Найти в Дзене
Охотник на ворон

«Добрые сербы» Ч.1 Вуковар – «хорватский Сталинград».

Нередко комментируя мои статьи про Сербию, иные читатели пытаются убедить в первую очередь себя в том, какие милые, добрые и отзывчивые люди населяют страну. Каким потом и кровью им пришлось полить свою землю ради будущего своих детей и благополучия «понаехов». Спорить и доказывать что-либо я не собираюсь. Лучше всего за меня это сделает История. Совсем свежая, недавняя. Это по меркам и продолжительности человеческой жизни 30 лет – значительный период. По историческим меркам – просто абзац или перевернутая страница. Давайте её перевернём назад и посмотрим, какими методами ещё совсем недавно добрые, свободолюбивые сербы отстаивали свое право на существование под солнцем, стремясь при разделении Югославии отхватить земельный надел побольше и кусок пожирнее. А в конце попробуем подвести итоги… … Начало 90-х годов. Республике Югославии остаются считанные дни на международной арене, власти с трудом сдерживают рост националистических настроений. На северо-востоке Хорватии стоит город Вуковар

Нередко комментируя мои статьи про Сербию, иные читатели пытаются убедить в первую очередь себя в том, какие милые, добрые и отзывчивые люди населяют страну. Каким потом и кровью им пришлось полить свою землю ради будущего своих детей и благополучия «понаехов».

Спорить и доказывать что-либо я не собираюсь. Лучше всего за меня это сделает История. Совсем свежая, недавняя. Это по меркам и продолжительности человеческой жизни 30 лет – значительный период. По историческим меркам – просто абзац или перевернутая страница.

Давайте её перевернём назад и посмотрим, какими методами ещё совсем недавно добрые, свободолюбивые сербы отстаивали свое право на существование под солнцем, стремясь при разделении Югославии отхватить земельный надел побольше и кусок пожирнее.

А в конце попробуем подвести итоги…

… Начало 90-х годов. Республике Югославии остаются считанные дни на международной арене, власти с трудом сдерживают рост националистических настроений.

На северо-востоке Хорватии стоит город Вуковар, который еще помнит те страшные 87 дней осады, когда от домов, школ, магазинов остался лишь битый кирпич.

Вуковар – древний город, возведенный на восточной хорватской границе, в непосредственной близости от сербской Воеводины. Он представлял серьезный интерес для сербских войск, потому что в случае атаки, направленной против Загреба, столицы Хорватии, город должен был остаться в тылу, что являлось недопустимым.

Изначально сербы хотели взять Вуковар штурмом (согласно данным разведки, операция должна была быть завершена за 2 недели), но стремительного натиска не получилось.

Чтобы вы немного представили себе, какая армада сербских войск была задействована против, в сущности, маленького города, приведу такие данные о соотношении сил противников: блокада Вуковара осуществлялась подразделениями сербов общей численностью до 40 000 человек с севера и юга.

В состав северной группировки входили: 1-я механизированная бригада, 1-й механизированный полк из Панчево, 211-й танковый батальон из Баранья.

В состав южной: 1-я гвардейская механизированная бригада, а также три механизированные бригады из Шабача, Крагуеваца и Валево. Через пару месяцев им на помощь пришла элитная воздушно-десантная бригада из Ниша. Кроме того, в военной операции участвовали подразделения военной полиции, прибывшие из Белграда. Огневую поддержку обеспечивали 3 отдельных артиллерийских полка, вооруженных, как ствольной артиллерией, так и системами залпового огня. Воздушная поддержка обеспечивалась 252-м смешанным истребительно-бомбардировочным полком и специальной транспортной группой, базирующейся в Батайнице. Вдобавок к этому, подразделения сербской армии могли обратиться за помощью к 172-му смешанному истребительно-бомбардировочному полку и 353-му разведывательному подразделению из Моцара.

Силы Вуковарской обороны состояли из 4-го батальона 3-й гвардейской бригады, бойцов 1-й гвардейской бригады (всего 400 человек), 300 полицейских, рекрутированных из Вуковара, Славонски Брода и Вараждина, а также 1100 добровольцев. Стоит отметить, что хорваты составляли 2/3 от числа всех защитников города. Оставшуюся треть составляли представители других национальностей, в том числе и сербы, решившие драться за город вместе с друзьями.

То есть (вдумайтесь) - около 40 000(!) сербов против 2 000 (!) защитников города!

