Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Револьвер. The Beatles - Revolver, 1966 (2022 Remix)

История этого релиза началась не в 2022 году, а несколькими годами раньше, в процессе работы над документальным фильмом "The Beatles: Get Back" режиссёра Питера Джексона. Команда его компании WingNut Films столкнулась с необходимостью очистить и разделить старые аудиозаписи, чтобы выделить голоса музыкантов из общего шума. Для этого они разработали революционную технологию искусственного интеллекта, способную "демикшировать" (demix) звук, буквально разделить уже сведённые дорожки на отдельные компоненты: голос, бас-гитару, барабаны и другие инструменты. Продюсер Джайлз Мартин (сын легендарного Джорджа Мартина), услышав возможности этой технологии, понял, что настал момент совершить то, что раньше считалось невозможным. Дело в том, что оригинальные четырёхдорожечные мастер-ленты "Revolver" были подвергнуты процессу сведения (bouncing down), когда несколько дорожек совмещались на одной для экономиции места. Бас-гитара Пола Маккартни, барабаны Ринго Старра и ритм-гитара могли быть записа

История этого релиза началась не в 2022 году, а несколькими годами раньше, в процессе работы над документальным фильмом "The Beatles: Get Back" режиссёра Питера Джексона. Команда его компании WingNut Films столкнулась с необходимостью очистить и разделить старые аудиозаписи, чтобы выделить голоса музыкантов из общего шума. Для этого они разработали революционную технологию искусственного интеллекта, способную "демикшировать" (demix) звук, буквально разделить уже сведённые дорожки на отдельные компоненты: голос, бас-гитару, барабаны и другие инструменты. Продюсер Джайлз Мартин (сын легендарного Джорджа Мартина), услышав возможности этой технологии, понял, что настал момент совершить то, что раньше считалось невозможным.

Дело в том, что оригинальные четырёхдорожечные мастер-ленты "Revolver" были подвергнуты процессу сведения (bouncing down), когда несколько дорожек совмещались на одной для экономиции места. Бас-гитара Пола Маккартни, барабаны Ринго Старра и ритм-гитара могли быть записаны на одну дорожку, что навсегда "склеивало" их в единый, неразделимый микс. Традиционные методы не позволяли их разделить без потерь. Технология же Питера Джексона работала как "аудио-расшифровка ДНК". Джайлз Мартин образно описал процесс так: "Это как если бы вы дали мне торт, а я через час вернул вам муку, яйца, сахар и все ингредиенты этого торта, на которых не осталось и следа смеси". Это позволило ему и звукоинженеру Сэму Океллу пересобрать альбом практически заново, имея на руках все "чистые" ингредиенты.

Цель Мартина была не переписать историю, а очистить и вывести на первый план то, что было задумано The Beatles в 1966 году, но что технологические ограничения эпохи скрыли под слоем компромиссного сведения. Он работал, постоянно сверяясь с оригинальными моно- и стереомиксами, переключаясь между ними кнопкой на пульте, чтобы не потерять первоначальную эмоциональную достоверность. Результат его работы не просто "ещё один ремикс"; это возможность услышать альбом с беспрецедентной ясностью, детализацией и эмоциональной силой, как если бы вы были в самой студии Abbey Road в 1966 году.

Звучание обрело невероятную глубину и текстуру. Барабаны Ринго в "Taxman" стали агрессивными и острыми, а в его знаменитой дроби на малом барабане в "Tomorrow Never Knows" теперь слышен pitch dip - лёгкое понижение тона, что указывает на то, что он настроил нижнюю мембрану барабана ниже, чем верхнюю. Бас-гитара Пола Маккартни, особенно в секции "If you drive a car..." в "Taxman", стала мощным, двигающим вперёд и детализированным инструментом, а не просто фоновым гулом .

Струнные в "Eleanor Rigby" теперь звучат как главные герои драмы, что полностью меняет эмоциональный отклик от песни. В "Here, There and Everywhere" бэк-вокал приобрёл небесную, объёмную слоистость, а ранее незаметные щелчки пальцев и детали акустической гитары стали слышимыми. Даже зевок в "I'm Only Sleeping", который раньше был практически незаметен, теперь можно чётко расслышать .

