Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Магия света Ивана Шультце, часть 1: от Шпицбергена до Египта

Прошлой осенью отмечали не только юбилей Николая Рериха, но и 150-летие со дня рождения другого интересного художника - Ивана Фёдоровича Шультце. Он менее известен в России, но его работы в последнее время активно выставляются. В частности, Центр Искусств, находящийся в цоколе комплекса храма Христа Спасителя, экспонирует некоторые его работы в постоянной экспозиции, а сейчас вдобавок организовал потрясающую выставку (продлена до 1 июня 2025 года). В двух залах представлено несколько десятков работ Ивана Шультце, их так много, что я разделила обзор на несколько статей. Наравне со своим учителем К. Я. Крыжицким и его другом А. И. Куинджи, Шультце является ярким представителем люминизма в изобразительном искусстве. Эти талантливые художники обладали удивительной способностью передавать свет с помощью обычных масляных красок. Их полотна словно светились изнутри, вызывая удивление, недоумение и восторг публики, привыкшей совсем к другим картинам. Иван Шультце стал художником довольно позд

Прошлой осенью отмечали не только юбилей Николая Рериха, но и 150-летие со дня рождения другого интересного художника - Ивана Фёдоровича Шультце. Он менее известен в России, но его работы в последнее время активно выставляются. В частности, Центр Искусств, находящийся в цоколе комплекса храма Христа Спасителя, экспонирует некоторые его работы в постоянной экспозиции, а сейчас вдобавок организовал потрясающую выставку (продлена до 1 июня 2025 года). В двух залах представлено несколько десятков работ Ивана Шультце, их так много, что я разделила обзор на несколько статей.

Наравне со своим учителем К. Я. Крыжицким и его другом А. И. Куинджи, Шультце является ярким представителем люминизма в изобразительном искусстве. Эти талантливые художники обладали удивительной способностью передавать свет с помощью обычных масляных красок. Их полотна словно светились изнутри, вызывая удивление, недоумение и восторг публики, привыкшей совсем к другим картинам. Иван Шультце стал художником довольно поздно, когда ему было около тридцати лет. Начав профессионально заниматься рисованием, он с интересом постигал науку о свете, изучая законы его проявления и преломления. Очень сильно ему помогли в этом натурные наблюдения, прежде всего - путешествия на Крайний Север и, наоборот, в далёкую жаркую Африку.

И. Ф. Шультце. У берегов Шпицбергена (1908)
И. Ф. Шультце. У берегов Шпицбергена (1908)

Иван Шультце летом 1907 и 1908 годов участвовал в качестве художника в арктических научных экспедициях на Шпицберген. Его пригласил немецкий исследователь А. Кёниг. Поучаствовав в этих плаваниях, Шультце стал первым художником, посетившим столь высокие широты и отразившим красоту Арктики в своих произведениях.

И. Ф. Шультце. У берегов Шпицбергена (1908)
И. Ф. Шультце. У берегов Шпицбергена (1908)

В экспедиции Шультце сделал многочисленные зарисовки как неживой природы, так и местных обитателей, особенно птиц. Возвратившись из путешествия, художник, насыщенный впечатлениями, по своим эскизам написал несколько картин Арктического цикла. Его суровые северные пейзажи дышат воздухом и светом.

"…К вечеру на второй день морского перехода взорам путешественников предстал красивый силуэт острова, окружённый редкими массивными глыбами плавучего льда бледно-изумрудного цвета, унизанный стаями птиц. Очаровательная картина беспрестанно меняющихся ледяных плавучих гор невольно наэлектризовала свежего зрителя…" - писал Шультце.
И. Ф. Шультце. Шпицберген (1910)
И. Ф. Шультце. Шпицберген (1910)
"...Невыразимой красоты глетчеры, переливающиеся благодаря необъяснимой игре рефлексов из белого цвета в синий, изумрудный, фиолетовый, розовый; своеобразные формации разноцветных гранитных скал; живописный разнородный мох - всё это создавало столько мотивов, что трудно было на чём-нибудь остановиться..." - ещё одна цитата из записок художника.
И. Ф. Шультце. У Лофотенских островов в июне (1911)
И. Ф. Шультце. У Лофотенских островов в июне (1911)

По пути на Шпицберген корабль миновал Лофотенские острова, лежащие вблизи северо-западных берегов Норвегии. Позже Шультце изобразил живописный лофотенский пейзаж на своей картине.