Защитники Вуковара располагали в основном легким стрелковым оружием и несколькими пулеметами. Кроме того, у хорватов были 90-мм противотанковые системы типа «Оса», 120-мм минометы, три 105-мм гаубицы и некоторое количество 76-мм пушек ЗИС-3 и Б-1 (боеприпасов к орудиям было мало, и они ценились на вес золота). Оружие, еда и медикаменты попадали в город по «кукурузной дороге», проходившей через кукурузные поля, раскинувшиеся в окрестностях деревень Маринци и Богдановичи. В октябре 1991 года эта транспортная артерия была прервана – сербы замкнули вокруг города блокадное кольцо.

Загреб пытался посылать в осажденный Вуковар людей, боеприпасы и медикаменты. Однако снабжение оказалось неэффективным, поскольку город был окружен минными полями, а сербы регулярно атаковали транспортные колонны хорватов, захватывая трофеи.

Первые стычки на территории Вуковара произошли в мае 1991 года. Однако сколько-нибудь серьезная война началась в середине лета. К августу месяцу вооруженные силы сербов контролировали несколько районов города. Ориентированные на Сербию силы получали подкрепления из Нови-Садского корупуса, а также из корпуса Банья-Лука.

На улице Вуковара Фото из открытых источников.
На улице Вуковара Фото из открытых источников.

Полномасштабное наступление на Вуковар началось 24 августа 1991 года с серии воздушных и артиллерийских ударов, в ходе которых пострадала местная церковь, госпиталь и водонапорная башня. Вслед за артиллерийским ударом последовало наступление сербской пехоты, вызвавшее яростное сопротивление со стороны хорватских защитников. Атаки продолжались с 24 по 28 августа. При этом сербы потеряли два самолета и около 10 танков, которые по неосторожности оказались в черте плотной городской застройки. Это объяснялось просто - сербская армия не имела серьезного опыта штурмовых операций, также не было отработано взаимодействие между танками и пехотой.

После первых стычек командиры сербов поняли, что взять Вуковар будет не так уж и просто. На смену первому плану пришел второй, согласно которому сербская армия должна была уничтожить противника, опираясь на количественное и качественное превосходство в технике и людях. Пока сербы занимались перегруппировкой вооруженных сил (в частности подводили к городу танковые колонны), артиллерия продолжала обстреливать позиции хорватов, что должно было напугать и деморализовать защитников Вуковара.

В начале осени сербы приступили к активному обстрелу города из ствольной артиллерии, после чего пытались взломать оборонительные рубежи хорватов при помощи танков и малых комбинированных групп (танки + пехота). Основной целью удара были казармы, которые располагались в юго-восточной части города.

Хорваты встречали танковую колонну внутри городской застройки и начинали долбить по ней из противотанкового оружия. Естественно, сербские части несли серьезные потери, поскольку танки не могли отстреливаться по верхним этажам домов, а оторвавшаяся от БТР пехота не знала город и регулярно попадала в засады.

Еще одним изобретением хорватов стало использование метеорологических ракет, которые хоть и наносили малый урон, но серьезно деморализовали противника, предполагающего, что на вооружении хорватов есть не только автоматы и пулеметы, но и ракеты класса «земля-земля», утащенные с югославских военных складов.

Для успешного отражения сербских атак хорваты построили систему окопов, охватывающих смежные районы города. На верхних этажах домов были оборудованы огневые точки, тогда как их самих строений была вынесена вся мебель и все горючие предметы. Подвалы многих зданий были преобразованы в убежища, где можно было переждать артиллерийский или воздушный налет. Хорватские защитники города активно минировали дороги и улицы при помощи противопехотных и противотанковых мин, в проемах дверей устанавливали растяжки. Использовались ложные минные поля, эшелонированное и хаотичное минирование местности, что замедляло продвижение сербских войск к городскому центру.

Ситуация осложнялась тем, что Вуковар имел районы с различной застройкой. Если в новых кварталах армия сербов действовала относительно успешно, то в центральной (старой) части города с узкими улицами огневой контакт с противником (лучшими частями хорватского ополчения) всякий раз приводил к тяжелым потерям.

Бои в Вуковаре. Фото из открытых источников.
Бои в Вуковаре. Фото из открытых источников.