Вершиной этого аудио-революции стала обработка психоделических треков. В "Tomorrow Never Knows" голос Джона Леннона, пропущенный через вращающийся динамик кабинета Лесли (от органа Хаммонда), приобрёл новую, жужжащую текстуру и ясность. Какофония звуковых петель - крики чаек, смех, оркестровые глиссандо, обратные гитары в миксе Dolby Atmos обрела невероятное пространственное измерение: птицы проносятся над головой, звуки мечутся из стороны в сторону, создавая эффект полного погружения в холодное психоделическое пламя, как это и было задумано.

Теперь, собственно, о самом альбоме The Beatles, - "Revolver": он был прекрасен во всех отношениях! Если "Rubber Soul" намекал на новую свободу, то "Revolver" сделал из неё творческую программу.

Как сказал Джон Робертсон в своей книге "Полный путеводитель по музыке The Beatles", "Revolver" показал, что The Beatles могут браться поистине за любой музыкальный жанр".

Запись пластинки, которая навсегда изменила представление о том, какой может быть музыка для широкой аудитории, велась в студии EMI на Эби-роуд с апреля по июнь 1966 года, и атмосфера там была совершенно иной, чем во времена "Please Please Me". Коллектив, уставший от бесконечных гастролей и оглушительной популярности, находился в состоянии творческой трансформации. Это был самый долгий перерыв с момента взлёта славы, и группа намеревалась использовать это время не для отдыха, а для радикальных художественных поисков. The Beatles больше не хотели быть просто ансамблем, исполняющим хиты; музыканты стремились стать творцами, а студия звукозаписи стала их главным инструментом.

Идеи для нового материала копились у музыкантов во время трёхмесячного перерыва. Этот период был отмечен глубокими личными изменениями. Джон Леннон и Джордж Харрисон активно интересовались расширением сознания с помощью психоактивных веществ, что сильно повлияло на их мировоззрение и творчество. Их увлекали восточная философия, идеи о иллюзорности материального мира и природа человеческого существования. Пол Маккартни, в свою очередь, окунулся в богемную жизнь Лондона, посещая авангардные выставки, экспериментальные концерты и общаясь с представителями андеграунда. Ринго Старр разделял настроения своих коллег. Это интеллектуальное и духовное брожение стало питательной средой для альбома.

Работа началась с композиции Леннона "Tomorrow Never Knows", самой авангардной вещи из всего, что они когда-либо предлагали. Джон хотел, чтобы его голос звучал как "сто тибетских монахов", распевающих мантры на вершине горы. Чтобы добиться этого эффекта, молодой звукоинженер Джефф Эмерик предложил пропустить вокал через вращающийся динамик кабинета Лесли. Это создавало неземной, жужжащий тембр. Композиция была построена на одном гипнотическом барабанном лупе Старра и одном аккорде. Вместо традиционного инструментального проигрыша использовался коллаж из звуковых плёночных петель: крики чаек, смех, оркестровые глиссандо, которые вручную сводились на пульте в реальном времени. Текст песни Джон Леннон написал после прочтения им книги "Психоделический эксперимент" Тимоти Лири, Ричарда Олперта и Ральфа Мецнера, основанной на тексте "Тибетской книги мёртвых".

Этот экспериментальный дух пронизывал всю работу над пластинкой. Для песни Харрисона "Love You To" - погружения в индийскую классическую музыку - были приглашены музыканты из лондонского "Круга азиатской музыки", игравшие на тампуре и табле. Для игры на парных индийских барабанах табла пригласили Анила Бхагвата. Никто из остальных участников The Beatles на треке не играл, что было в новинку. Эта песня считается одной из первых композиций, исполненных в жанре рага-рока, зарождавшегося в середине 1960-х годов.

Для другой композиции, "Yellow Submarine", звукоинженеры создали подводный мир с помощью колоколов, гонгов, свистков и криков команды, записанных в ванной комнате студии. Это была весёлая игра, коллективный перформанс в духе времени.

Для записи песни "For No One" позвали Алана Сивила из Лондонской филармонии. Он сыграл на валторне по нотам, написанным Джорджем Мартином.

Одной из главных звукозаписывающих находок стало использование реверса - воспроизведение звука в обратном направлении. Особенно много reverse-дорожек отчетливо слышно на Tomorrow Never Knows, в т.ч. гитарное соло "задом наперед".

