В России может полностью закрыться «Светофор» — одна из крупнейших в стране продуктовых торговых сетей. Работа десятков магазинов уже приостановлена после проверок Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Возможно, они больше не откроются никогда. Что будет с ценами на продукты? Ведь в «Светофоре» товары первой необходимости можно было найти по очень низкой стоимости.
Рыночная ниша «Светофора» — «жесткий дискаунтер». На его полках (точнее, паллетах — часто выкладка товара в этой сети производится «на пол») потребители находят товары с ценником порой на 20 — 30 процентов ниже, чем в соседних «Магнитах» и «Пятерочках».
Но чудес не бывает — держать супернизкие цены невозможно исключительно за счет минимальной наценки. Дискаунтерам приходится экономить на всем: на персонале, оборудовании, условиях хранения, упаковке. Порой торговые сети закрывают глаза на низкое качество поставляемых производителями товаров или даже на откровенный контрафакт. А самих поставщиков постоянно «утаптывают», навязывая очень жесткие, порой кабальные, условия контрактов.
В то же время от покупателей дискаунтеры не знают отбоя. Многие люди вынуждены экономить на еде порой в ущерб ее качеству.
А владелец «Светофора» Сергей Шнайдер стал тем временем долларовым миллиардером. Forbes оценил состояние 57-летнего предпринимателя в $1,4 млрд. Его группа компаний вошла в топ-5 продуктовых сетей России. С некоторого времени «Светофор» начал экспансию в Европу: там сеть схожего формата известна под названием Mere.
Фото: Grabowski Foto/Shutterstock/ФОТОДОМ
«Светофор»: плохие сигналы
Претензии к «Светофору» у регулирующих органов появились уже давно. Например, в 2017 году сеть ввела в Свердловской области, Красноярском крае и других регионах правило «минимального чека». Если покупатель набирал товаров на сумму меньше 300 рублей, его отказывались обслуживать на кассе. Защищая малообеспеченных потребителей, Роспотребнадзор обратился в суд, который признал такую практику незаконной.
В 2020 году вопросы к «Светофору» появились у антимонопольщиков Белоруссии. Чиновникам не понравился скудный ассортимент дискаунтера и качество ряда товаров.
В 2022 году Ленинский районный суд Санкт-Петербурга запретил «Светофору» реализовывать сметану «Пятигорскую», в которой эксперты не обнаружили и следа молочного жира. 800-граммовые ведерки поддельной сметаны продавались по 89 рублей, тогда как себестоимость лишь сырья для производства единицы продукции такого веса по оценкам общественников составляла минимум 200 рублей.
Фото: FotograFFF/Shutterstock/ФОТОДОМ
В 2023 году сотрудники московского Роспотребнадзора совершили рейды по 23 магазинам сети, проверяя жалобы организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива». По результатам проверки регулятор выявил огромное количество нарушений санитарно-эпидемиологических норм, правил хранения, выкладки и маркировки товара. В частности, он сообщал о «наличии мух в торговом зале и охлаждаемой камере», «пищевой продукции без сопроводительной документации, с неполной или нечитаемой маркировкой, с истекшими сроками годности, с нарушением целостности упаковки».
Больше половины образцов продукции, взятых сотрудниками Роспотребнадзора для анализа, «не отвечали обязательным требованиям по микробиологическим, физико-химическим показателям, по показателям идентификации (фальсификации)».
Работа восьми из 23 магазинов тогда была приостановлена по решению суда, изъято 14 тонн некачественной пищевой продукции. Было возбуждено 58 административных дел в отношении ряда юрлиц и их руководителей, которые закончились штрафами на общую сумму 4,3 млн рублей.
«Светофор»: красный свет
Если раньше торговой сети удавалось отбиться от большей части претензий и выходить из-под атак регуляторов с минимальными потерями, то с января 2025 года ситуация изменилась. Надзорные органы взялись за «Светофор» серьезно и основательно: на дверях московских супермаркетов дискаунтера начали появляться таблички «Закрыто по техническим причинам». «Техническими причинами» стали внеплановые проверки Роспотребнадзора и Россельхознадзора.