Не имея опыта городских сражений, сербские командиры изначально выбрали неверную тактику действий, которая привела к серьезным потерям в их частях. Как правило, удар сербской армии наносился фронтально, всей массой танков и пехоты по одному сектору. Вступив в огневое взаимодействие с противником, хорватское подразделение, ставшее целью удара, заманивало сербов вглубь городской застройки и попутно отстреливало солдат (хорваты следовали золотому правилу, согласно которому танки без пехотной поддержки не имели шансов на выживание). К слову сказать, на те же грабли наступили подразделения российских войск во время штурма Грозного в январе 1995 года.

Уничтоженный сербский танк. Фото из открытых источников.
Уничтоженный сербский танк. Фото из открытых источников.

Когда колонна тяжелых машин забиралась в глубину улицы, из соседних секторов подтягивались противотанковые команды, занимавшиеся уничтожением танков из подвалов и верхних этажей многоэтажных домов. Выстрел РПГ производился с дистанции не более 18 метров, что гарантировало уничтожение любого танка, находящегося на вооружении сербов. Первыми из строя выводилась ведущая и последняя машина в колонне, после чего, попавшие в ловушку танки уничтожались по очереди.

Стоит отметить, что хорваты не были заинтересованы в полном уничтожении танков, поскольку им нужны были как сами боевые машины, так и оборудование, оставшееся внутри их корпусов. Подбитые танки доставлялись на специальное «кладбище». Если танк невозможно было эвакуировать, его минировали.

Столкнувшись с хорватской тактикой боевых действий, сербы начали совершенствовать и свою тактику боя в городской черте. Теперь, атакуя сектор, танки двигались зигзагом и расстреливали из пушек все дома, оказавшиеся на их пути. Следом за гусеничными монстрами двигались БТР или БМП, поддерживающие танки пулеметным огнем по верхним этажам и подвалам зданий. Пехота тем временем продвигалась вперед, используя в качестве прикрытия сады, траншеи и задние дворы уцелевших и частично разрушенных домов. В случае серьезного сопротивления танки разрушали дома, а руины забрасывались дымовыми шашками или газовыми гранатами. Зачистка разрушенного дома осуществлялась пехотой. Используя данный метод, сербы начали отбивать город дом за домом, улицу за улицей.

Столкнувшись с новой тактикой противника, хорваты также не остались в долгу. Они начали совершать ночные рейды на территории, оказавшиеся под контролем сербов. Одной из целей этих рейдов стало минирование застрявших танков. Мина подкрадывалась в машину ночью и детонировала утром, когда танк приступал к боевой работе. Минирование застрявших машин приняло такой размах, что танкисты отказывались забираться в любые застрявшие и брошенные танки и принудить их к этому можно было только угрозой расстрела.

Уничтоженный сербский танк. Фото из открытых источников.
Уничтоженный сербский танк. Фото из открытых источников.

Фактически, битву за Вуковар выиграли не танки, а сербская артиллерия, которая методично уничтожала скопления хорватской живой силы (всего по городу было выпущено 700 тыс. снарядов различного калибра) и уцелевшие городские дома. К ноябрю 1991 года стало ясно, что город хорватам удержать не удастся. К этому времени большая часть городских построек была разрушена, и Вуковар напоминал огромную каменную руину. Передвижение по городским улицам прекратилось, поскольку каждый день на город падало от 9000 до 12000 снарядов. Управление разрушенным Вуковаром осуществлялось изнутри атомного бункера, оставшегося со времен холодной войны. У защитников не осталось боеприпасов, внутри Вуковара начинался голод.

Подбитая бронетехника сербов в битве за Вуковар. Фото из открытых источников.
Подбитая бронетехника сербов в битве за Вуковар. Фото из открытых источников.

Последние надежды хорватов рухнули 3 ноября 1991 года, когда вооруженные силы сербов успешно форсировали Дунай в районе Лужаца, тогда как танковые колонны взломали несколько секторов внешней защиты и начали пробиваться к центру города.

Судьбы проигравших сложились по разному. Наиболее фанатичные бойцы хорватского сопротивления решили покинуть город, чтобы продолжать борьбу за независимость Хорватии на иных участках фронта. Другие защитники города остались в Вуковаре, поскольку здесь проживали их семьи. Многие их них были убиты во время последовавших федеральных зачисток (перестрелки продолжались до 20 ноября).