И. Ф. Шультце. У Лофотенских островов в июне. Фрагмент (1911)
И. Ф. Шультце. У Лофотенских островов в июне. Фрагмент (1911)

Примерно тогда же, в 1908 году Иван Шульце посетил Египет. В поездке художник любовался природой пустыни, древней архитектурой, наблюдал жизнь местного населения, делал многочисленные зарисовки с натуры. В итоге собрались материалы, которых хватило в качестве основы для его творчества вплоть до 1930-х годов.

-7

Типичный египетский пейзаж, как обычно представляют его себе европейцы, изображён на одной из картин Шультце. Художник рисовал его по памяти, пользуясь множеством эскизов, сделанных во время его путешествия. На полотне Шультце воспроизвёл сумерки. Передать такое состояние природы - на грани между светом и мраком - сложная задача. Мы видим последние лучи солнца и их отражение на иссохшей земле.

И. Ф. Шультце. Египет (около 1930)
И. Ф. Шультце. Египет (около 1930)

Обычно Шультце писал пейзажи без участия людей. С точки зрения художника природа абсолютно самодостаточна и не нуждается в присутствии действующих лиц. Однако в Египетской серии Шультце часто включал в композицию изображения человека. В данном случае бедуин на верблюде органично вписался в природную картину как часть ландшафта, как его неотъемлемая принадлежность. Шультце принципиально не пишет чужеродных Африке европейцев, а изображает детей пустыни. Фигуры людей на египетских пейзажах находятся в единстве, в гармонии с природой.

И. Ф. Шультце. Египет. Фрагмент (около 1930)
И. Ф. Шультце. Египет. Фрагмент (около 1930)

На соседней картине художник изобразил остатки разрушенного храма. Современное название местности Ком-Омбо означает "холм Омбо", а древнее название - Нубет (в переводе "город золота"). Примерно за 150 лет до начала новой эры при правителе Птолемее VI здесь был возведён необыкновенный объёдинённый храм. Он был посвящён сразу двум египетским божествам: Гору и Себеку. Гор, которого обычно изображали в виде сокола, был покровителем неба и солнца. Себека часто можно увидеть в образе крокодила, он был божеством вода и разливов Нила, отпугивал силы тьмы, защищая людей. Символика золота в названии и посвящении Гору отсылает к солнцу и свету, мастером изображения которого был художник.

И. Ф. Шультце. Разрушенный храм. Ком-Омбо, Египет (1920-е)
И. Ф. Шультце. Разрушенный храм. Ком-Омбо, Египет (1920-е)

Ещё одна картина Египетской серии - "Подъём на гору Синай". Её художник закончил в 1910 году. Эта священная для многих религиозных людей гора находится на Синайском полуострове в пределах современного Египта.

И. Ф. Шультце. Подъём на гору Синай (1910)
И. Ф. Шультце. Подъём на гору Синай (1910)

Согласно Ветхому Завету, именно на горе Синай Моисею явился Бог и дал Десять заповедей. На самом деле нет абсолютной уверенности, что гора Моисея, изображённая на картине и почитаемая сейчас христианами как гора Синай - именно та гора, о которой повествует Библия, существуют и другие толкования. Однако именно сюда многие сотни лет идут паломники со всех концов мира. Именно их и изобразил Шультце на своём полотне.

И. Ф. Шультце. Подъём на гору Синай. Фрагмент (1910)
И. Ф. Шультце. Подъём на гору Синай. Фрагмент (1910)

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.