На углу Глазовского и Денежнего переулков- кажущийся большим на этих узеньких переулочках доходный дом.
Построен в 1910 году. Довольно известным в то время архитектором Адольфом Зелигсоном. По заказу девелоперской компании супругов Бройдо.
Этот бизнес был популярен в те годы в Москве. Купить что- то небольшое и ненужное. Типа старинной дворянской или купеческой усадьбы. И построить что-то большое и нужное. Типа доходного дома. Продать. А на разницу- свой бизнес дальше развивать. Ну и себе безбедное существование обеспечить.
Строили, правда, не безликие коробки. С фантазией. У тех же Бройдо в списке объектов культурного наследия так называемый «Дом с писателями». Рядом. В Плотниковом переулке. Дом 20 по Остоженке.
Большинство построек Зелигсона несли отпечаток французского Ар Нуво. И этот дом украшен эркерами. Угол дома в виде полуротонды. С изящными балконами.
В этом доме жил ученый физик Леонид Исаакович Мандельштам. В 1930 году на Нобелевскую премию выдвигался. Нобелевскую не дали. А вот Ленинской премии удостоился.
Другим известным жильцом был Яков Григорьевич Блюмкин. 18- летним пацаном Яшка вместе с Мишкой Япончиком устанавливал революционный порядок в Одессе. Перебрался в Москву. Хлопнул немецкого посла Мирбаха. Стал правой рукой Троцкого. Выполнял ответственные задания партии за границей. Но в 1929 году расстреляли. Как троцкиста.
Ни ученому, ни авантюристу памятных досок не повесили.
Зато еще одному бывшему обитателю этого дома- целых три.
Две- у первого подъезда.
Еще одна- с барельефным портретом- чуть в стороне.
Правда, все три таблички с ошибкой. Написано, что нарком Луначарский жил в этом доме с 1923-го по 1924-й год.
На самом деле Анатолий Васильевич занял 10-комнатную двухуровневую квартиру- типа пентхаус- в 1924 году.
До этого тут научная библиотека была. Зав. библиотекой Маргарита Рудомино отлично запомнила этот день.
«В конце января, на следующий день после похорон Ленина, совершенно неожиданно к нам в Библиотеку пришел нарком просвещения А. В. Луначарский со свитой, которую возглавлял управляющий делами Наркомпроса Ю. Н. Ган. Луначарский, входя, не поздоровался, уходя, не попрощался со мной. Он осмотрел помещение Библиотеки на 5-м этаже и в мансарде, оно ему понравилось, и он сказал Гану: “Хорошо. Я беру”. Повернулся и пошел из квартиры».
- А что же в Кремле ему квартиру не дали? – спросит читатель – Как другим членам правительства.
Дали. Но только неуютно себя чувствовал главный пролетарский интеллектуал среди партийных функционеров.
А во-вторых, женился Анатолий Васильевич. Второй раз. И кремлевские жены сухо приняли провинциальную выскочку. Которая была почти на тридцать лет моложе своего суженого.
Избранница наркома приехала искать счастья Москву из тогда малоизвестного местечка Чернобыль. Хотела артисткой стать.
И не прогадала. Нашла Наталья Александровна Розенель свое счастье в Москве. Удачно выскочив замуж за наркома.
До этого 20- летняя местечковая барышня уже успела разок замужем побывать. И поменять девичью фамилию Сац. Наталия Сац- основательница детского театра- ее племянница.
Два радостных события в жизни наркома- женитьба и новоселье- несколько омрачило непонимание со стороны товарищей по партии.
Сразу два строгих выговора получил. Один- за моральное разложение. Из-за развода с первой женой Анной. Второй- за нескромность в быту. Как раз эту квартирку припомнили.
Напрасно пытался Анатолий Васильевич оправдываться. Мол сердцу не прикажешь. А десять комнат необходимы по долгу службы. Чтобы простой народ на дому была возможность принимать.
Народ, действительно, в этот дом валом валил. Поэты, художники, артисты. И к наркому. Кому паек побольше. Кому квартирный вопрос решить. Кому еще что.
Но больше к Наталья Александровне. Которая стала главной светской львицей Москвы.
Персональная машина мужа, поездки за границу, самые модные шмотки. Ничего для молодой жены нарком не жалел.
Ну и творческий талант жены наркома сразу разглядели столичные режиссеры. Муж писал сценарии. Жена исполняла главные роли.
После того, как актриса сыграла в пьесе мужа под названием «Бархат и лохмотья» Демьян Бедный решил съехидничать: «Ценя в искусстве рублики,/Нарком наш видит цель:/Лохмотья дарит публике,/А бархат — Розенель».
Луначарский постоял за честь семьи: «Демьян, ты мнишь себя уже/Почти советским Беранже./Ты, правда, «б», ты, правда, «ж»./ Но все же ты — не Беранже».
На позитивную деятельность творческого союза глупые подколки никак не повлияли.
Как то Анатолий Васильевич даже сам снялся. В фильме «Саламандра». Естественно, по его сценарию. Естественно, с женой в главной роли.
В конце концов Луначарский лишился должности наркома И в сентябре 1933 года был направлен послом в Испанию. До места назначения не доехал. Умер. В том же году. В Париже.
Последним желанием наркома было выпить шампанского.
Доктор налил ложечку и поднес ко рту умирающего.
- Шампанское из бокалов пьют – собрав последние силы прошептал Анатолий Васильевич.
Ему принесли бокал. Он выпил его — и замолчал навсегда.
Безутешная вдова тяжело перенесла смерть мужа. Даже перестала в театре играть. В кино сниматься. Что для творческого человека было крайне сложно. Ведь новых ролей ей никто уже не предлагал.
Зато ей оставили квартиру. И даже личного водителя.
22 сентября 1962 года в возрасте 60 лет она тихо умирает. Сразу после этого квартира в Денежном переулке превращается в мемориальный музей Анатолия Луначарского.
Только не торопитесь этот музей посетить. Хотя табличка до сих пор висит.
В 2018 году музей закрыли. Якобы на реконструкцию.
- Ну так семь лет прошло – скажет читатель – Когда же его откроют?
Судя по ответу Министерства культуры- никогда. https://litrussia.su/2024/06/20/kabinet-lunacharskogo-postigla-sudba-muzeya-mayakovskogo/
Мол, и денег нет. И имущественные вопросы не решены.