Рассказываем об академике, работавшем в глубоком тылу, как на передовой – в Омске
«Сибирский. Новостной» продолжает рассказывать о людях, которые оставили свой след в истории Сибири. И сегодня речь пойдёт об Андрее Николаевиче Туполеве – советском авиаконструкторе, разработавшем более ста типов самолётов. Находясь в Омске, академик Туполев много и плодотворно работал. А дело было в годы Великой Отечественной войны.
В 1888 году в селе Пустомазово, что находилось в Тверской губернии на свет появился мальчик, которого родители нарекли Андреем. Родился Андрей в дворянской семье – факт, который позже на протяжении многих лет ему придётся скрывать.
Когда двинулся в правильном направлении
Будучи гимназистом, юноша обнаружил склонность к точным наукам, а в 1908 году, поступив в Императорское Московское техническое училище, стал членом воздухоплавательного кружка. Там же, в училище, согласно свидетельствам современников, он познакомился Николаем Егоровичем Жуковским – учёным, который по праву считается основоположником аэродинамики. Покорённый его идеями, юноша принимает решение посвятить свою жизнь развитию отечественной авиации. В 1910 году герой нашего повествования участвует в постройке планёра, на котором и совершает первый полёт.
Тот самый планёр, созданный студентом Туполевым. Источник: авиару.рф
Правда, несмотря на талант к авиаконструированию, учёбу Андрею пришлось на некоторое время оставить – он, как и многие его товарищи, участвовал в студенческих волнениях, за что и был арестован в 1911. Юношу уличили в распространении нелегальной литературы и выслали на родину, в Пустомазово. Но позже, в 1918, он вернулся в училище и с блеском окончил обучение.
Андрей Туполев и первый самолёт, который он создал, будучи студентом техучилища (МВТУ). Источник: cmvvs.ru
Взлёты и падения Туполева
Карьеру самолётостроителя смелый в поисках и экспериментах Туполев начал с создания аэросаней для Красной Армии, затем спроектировал торпедные катера и глиссеры для флота. В 1924 году Андрей Николаевич создаёт цельнометаллический самолёт АНТ-2, а спустя два года – АНТ-3. На нём известный лётчик Михаил Хромов совершил кругосветку. Это был исторический трёхдневный перелёт из Москвы в Москву, через Берлин, Париж, Вену, Прагу и Варшаву. Следующий рекорд совершил АНТ-4, на этот раз конструктор удивил научное сообщество самолётом, способным на беспосадочный перелёт через океан и достигшим Америки. В 1937 году этот рекорд подтвердили прославленные лётчики Валерий Чкалов и Михаил Громов. Но уже на самолёте АНТ-25.
Туполев и члены экипажа АНТ-25 Чкалов, Байдуков, Беляков, 1936 год. Источник: ТАСС
Один громкий успех следовал за другим! Казалось бы, что может пойти не так? Однако в том же 1937 на Лубянку пришёл донос на Туполева. И талантливый авиаконструктор оказался в Бутырской тюрьме, где подорвал здоровье и веру в справедливость – ему вменили сразу несколько преступлений, и за любое из них могли расстрелять без суда и следствия. Обвиняли Туполева и в срыве сроков строительства аэрогидродинамического института, и во внедрении вредительской американской технологии, и, по классике, в шпионаже. Туполев уцелел лишь благодаря своему таланту и работоспособности.
Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР
Однако с этих пор Андрей Николаевич стал работать в ЦКПБ-29 НКВД – в опытно-конструкторском бюро, где трудились такие же «вредители» из числа авиаинженеров, по разным причинам оказавшиеся под следствием. Так появилось ОКБ Туполева и результатом его работы стали бомбардировщики, которые успешно показали себя в первых же сражениях Великой Отечественной. А в 1941 Андрея Николаевича отпускают на свободу. Но без отмены приговора. Работать отныне он будет в Сибири. Как он сам говорил, в глубоком тылу, но как на передовой.
Прибытие в Омск
Итак, в июле 1941 года КБ Туполева вместе со всем оборудованием было эвакуировано в Сибирь. В Омск Андрей Николаевич приезжает с женой, сыном, дочерью и зятем. Размещается семья в доме №33 на улице Маркса. Сразу после этого события в Омске начинают осваивать сборку Ту-2, который довольно быстро стал любимым бомбардировщиком военных лётчиков.
Уже в декабре 1941 собран первый самолёт, а спустя некоторое время налаживают серийное производство. Из омских ангаров в воздух поднимется 80 серебристых бомбардировщиков, которые американцы с налётом суеверия станут звать «летучая мышь».
Бомбардировщик Туполева Ту-2 – любимый самолёт военных лётчиков. Фото: ТАСС
В Омске Туполева запомнили, как человека разностороннего и общительного, готового участвовать в общественных мероприятиях. Он, например, открывал пионерский лагерь, посещал литературные вечера, которые готовили сотрудники библиотек, ходил в театр имени Вахтангова, труппа которого тоже была эвакуирована подальше от военных действий. В общем, жил как живут обычные люди. Однако работа всегда оставалась его приоритетом.
Андрей Николаевич Туполев. Источник: culture.ru
В 1943 Туполев отправится работать в Москву, но спустя два года вновь вернётся в Омск с проектом Ту-2У, уже модернизированной моделью своего предшественника. Производство этого самолёта позволит заводу, сохранив профиль, выжить в послевоенное время. И в 1955, когда решался вопрос, где именно осуществлять сборку первого реактивного пассажирского самолёта – выбор остановили на Омске. Город может гордиться, что первый Ту-104 в воздух поднялся со взлётной полосы его аэродрома. Этот самолёт стал крупнейшим достижением советской авиационной техники и началом эры пассажирской авиации в нашей стране. Газеты того времени сообщали, что Запад был шокирован, когда этот первый Ту-104 приземлился в Лондоне. Это событие за рубежом сравнили с прибытием НЛО.
А в Омске и сегодня работает производственное объединение «Полёт», созданное на базе московских эвакуированных заводов и специализирующееся на авиационной и ракетно-космической технике.
Туполев на фоне своего самолёта Ту-144. Источник: cmvvs.ru
В 1957 в небо взмыл первый двухпалубный воздушный лайнер Ту-114, а в 1963 Туполев создал пассажирский сверхзвуковик Ту-144. Вообще, за свою жизнь Андрей Николаевич сконструировал более ста видов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. Трижды он награждался Золотой Звездой героя, а вот полностью реабилитировали его только в апреле 1955 года.
Умер талантливый авиаконструктор в возрасте 84 лет от туберкулёзной пневмонии – эта болезнь преследовала его с тех самых пор, как он целый год провёл в тюрьмах. Похоронен Туполев на Новодевичьем кладбище в Москве.
Памятник Туполеву. Фото: silaznaharei.ru
Наталья Смирнова
Заглавное фото: коллаж «Сибирский. Новостной»
Публикации серии «Люди Сибири»
Ксения Харитонова: как девочка из уральской деревни Липовка основала сибирскую школу нейрохирургии