Вклад Маккартни, в свою очередь, демонстрировал невероятную мелодическую щедрость. Его "Eleanor Rigby", это камерная притча об одиночестве, в которой струнный октет, аранжированный Джорджем Мартином, звучал тревожно и пронзительно. В этом треке группа также не сыграла ни ноты.

Пол Маккартни продолжил жанровые эксперименты и записал "Got to Get You into My Life" в стиле псевдо-соула. Специально для записи были приглашены пятеро музыкантов, игравших на саксофонах и трубе.

Он же изобрел метод tape loop - использование склееных в кольцо кусочков пленки со звуками, которые воспроизводятся с равномерными повторениями. Это открытие стало поворотным моментом для музыки. И именно тогда, в 1966 году в студии Abbey Road был дан старт электронной музыке, которая преимущественно построена на зацикленных лупах.

Лирическое содержание пластинки также совершало прорыв. Тексты Леннона и Харрисона были наполнены отсылками к психоделическому опыту, интроспекцией и вопросами о реальности. Песня "She Said She Said" родилась из разговора во время такого опыта. Открывающий трек "Taxman" Харрисона был язвительным протестом против конфискационной системы налогообложения в Британии. В тексте он даже упомянул по именам премьер-министра Гарольда Уилсона и лидера оппозиции Эдварда Хита.

Оригинальный альбом был выпущен в Англии 5 августа 1966 года на лейбле Parlophone (Parlophone – PCS 7009). Его обложка, созданная художником Клаусом Фурманом, представляла собой комбинацию рисунка в духе Обри Бёрдсли и фотоколлажа.

"Revolver" окончательно завершил поп-главу в карьере The Beatles и ознаменовал начало психоделического периода группы. Он расширил границы музыки для широкой аудитории, революционизировал стандартные практики студийной записи и вдохновил развитие множества направлений. Важно отметить, что ни одна из песен с этой пластинки никогда не исполнялась коллективом вживую во время их последнего концертного турне. Комфорт студии и возможность использовать новаторские методы сделали живые выступления для The Beatles неинтересными и архаичными.

В общем, альбом "Revolver" стал вехой, рубежом, с которого началось стремительное распространение по всему миру сначала навеянного "сладким дымом" и лизергиновой кислотой психоделического, а затем и прогрессивного рока.

Послушать и скачать альбом в Hi-Res Audio, Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1519

Prog-rock rarities

- Джон Леннон / вокал, гармония и бэк-вокал; ритм-гитары и акустические гитары; орган Хаммонда, меллотрон, фисгармония; петли для ленты, звуковые эффекты; бубен, хлопки в ладоши, щелчки пальцами

- Пол Маккартни / вокал, гармония и бэк-вокал; бас-гитара, ритм-гитара и соло-гитара; фортепиано, клавикорд; петли для ленты, звуковые эффекты; Хлопки в ладоши, щелчки пальцами

- Джордж Харрисон / вокал, гармония и бэк-вокал; лид-гитара, акустическая, ритм-гитара и бас-гитара; ситар, тамбура; петли для ленты, звуковые эффекты; маракасы, бубен, хлопки в ладоши, щелчки пальцами

- Ринго Старр / ударные; бубен, маракасы, колокольчики, шейкеры, хлопки в ладоши, щелчки пальцами; петли для ленты; ведущий и бэк-вокал в песне "Yellow Submarine".

1. Taxman (2:38)

2. Eleanor Rigby (2:06)

3. I'm Only Sleeping (3:00)

4. Love You To (3:00)

5. Here, There And Everywhere (2:25)

6. Yellow Submarine (2:39)

7. She Said She Said (2:36)

8. Good Day Sunshine (2:09)

9. And Your Bird Can Sing (2:01)

10. For No One (2:00)

11. Doctor Robert (2:14)

12. I Want To Tell You (2:28)

13. Got To Get You Into My Life (2:29)

14. Tomorrow Never Knows (2:58)

Engineer [Principal] – Geoff Emerick

Mixed By [New Stereo Mix] – Giles Martin, Sam OKell

Producer – George Martin

Remastered By – Steve Rooke

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по каналу

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно послушать и скачать альбомы, о которых идёт речь.

Prog-rock rarities