В 2017 году сама мысль о летающих автомобилях казалась утопией. Однако сегодня, в 2025-м, когда крупные автоконцерны, такие как Audi и Hyundai, Chery и Xpeng, активно разрабатывают собственные модели, эта идея уже не выглядит столь фантастической. Оказывается, в России тоже есть конструкторское бюро, бросившее вызов гравитации. Корреспонденты Autonews.ru уточнили в ДКБ "Филатов" подробности амбициозного проекта. Мы дополнили полученные ими сведения актуальной информацией по заданной теме и предлагаем читателям изучить интригующие подробности.
"Такое уже было… ": взгляд в будущее от Ивана Филатова
Руководитель КБ Ивана Филатов полагает, что ИФ-9 не стоит рассматривать как готовый к продаже продукт. По его мнению, это демонстрация образа близкого будущего, где летающие автомобили станут реальностью. Главное преимущество такого проекта – свобода от ограничений, присущих коммерческим разработкам.
Филатов проводит параллель с эпохой зарождения авиации в конце XIX – начале XX века, предсказывая, что со временем будет найдена оптимальная схема летающего автомобиля, востребованная обществом.
Объехать пробку по воздуху: сценарий использования ИФ-9
Речь не идет о воздушных гонках над городами. На первом этапе ИФ-9 будет эксплуатироваться в рамках малой авиации – вне городской черты. Представьте себе: застряв в пробке, вы заезжаете на специальную площадку, "раскладываетесь" и перелетаете затор, значительно сокращая время в пути.
Полёты будут осуществляться между специально оборудованными точками, количество и расположение которых пока остаются открытыми вопросами.
Кому достанется ИФ-9: богатые владельцы и экстренные службы
Управлять ИФ-9 на первых порах смогут те, у кого есть летное удостоверение. Однако Филатов уверен, что к моменту появления серийной модели беспилотные технологии достигнут такого уровня, что для управления летающим автомобилем будет достаточно водительского удостоверения.
Стоимость ИФ-9, вероятно, будет высокой, что сделает его доступным только для состоятельных людей. Кроме того, он может заинтересовать экстренные службы, которым требуется приоритетный режим быстрого передвижения, а также представителей власти. При этом, версия для "служебного пользования" будет значительно отличаться от представленного варианта.
Безопасность превыше всего
Вопрос безопасности – ключевой в проектах соответствующей категории. Инженеры "Филатова" разработали кабину-капсулу, обеспечивающую спасение пользователей в опасных ситуациях. Она отстреливается вверх с применением пиропатронов. На следующем этапе раскрываются парашюты, а дополнительные функциональные компоненты уменьшают скорость для смягчения посадки.
Подобное решение было вдохновлено болидами "Формулы-1". На данный момент капсула рассчитана на двух пассажиров, но уже запатентован и вариант на четырех человек.
Что сейчас: макет в масштабе 1:5
Сегодня ИФ-9 существует как частично действующий макет. Модель умеет ездить, выдвигать встроенные лопасти с моторами. По сути, это смесь автомобиля и квадрокоптера. Прототип, собранный из композитных материалов с минимальным использованием металлических составляющих, весит приблизительно 20 кг.
Актуальные сообщения в СМИ звучат слишком оптимистично. В реальности речь сегодня не идет о сроках серийного производства. На дату подготовки обзора отсутствует план финансирования проекта и законодательная база для эксплуатации летающих автомобилей. Тем не менее испытания прототипа будут проведены в скором времени, и разработчики уверены в успешном масштабировании концепта.
Виртуальная реальность: заглянуть в будущее
Для демонстрации потенциальных возможностей нового транспортного средства создана VR-сцена. Она представляет 3 экземпляра ИФ-9 для подробного изучения деталей.
Сразу бросается в глаза необычное расположение водителя-пилота. Кабина установлена на осевой линии конструкции. По мнению Филатова, такая компоновка позволит лучше воспринимать габариты машины, а электронные ассистенты обеспечат дополнительную помощь при пилотировании.
Посадка в автомобиль осуществляется с помощью специальной кнопки, которая открывает фонарь. Одновременно автоматика выдвигает встроенные в корпус ступеньки и поднимает платформу с закрепленными на ней креслами.
ИФ-9 будет оснащен электромоторами, которые производят российские компании. Аккумуляторы планируется закупать у зарубежных партнеров.
Электробайк "Лось" и кунги для УАЗ: реальные проекты ДКБ "Филатов"
Несмотря на интерес к ИФ-9, проект пока не привлек инвестиций. Флагманским проектом компании пока является электробайк "Лось" с углепластиковой рамой и складывающимися рулем и педалями. Компонентная база у него китайская. Однако из-за высокой стоимости производства проект не получил коммерческого воплощения.
Некоторые автомобильные разработки КБ запущены в производство. В качестве примера можно привести кунги для УАЗ "Профи". Их серийный выпуск организовали на Коломенском ОМЗ.
Проекты летающих автомобилей: что получилось и кто уже продает новые транспортные средства
Помимо ИФ-9 от бюро Филатова, стоит отметить и другие российские разработки в рассматриваемой области. Компания Hoversurf, известная своими электрическими мотоциклами-дронами, также работает над концепцией пассажирского дрона, способного перевозить людей в городской среде. Предполагается, что такой дрон сможет вертикально взлетать и приземляться, что делает его идеальным для использования в условиях плотной городской застройки.
Аналогичные проекты представляли концерн "Вертолеты России", стартап из Воронежа Scienex, Фонд перспективных разработок и другие компании. Но пока о реализации отмеченных идей ничего не известно.
Компания Hoversurf, например, перебазировалась в Калифорнию. Она вернулась к разработке летающих мотоциклов и даже предлагает модель Hoverbike S3X по заказу за 150 000 долларов (около 14,54 млн рублей по курсу на дату подготовки обзора). Этот аппарат с полезной нагрузкой 110 кг развивает максимальную скорость до 110 км/ч и способен продержаться в воздухе до 30 минут. Заявленная дальность полета – 20 км.
Ближе всех к реализации проекта летающего транспортного средства продвинулись китайцы. На недавней выставке CES 2024 они представили посетителям предсерийный образец Xpeng AeroHT. Основой системы является шестиколесный фургон, выполняющий функции “материнского корабля”. При необходимости, из багажного отделения можно извлечь крупный летательный аппарат. Предполагается начало выпуска этой модели до конца года и старт продаж с ценой от 275 000 долларов/26,65 млн рублей.
Перспективы летающих автомобилей в России: Законодательство и инфраструктура
Дальнейшее развитие этого транспорта напрямую зависит от создания соответствующей нормативной базы. Необходимо разработать правила полетов, требования к безопасности и сертификации в, а также решить вопросы интеграции летающих автомобилей в существующую транспортную систему.
Не менее важным является создание необходимой инфраструктуры, включая площадки для взлета и посадки, станции зарядки электромобилей и системы управления воздушным движением.
Летающие автомобили – это не просто мечта, а вполне реальная перспектива, которая может изменить нашу жизнь в будущем. Несмотря на существующие вызовы и трудности, российские разработчики активно работают над созданием летающих автомобилей, и, возможно, уже в ближайшем будущем мы увидим первые образцы на наших дорогах и в небе.
Что думаете о перспективах амбициозного российского летающего автомобиля ИФ-9 и проектах конкурентов? Сообщите свое мнение в комментариях.