История этой боевой машины началась после закупки в США в 1930 году двух колесно-гусеничных танков Кристи. Несколько усовершенствованный, этот танк приказом РВС СССР от 23 мая 1931 года был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под индексом БТ-2.
Танк имел клепанный корпус коробчато сечения с сужающейся носовой частью. В клепанной башне цилиндрической формы раздельно размещались 37 мм пушка Б-3 и пулемет ДТ. На 60 танках установка пулемета отсутствовала, а на 350 в амбразуре пушки располагалась спаренная установка 7,62 мм пулеметов ДА-2. Наведение пушки или пулеметной установки по вертикали осуществлялась с помощью плечевого упора. Боекомплект состоял из 92 пушечных выстрелов и 2709 патронов.
Масса БТ-2 достигала 11 т. Толщина броневых листов колебалась от 6 (днище) до 13 (лоб, борт, корма корпуса и борта башни) мм. Экипаж состоял из двух человек. В кормовой части танка в силовом отделении находился американский авиационный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с.. Максимальная скорость на гусеницах достигала 52, на колесах – 72 км/час, запас хода составлял соответственно 120 и 200 км. Танк имел четыре опорных катка большого диаметра на борт, задний из которых на колесном ходу был ведущим, а передний – управляемым. Переход с гусениц на колеса у хорошо подготовленного экипажа занимал от 30 минут до 1 часа. В 1932-1933 годах было изготовлено 620 танков БТ-2.
Во второй половине 1933 года в танковом цехе Харьковского паровозостроительного завода им.Коминтерна «двойку» сменил новый вариант. Это был по существу, тот же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой установили 45 мм танковую пушку обр.1932 года и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до трех человек. Конструкция корпуса, силовой установки, трансмиссии и ходовой части существенных изменений не претерпели. Масса «пятерки» возросла незначительно – до 11,5 т. Боекомплект 45 мм пушки состоял из 115 выстрелов при отсутствии на танке радиостанции и 72 выстрелов при ее наличии. Боекомплект пулемета ДТ составляли 2709 патронов. Радиостанция 71-ТК-1 имела поручневую антенну. В течении 1933-1934 годов заводские цеха покинули 1884 танка БТ-5.
Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку двигателя М-17 – более надежного, чем применявшийся раньше М-5, полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличения емкости топливных баков и, наконец, новая башня с 76 мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую к 7 ноября.
Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76 мм – КТ-28 или ПС-3 и 45 мм образца 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76 мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан не нужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета.
Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76 мм пушкой не отказались и Автобронетанковое управление поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и имел жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения
Корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени – клепанными. Наружные бортовые стенки – броневые, съемные. Внутренние стенки представляли собой 4 мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах: шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные – внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми – передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.
В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45 мм танковая пушка, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК-1 с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. Масса машины достигала 13 т. БТ-7 развивал максимальную скорость по шоссе на гусеницах 53, на колесах – 73 км/час. Запас хода на гусеничном ходу достигал 375, на колесном 500 км. Толщина брони танка составляла: щиток механика-водителя – 20, башня – 15, лоб, борт и корма корпуса – 13, крыша – 10 и днище – 6 мм.
С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда. На всех линейных танках устанавливался пулемет в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков.
Четырехскоростную коробку передач заменили на трехскоростную. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода: уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали менять на мелкозвенчатую.
Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера с 76 мм пушкой КТ-26, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией – 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76 мм пушки Л-10 и Ф-32.
В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи «Ворошиловец», двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод № 75.
С декабря 1939 года стали выпускать танк БТ-7М, внешне не отличимый от БТ-7. Жесткость корпуса повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках.
На базе танков БТ разных модификаций проектировались и строились опытные и экспериментальные танки. В 1935-1937 годах на заводе № 48 в Харькове по проекту изобретателя-самоучки командира взвода 4-го танкового полка Украинского военного округа Н.Цыганова на базе БТ-5 и БТ-7 были построены колесно-гусеничные танки БТ-ИС. Главным их отличием от серийных БТ являлся привод колесного хода на три пары опорных катков. Машины довольно успешно прошли испытания, но серийно не строились. По проекту того же Цыганова был построен танк БТ-СВ-2 «Черепаха» с новой формой бронекорпуса и башни. В опытном порядке создавались командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни, огнеметный ОТ-7, химический ХБТ-7, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы, мостоукладчик СБТ, радиоуправляемые танки ТТБТ-7 и ТУБТ-7. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости – болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т.д.
Последние попытки модернизации БТ-7 в части усиления его броневой защиты были предприняты перед самой войной. В 1940 году Мариупольский металлургический завод им.Ильича изготовил 50 комплектов навесной гомогенной брони для БТ-7М. Одновременно велись испытания танка догруженного до массы в 18 т. Об установке этих комплектов в войсковых частях ничего не известно.
С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций. Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В боевых действиях против вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году БТ в последний раз участвовали в боях с японскими войсками в Маньчжурии.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
БТ-2 первый серийный вариант. Представлял собой практически копию американского прототипа, но с вновь разработанной в СССР цилиндрической башней. Боевая масса 11,3 т. Вооружение: 37 мм пушка Б-3 и пулемет ДТ. На части танков пулемет отсутствовал, на части вместо пушки была смонтирована спаренная установка пулеметов ДА-2. Двигатель М-5 «Либерти» мощностью 400 л.с. Максимальная скорость на гусеницах – 52, на колесах – 72 км/час. Экипаж 3 человека. Изготовлено 620 единиц
БТ-5 – новая башня с развитой кормовой нишей. Вооружение: 45 мм пушка 20К и спаренный с ней пулемет ДТ. Экипаж 3 человека. На части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной. В остальном конструкция танка существенных изменений не претерпела. Боевая масса 11,5 т. Изготовлено 1884 единицы.
БТ-7 обр.1935 года – новый корпус в основном сварной конструкции. Увеличенный объем топливных баков. Двигатель М-17Т. Башня и вооружение без изменений.
БТ-7 обр.1937 года – башня конической формы с пулеметом в кормой нише. Трехскоростная коробка передач. Внесены изменения в трансмиссию и ходовую часть. Боекомплект увеличен на 44 снаряда. На части танков устанавливался зенитный пулемет. Боевая масса 13,9 т.
Танков БТ-7 изготовлено 4613 единиц.
БТ-7А – артиллерийский танк. Башня Т-26-4. Вооружение 76 мм пушка КТ-26 и два пулемета ДТ, боекомплект 50 выстрелов и 3339 патронов. Незначительные изменения в корпусе. На части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1. Изготовлено 156 единиц.
БТ-7М – БТ-7 обр.1937 года с дизельным двигателем В-2, мощностью 400 л.с. Незначительные изменения в корпусе, связанные с установкой нового двигателя. Боевая масса 14,6 т. На части танков установлен двигатель М-17. Изготовлено 787 единиц.