Наверняка многие из вас слышали песню «Врагу не сдается наш гордый „Варяг“». Она посвящена подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Стоявшие на рейде в корейском порту Чемульпо русские корабли отказались сдаться и вступили в неравный бой против шести японских крейсеров и восьми миноносцев. После того, как тяжело повреждённый «Варяг» потерял возможность продолжать бой, он вернулся в гавань, где был затоплен собственной командой. В музее хранятся фрагменты корабля, найденные при обследовании его корпуса у побережья Шотландии экспедицией российского телевидения в 2003 г.
Сегодня мы хотим поделиться с вами фактами из насыщенной биографии «Варяга». Тем более, что и повод подходящий – навеки обессмертившее корабль морское сражение состоялось ровно 121 год назад, 9 февраля 1904 года. Итак, знакомьтесь.
1. Имя «Варяг» в XIX веке впервые получил парусно-винтовой корвет Российского Императорского флота. Он был спущен на воду 1 июня 1861 года, прославился научными и военными походами, а 21 июня 1886 года был исключён из списка боевого состава кораблей.
2. Бронепалубный крейсер Iранга «Варяг» был заложен в 1898 году на верфи американской компании William Cramp and Sons в Филадельфии. 31 октября 1899 года он был спущен на воду, а в 1900 году передан Российской империи.
3. Длина крейсера составляла 129,56 метров, ширина - 15,9 метров, осадка - 5,94 м, водоизмещение - 6500 тонн
4. Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выдающиеся результаты. 12 июля 1900 года он развил ход 24,59 узла. Во время 12-часового непрерывного движения средний результат - 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях корабль во время пробега экономичной скоростью в 10 узлов прошел 240 миль.
5. На вооружении «Варяг» имел 34 артиллерийских орудия разных калибров и 6 торпедных аппаратов. Экипаж крейсера составлял 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров.
6. 3 мая 1901 года «Варяг» прибыл из Филадельфии в Кронштадт. 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур, где начал нести постоянную службу.
7. Первым командиром «Варяга» (до 1903 года) был капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр (в 1905 году он погиб в Цусимском морском сражении). С 1 марта 1903 года под свое командование крейсер принял капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев. Последний командир - капитан 1-го ранга Карл Иоакимович фон Ден.
8. Накануне Русско-японской войны «Варяг» был направлен в корейский порт Чемульпо (современный город Инчхон, рядом с Сеулом). Там крейсер должен был охранять русскую дипломатическую миссию.
9. Неравный бой у Чемульпо продолжался в течение 50 минут. Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо», и флагман «Нанива»). Русский крейсер выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда. Сам «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех орудий.
10. Из команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли 1 офицер и 22 нижних чина. После боя в течение нескольких дней скончались ещё 10 человек. Несколько десятков человек получили ранения. Был контужен и сам командир Руднев.
11. Останки погибших были в 1911 году перенесены во Владивосток и захоронены в братской могиле на Морском кладбище города.
12. После затопления крейсера, его команда была размещена на кораблях нейтральных держав, стоявших на рейде Чемульпо. Японцы согласились беспрепятственно пропустить их в Россию под обязательство больше не принимать участия в военных действиях.
13. 23 февраля 1904 г. за боевые отличия командир крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, став первым кавалером этой награды в русско-японскую войну. Одновременно с ним такую же награду получили 17 офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
14. В 1907 г. Руднев (с 28.11.1905 г. контр-адмирал) был награжден японским орденом Восходящего солнца – в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получивших этот орден.
15. По возвращению в Россию героям боя при Чемульпо была устроена торжественная встреча в Одессе, куда они прибыли на пароходе «Малайя». Прямо на палубе парохода героям-морякам прикрепили на грудь Георгиевские кресты, в их честь салютовала батарея в Александровском парке, суда на рейде и в порту подняли флаги расцвечивания.
16. В апреле 1904 г. экипажи кораблей прибыли в Петербург. Моряков приветствовал император Николай II. Они были приглашены на торжественный обед. Каждый получил специальный «георгиевский» прибор, которым он пользовался на приеме. Всем матросам в подарок были вручены именные серебряные часы.
17. Была учреждена и вручена всем участникам боя с японской эскадрой у Чемульпо серебряная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо». А 8 февраля 1954 г. по случаю 50-летия того легендарного боя моряки - его участники Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены медалями «За отвагу».
18. 8 августа 1905 года японцы подняли «Варяг» со дна залива. Корабль отремонтировали и 9 июля 1907 года в качестве крейсера 2-го класса включили в состав японского флота.
19. Под флагом Страны восходящего солнца крейсер носил название «Сойя» (по японскому названию самого северного мыса острова Хоккайдо). В 1916 году крейсер «Сойя» был выкуплен Россией у Японии. 5 апреля 1916 года корабль перешел во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океан и отправлен в Романов-на-Мурмане (современный Мурманск).
20. В марте 1917 года крейсер прибыл в Великобританию для постановки в док на капитальный ремонт. После Октябрьской революции «Варяг» был арестован и конфискован из-за политических разногласий британцев с новым советским правительством.
21. В 1920 году корабль был продан на слом. При следовании к месту разборки, «Варяг» сел на камни в Ирландском море в 500 м от Шотландского побережья, недалеко от села Лендалфут.
22. До 1925 года корпус крейсера «Варяг» простоял на месте крушения, пока не был взорван и разрезан на части, чтобы не мешать судоходству и рыболовству.
23. В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер «Варяг»». В 1958 и 1972 годах в Советском Союзе были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.
24. В 1965 году в состав советского Тихоокеанского флота вошёл ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший с 1965 по 1990 год. С 1990 по 1993 год имя «Варяг» носил авианосец проекта 1143.6. С 1996 года это имя унаследовал ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, флагман Тихоокеанского флота России.
25. 10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. На месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Лендалфут, 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же был установлен памятник.