Фото: Alexandr Kharlov/Shutterstock/ФОТОДОМ
Напомним, с 2020 года в России действует мораторий на плановые проверки бизнеса, в том числе торговых сетей. А с внеплановыми регуляторы могут нагрянуть лишь в случае, если в организации дела обстоят настолько плохо, что ее деятельность угрожает здоровью и жизни потребителей.
Вероятно, количество жалоб от граждан и общественных организаций было настолько большим, что чаша терпения регуляторов переполнилась. Причем проведение проверок одобрили чиновники из высших эшелонов власти, в частности, первый вице-премьер Денис Мантуров.
Россельхознадзор по своей линии (оборот молочной, мясной, рыбной продукции) уже выявил массу нарушений в «Светофорах», среди которых «просрочка», «разморозка» и дырки в упаковках. Часть продукции поступала в супермаркеты «без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность».
К «санкциям» против «Светофора» подключилась и ФНС. Налоговики приняли решение начать ликвидацию АО «Инвест стандарт» — холдинга, управляющего супермаркетами в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Причина — недостоверные сведения об адресе, указанном компанией при регистрации.
Что будет с ценами на продукты после закрытия «Светофора»
«Светофор» — один из пяти крупнейших ретейлеров России. И остальные входящие в пятерку сети постоянно мониторят цены на прилавках прямых конкурентов. Без «Светофора», цены у которого часто ниже, чем у любой из входящих в топ-5 сетей, «средняя» вырастет, что может спровоцировать остальных игроков попытаться получить дополнительную прибыль без затрат. То есть просто переписав ценник.
С другой стороны, большую часть ассортимента «Светофора» составляют промтовары и продукты длительного хранения: консервы, крупы, макаронные изделия. Мясо, молочная продукция, рыба и фрукты-овощи на прилавках сети представлены незначительно и занимают лишь небольшую долю в структуре выручки.
Именно то, что составляет львиную долю ассортимента дискаунтера, россияне уже привыкли покупать через маркетплейсы: в них можно легко найти цены не выше, чем в «Светофоре». При этом купленные товары доставят прямо домой или в ближайший пункт выдачи.
В то же время, люди привыкли к «Светофорам», в которых можно закупиться разными товарами по ценам ниже среднерыночных. Корреспондент Forbes, к примеру, пишет, что у входа в закрытый супермаркет на Боровой улице в Москве видел группу недовольных покупателей, которые приехали из других районов города, где магазины также неожиданно приостановили работу.
Атака на «Светофор»: справедливая расплата за нарушения или «заказуха»?
Александр Анфиногенов, независимый эксперт FMCG рынка, считает, что история с проверкой ретейлера «Светофор» остается во многом неясной.
«При всей моей настороженности к сетевым ретейлерам, которых я считаю циничными, наглыми и алчными, потому что их наценки на продукты питания — чудовищны, в истории со «Светофором» есть много белых пятен».Александр Анфиногеновнезависимый эксперт FMCG рынка
Во-первых, сама проверка: надзорные органы пришли к крупному, давно работающему игроку и предъявили претензии по относительно незначительным нарушениям, считает эксперт. В сфере торговли продуктами питания всегда существует определенный уровень списаний, утилизации и возвратов — это нормальная практика. «Светофор» не новичок на рынке, он работает в сегменте жестких дискаунтеров, привлекая покупателей низкими ценами.
В связи с этим у Александра Анфиногенова возникли сомнения в объективности произошедшего. Либо это целенаправленный удар со стороны конкурентов, которым мешает агрессивная ценовая политика «Светофора», либо владельцы компании сами инициируют ликвидацию, чтобы затем перезапуститься под новым брендом без старых проблем, считает он.
Во-вторых, с точки зрения эксперта странным выглядит тот факт, что после проверок СЭС в дело вмешалась налоговая служба и приняла решение о ликвидации компании. Причины этого до конца не ясны, считает Александр, и вопросов остается больше, чем ответов.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».