К концу битвы за Вуковар сербы потеряли (по разным данным) от 110 до 200 бронированных машин, в том числе 50 танков и 3 самолета. В боях погибло более 1100 солдат (2500 человек было ранено). Хорваты потеряли 879 человек убитыми и 777 ранеными. Во время боев погибло 1300 мирных жителей.

Победа! Фото из открытых источников.
Победа! Фото из открытых источников.

После того, как сербская армия вошла в город, она наткнулась на госпиталь. Несмотря на соглашения с Хорватией, по которым госпиталь должен был быть эвакуирован, около 300 человек были вывезены на свиноферму Овчары, где был оборудован лагерь для военнопленных.

С 18 по 21 ноября 1991 года в лагере были расстреляны «в дикой природе» 264 человека. В числе погибших: одна женщина, 77-летний старик и 16-летний подросток. 23 жертвы были старше 49 лет, которые согласно хорватскому закону не подлежали службе в армии. Среди убитых сербами были также французский военнослужащий Жан-Мишель Николье известный хорватский журналист Синиша Главашевич и его оператор Бранимир Половина.

После расстрела тела были сброшены в яму и зарыты бульдозером.

Сейчас на месте казни находится монумент - обелиск работы Славомира Дринковича с надписью: «В память 200 раненых защитников Хорватии из Вуковарского госпиталя, казнённых во время Великосербской агрессии против Хорватской Республики».

Не менее 1000 бойцов хорватского сопротивления были вывезены на территорию Сербии и содержались там, подвергаясь регулярным пыткам, в качестве военнопленных. Из тюрьмы их выпустили лишь в середине 1992 года, когда между Сербией и Хорватией было установлено краткосрочное перемирие.

Своеобразным символом сопротивления Вуковара стала водонапорная башня, которая сегодня является главным символом города. Во время боев за город, два молодых человека - Ивица Иваника и Хрвое Дзалто каждую ночь взбирались на вершину башни, чтобы поднять на ней хорватский флаг. Каждый раз флаг был новый, так как на рассвете неприятель открывал по флагу огонь, который не прекращался до тех пор, пока флаг не был сбит. Подъем был сложным мероприятием. Лестничные пролеты были частично разрушены, местами не хватало по 10–13 ступенек. Подсвечивать себе дорогу фонариком было опасно: можно было стать мишенью для снайпера. Подъем занимал около полутора часов. За несколько дней до падения города Иваника был смертельно ранен. Дзалто 18 ноября вышел из башни в полном обмундировании, с оружием и сдался в плен. Пережил пытки, провел восемь месяцев в сербском лагере для военнопленных.

Водонапорная башня после боев в Вуковаре. Фото из открытых источников.
Водонапорная башня после боев в Вуковаре. Фото из открытых источников.

Много лет после войны поврежденная водонапорная башня стояла заброшенной. Но в 2017 году был запущен проект ее восстановления и превращения в мемориальный комплекс. Башню отремонтировали, однако большую часть пробоин в стенах заделывать не стали. Мемориал был торжественно открыт в октябре 2020-го. В этот день башня была подсвечена в цвета национального флага. Из-за коронавирусных ограничений на концерте у ее подножия не смогли присутствовать все желающие.

На башню можно подняться пешком или на лифте. Наверху - смотровая площадка. На окружающих ее перилах установлены пластмассовые пластины с именами людей и названиями компаний и организаций, пожертвовавших деньги на восстановление главного символа Вуковара. Много жертвователей из Австралии - одной из главных стран хорватской эмиграции.

Сегодня хорваты гордятся своим маленьким городом, о разрушенные стены которого сломала зубы намного превосходящая по силе и численности сербская армия и сравнивают его с советским Сталинградом. В большей степени это конечно правда, хотя исторически немного не соответствует истине. Как известно – Сталинград выстоял, а Вуковар в финале битвы пал, но осада хорватского города стала ключевой битвой хорватской войны за независимость. Этот маленький город, вытянувшийся вдоль Дунайского побережья, оказался в блокаде в мае 1991 года и продолжал оказывать противодействие сербским частям до первых дней ноября. Фактически, Вуковар сыграл для Хорватии роль своеобразного щита, который притягивал к себе новообразованные подразделения сербов, пока хорваты укрепляли центральную Хорватию и занимались формированием собственных вооруженных сил.

Несмотря на то, что в конечном итоге Вуковар был взят, сербская армия одержала пиррову победу, отказалась от продвижения на Загреб и, в целом, смирилась с выходом Хорватии из Югославского государства.