрутов в Осаке. Оранжевая линия сменяется синей без пересадок.
В гугл картах так и написано, что тут переход на другую ветку без выхода из вагона. Значит сидишь в поезде и не выходишь.
Про переход между ветками у меня 2 забавные истории.
Одна из Осаки. Мы ехали в аэропорт в поезде и не должны были судя по карте переходить никуда.
В какой-то момент к нам подошёл сотрудник поезда и сказал, что в аэропорт поедут только первые 4 вагона. Мы ехали в 6м. Он подходил ко всем, кто был с чемоданами и похож на туристов.
К вопросу о заботе. В поезде было объявление, но мы на него не обратили внимание, как и многие другие пассажиры. Благодаря сотруднику все вовремя перешли в другой вагон. А через пару станций от поезда отсоединили "хвост" и первые 4 вагона поехали в аэропорт, а "хвост" отправился обратно в город.
Вторая история из Токио заставила меня понервничать. Никогда не думайте, что человек с чемоданом обязательно едет в аэропорт😂 Почему-то я решила, что нам по пути и ориентировалась на него.
Мы ехали также без пересадки между ветками. Судя по гугл карте мы должны были поменять цвет ветки один раз и ехать не больше 40 минут.
Поменяли, всё по плану, а потом ещё раз поменяли (не выходя из поезда). И я начала подозревать что-то неладное. А человек с чемоданом вышел где-то не там, где я планировала 😂
Поезд ехал медленно, постоянно пропускал другие, остановки объявляли не из моего плана.
На одной из станций услышала объявление, что, мол, вот тут мы постоим, подождём экспресс до аэропорта, который тоже тут остановится, а потом мы продолжим путь.
Это был как раз нужный нам экспресс в аэропорт. Вовремя вышли, успели и на экспресс и на самолёт. В противном случае была вероятность не улететь на Окинаву.
В общем, выводы простые: смотреть навигацию, расписание, вслушиваться в объявления, смотреть на электронное табло со станциями, сверять с планом. Не расслаблять булки ни на секунду 😂
И даже когда кажется, что вы "хакнули" эту сложную транспортную систему, вам подкинут новый квест, с которым вы конечно же справитесь :))
Оплата билетов
Желательно завести транспортную карту SUICA или PASMO.
Перед поездкой вычитала, что карты SUICA закончились. Так бывает вообще?
В аэропорту перед входом в метро нас проконсультировали заботливые сотрудники и предложили купить карты PASMO PASSPORT.
PASMO PASSPORT - это пополняемая туристическая транспортная карта. Она действует 28 дней с момента активации.
Нам выдали карту вместе с брошюрой и чек, который рекомендовано носить с собой.
Баланс каждой карты был 1500 йен.
Стоимость проезда для детей и взрослых существенно отличается. Дети - это до 12. Потом всё, полный билет.
Транспортные карты работают и в автобусах, и в поездах jr, но не работают в скоростном поезде синкансен или при проезде между городами.
Этой картой также можно расплачиваться в комбини, супермаркетах, вендинговых автоматах, везде, где есть логотип PASMO.
Так выглядит схема транспорта, где работают карты PASMO/SUICA:
Подробнее можно узнать на сайте PASMO.
Без транспортной карты тоже можно ездить, просто покупаете разовый билет на станции. Но нужно примерно рассчитать, сколько будет стоить ваша поездка или брать безлимитный билет на день.
С картой намного удобнее.
PASMO по сути как наша "Тройка", но вот с платежами всё намного сложнее, чем у нас.
Если в нашем метро вы платите один раз при входе и всё, то в Японии в метро стоимость поездки будет варьироваться в зависимости от дальности вашего путешествия. Чем дальше едете, тем больше платите.
Прикладываете карту на входе и на выходе списывается нужная сумма.
Если денег на карте недостаточно, можно внести нужную сумму в терминале.
Важный момент. В 00.00 метро закрывается. Мы так один раз попали на ночную пешеходную прогулку в Осаке. Благо идти до гостиницы было минут 25.
Что ещё интересного?
- До поездки смотрели страшные видео, как в час пик специальные люди втискивают в вагон пассажиров, чтобы двери закрылись.
Ни разу не видели такого количества людей в метро ни в Токио ни в Осаке, хотя несколько раз были вечером как раз в час пик.
Но вот сотрудники на каждой станции действительно есть. Следят за порядком, но ничего вам не подскажут, у них другая задача.
- Один раз ехали в первом вагоне и к моему удивлению я могла наблюдать дорогу так же, как и машинист поезда, потому что всё было видно за стеклянной дверью. Не уверена, что там во всех поездах, с удовольствием бы проверила. В московском метро такой возможности нет, кабина машиниста полностью закрыта.
- В Токио в районе Минато наблюдали как одновременно едут монорельс, jr, синкансен на разных уровнях, а под ними ещё несколько транспортных развязок для машин.
При этом у пешеходов есть возможность ходить по своей дороге без машин и соответственно светофоров. Удивительное место. Очень оживлённое и удобное для всех участников дорожного движения. Это вообще было одно из самых сильных впечатлений от Токио. Настолько всё круто тут организовано.
Тут стоит посмотреть видео :)
Подборка других материалов о Японии здесь
Подпишитесь на канал. Впереди много всего интересного :)